Продолжается редакционная подписка на 2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Итоги исполнения областного бюджета за 2010 год

Исполнение бюджета в 2010 году производилось в соответствии с целями, определенными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", Основными направлениями налоговой и бюджетной политики Сахалинской области на 2010 год, утвержденными распоряжением администрации Сахалинской области от 09.10.2009 № 723-ра.

Хотя в целом по стране наметилась стабилизация в экономике, в Сахалинской области  последствия финансового кризиса проявились в 2010 году и сыграли отрицательную роль на поступлениях доходов в областной бюджет.

Бюджетная и налоговая политика Сахалинской области в 2010 году определяла цели и задачи управления бюджетными ресурсами области в этих сложных условиях. Объективно оценивая возможности островной экономики, Правительство области на 2010 год не ставило перед собой задачу достижения поступлений собственных доходов бюджета до уровня 2009 года.

Акценты были смещены на обеспечение адаптации бюджетной системы к изменившимся условиям, создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития области в посткризисный период, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, в том числе за счет созданного в 2009 году резервного фонда Сахалинской области, безусловного исполнения государственных расходных обязательств Сахалинской области, повышение эффективности бюджетных расходов, в целях сохранения достигнутого уровня и качества жизни населения.

Все поставленные задачи в 2010 году удалось выполнить.

Исполнение доходной части областного бюджета Cахалинской области за 2010 год

схема 1
 Поступление собственных доходов составило 32,5 млрд. рублей, что на 6,0 млрд. рублей или на 16 % ниже поступлений 2009 года.

Эта ситуация Правительством Сахалинской области прогнозировалась заранее, поскольку сокращение доходов связано с изменением в сторону уменьшения в 2009-2010 годах по сравнению с 2008 годом ключевых макроэкономических показателей, влияющих на формирование доходной базы областного бюджета.

Уплата налога в рамках реализации Соглашений о разделе продукции имеет особенность – перечисление налога иностранными компаниями производится один раз в год после завершения налогового периода. В 2010 году от иностранных участников проекта поступило 8,5 млрд. рублей налога на прибыль по итогам работы за 2009 год, что на 6,4 млрд. рублей или 43 процента меньше, чем было перечислено налога по итогам работы за 2008 год.

 

Факторы, влияющие на объем налога на прибыль, уплачиваемого в рамках проекта "Сахалин-1"

Показатели2008 год2009 годОтклонения (сумма)Отклонения (%)
объем добычи нефти по проекту "Сахалин-1", тыс.тонн9 6268 201-1 42585,2
среднегодовая цена на нефть, доллара за баррель102,9062,70-40,2060,93
курс доллара на дату уплаты, рублей за доллар35,7230,05-5,6784,13

 

В 2008 году был достигнут максимальный за весь период реализации проекта «Сахалин-1» объем добычи нефти, который был реализован по рекордно высоким ценам. В 2009 году последовало сокращение объемов добычи нефти по проекту «Сахалин-1», снижение среднегодовой цены на нефть и укрепление рубля по отношению к американскому доллару.

В результате изменений макроэкономических показателей в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократились поступления налога на прибыль по проекту «Сахалин-1» на 5,1 млрд. рублей, доходов в виде доли прибыльной продукции государства по проекту «Сахалин-1» – на 2,1 млрд. рублей.

Столь значительные выпадающие доходы областного бюджета частично компенсированы увеличением авансовых платежей по налогу на прибыль за 2010 год от российских участников проекта «Сахалин-1», связанные с ростом  цен на нефть.

Кроме того, в результате работы с федеральными органами власти Правительству области удалось добиться межбюджетного распределения бонуса за начало реализации углеводородов с месторождения Одопту проекта «Сахалин-1» по нормативам, действующим на дату подписания Соглашений о разделе продукции, а именно в размере 60 %, что позволило дополнительно получить доходов в размере 180 млн. рублей.

Без учета поступлений по проекту «Сахалин-1» сумма налога на прибыль по сравнению с 2009 годом увеличилась на 206 млн. рублей или на 4 процента.

Поступление налога на доходы физических лиц в областной бюджет составило 8,9 млрд. рублей. Как положительный момент следует отметить тот факт, что на фоне значительного снижения поступлений НДФЛ от подрядчиков шельфовых проектов удалось не только сохранить поступление налога на доходы физических лиц на уровне 2009 года, но и обеспечить его рост (0,4 процента). Этот прирост мог быть более высоким, но в августе 2010 года в федеральное законодательство были внесены изменения в отношении налогообложения иностранных граждан. За счет снижения ставки налога с 30 до 13 процентов для высококвалифицированных иностранных специалистов потери областного бюджета в отчетном году составили 312 млн. рублей.

В условиях сокращения доходной базы основные усилия Сахминфина были направлены на координацию работы со всеми заинтересованными органами по повышению уровня собираемости налогов и других обязательных платежей, погашению задолженности прошлых лет. За отчетный год практически по всем видам экономической деятельности отмечается прирост поступлений НДФЛ к 2009 году. В тоже время, несмотря на значительную финансовую поддержку, оказываемую из областного бюджета сельскохозяйственным предприятиям, многие из них имеют на конец года задолженность по уплате НДФЛ. В целом по отрасли поступления НДФЛ за отчетный год снизились к поступлениям за 2009 год на 19 млн. рублей или на 18 процентов.

Исполнение расходной части областного бюджета Cахалинской области за 2010 год

схема 2
 Благодаря созданию в высокодоходном 2009 году резервного фонда Сахалинской области, так называемой «подушки безопасности», в 2010 году удалось обеспечить расходы областного бюджета в сумме 53,5 млрд. рублей, т.е. с приростом по сравнению с предыдущим годом на 6 млрд. рублей.

В 2010 году, в условиях снижения доходной базы, Правительство области не только не сократило объем инвестиционной составляющей, но и увеличило ее на 2 млрд. рублей. Указанные расходы составили 15 млрд. рублей - третью часть всех расходов областного бюджета.

За счет указанных средств введен в эксплуатацию ряд социально-значимых объектов в муниципальных образованиях области, в том числе 13 дошкольных учреждений (что особенно важно в условиях недостатка мест в детских садах), завершены строительство вертолетной площадки на острове Шикотан, реконструкция Курильского портпункта в заливе Китовый, а также Северо-Курильского портпункта.

Динамика расходов областного бюджета сахалинской области на жилищное строительство

В целях осуществления антикризисных  мер приоритетным направлением деятельности Правительства области было обеспечение жильем граждан Сахалинской области, что способствует не только  улучшению жилищных условий жителей области, но и развитию строительной индустрии региона и через работу этой отрасли экономики - пополнению бюджетной системы налогами. На указанные цели из областного бюджета  было выделено 4 млрд. рублей, что в 1,3 раза больше уровня прошлого года и почти в 6 раз – 2008 года. Основной объем бюджетных инвестиций направлен на реализацию областной целевой программы «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009-2013 годы и на период до 2017 года», в рамках которой в 9 муниципальных образованиях области (Анивский, Невельский, Корсаковский, Южно-Курильский, Северо-Курильский, Холмский, Макаровский, Долинский районы, город Южно-Сахалинск) построено около двухсот квартир.

схема 3
 Кроме того, в рамках областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года» в 6 муниципальных образованиях (Анивский, Томаринский, Холмский, Макаровский, Долинский районы, город Южно-Сахалинск)   построено 8 многоэтажных жилых домов. Помимо этого, удалось завершить работу на таких важных для сахалинцев и курильчан объектах, как 8-квартирный дом для медицинских работников МУЗ «Курильская ЦРБ», в г. Курильске , 4-квартирный жилой дом в поселке Южно-Курильск, два 8-квартирных жилых дома на острове Итуруп.

Расходы областного бюджета на социально-культурную сферу

схема 4
 Как и в предыдущие годы, расходы областного бюджета в отчетном году были ориентированы на безусловное исполнение публичных нормативных обязательств и концентрацию ресурсов на ключевых социально значимых направлениях, затрагивающих интересы практически каждого жителя области.

Общая сумма расходов, направленных на социально-культурную сферу, составила 12,3 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом прирост составил 16 %.

Все отрасли, составляющие социальный блок областного бюджета, получили средства из областного бюджета в объемах, превышающих расходы 2009 года.

Направляемые значительные финансовые средства позволили улучшить материальное оснащение бюджетных  учреждений области,  эффективно выполнить полномочия по социальной защите населения.

Продолжена начатая в 2009 году масштабная работа по капитальному ремонту муниципальных и областных учреждений социальной сферы. На эти цели направлено почти 1 млрд. рублей, причем большая их часть – на капитальный ремонт муниципальных учреждений. За счет этих средств удалось отремонтировать почти 100 объектов государственной и муниципальной собственности.

На укрепление материально-технической базы областных и муниципальных учреждений в бюджете было предусмотрено свыше 500 млн. рублей, что позволило приобрести онкологическое, стоматологическое, диагностическое оборудование для учреждений здравоохранения, учебное, учебно-наглядное оборудование для общеобразовательных учреждений, технологическое оборудование для школьных столовых, пополнить книжный фонд библиотек.

В целях привлечения молодых специалистов в государственные и муниципальные учреждения  социальной сферы  с 2010 года была начата реализация закона Сахалинской области от 31.03.2010 № 15-ЗО, предусматривающего выплату пособия для молодых специалистов, закончивших высшие учебные заведения, в размере 200-250 тыс. рублей и для молодых специалистов, закончивших средние специальные учебные заведения - 150-188 тыс. рублей. За 2010 год пособие выплачено 124 специалистам на сумму около 20 млн. рублей.

 

Основной результат работы по социальной поддержке населения - это сохранение всех обязательств, предусмотренных федеральным и региональным законодательством и своевременная их выплата.

 

В соответствии с принятыми региональными расходными обязательствами более 61 тысячи жителей области явились получателями мер социальной поддержки, которые предоставлялись вне зависимости от дохода (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные, и т.д.) на сумму 1,2 млрд. рублей.

Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставлялись более 80 тысячам человек на общую сумму 957 млн. рублей, что  позволило оказывать реальную поддержку гражданам, оказавшимся в трудном материальном положении.

Кроме того, с 1 января 2010 года расширены полномочия Сахалинской области по предоставлению неработающим пенсионерам, проживающим в области, ежемесячной региональной социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной на 2010 год в Сахалинской области в размере 7380 рублей. На эти цели в прошлом году 18,5 тысячам получателей направлено почти 400 млн. рублей.

2010 год – год 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Одной из основных задач Правительства области было  предоставление социальных выплат  на улучшение жилья всем инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. На указанные цели направлено 258 млн. рублей. В результате 164 ветерана были обеспечены благоустроенным жильем, 34 ветеранам произведена дополнительная социальная выплата в размере до 1 млн. рублей.

Расходы областного бюджета Сахалинской области на предоставление межбюджетных трансфертов за 2010 год

схема 5
 Традиционно одну из самых значительных частей расходов областного бюджета в 2010 году составила финансовая помощь муниципальным образованиям. Общий объем ее составил 24,5 млрд. рублей.

Об особом внимании Правительства Сахалинской области к нуждам муниципальных образований свидетельствует тот факт, что прирост расходов на предоставление межбюджетных трансфертов на 6.2 % (2.5 млрд. рублей) выше прироста расходов на исполнение расходных обязательств непосредственно отнесенных к компетенции региональных органов власти.

При этом указанный прирост мог быть еще на 3,3 млрд. больше, если бы все трансферты, которые были предусмотрены на прошлый год, муниципальные образования сумели освоить в полном объеме.

ПОДДЕРЖКА ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ

В рамках выполнения поставленной Правительством задачи в области бюджетной политики на 2010 год значительные средства были направлены на поддержку значимых для региона отраслей экономики, наиболее подверженных кризису и дающих максимальную налоговую отдачу (дорожное хозяйство, сельское хозяйство и рыболовство, малый и средний бизнес, топливно-энергетический комплекс).

Для обеспечения функционирования, улучшения технических возможностей сети автомобильных дорог общего пользования из областного бюджета на развитие дорожного хозяйства в отчетном году направлено 4,5 млрд. рублей.

Большая часть указанных средств направлена на ремонт, строительство и реконструкцию основной автомобильной дороги Сахалинской области Южно-Сахалинск – Оха, а также на капитальный ремонт и реконструкцию мостов на автомобильной дороге Невельск-Томари-Шахтерск. Введено в эксплуатацию после реконструкции 10 км автомобильных дорог, 13 мостов, 1 путепровод.

На содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения направлено свыше 400 млн. рублей, что превышает уровень 2009 года на 250 млн. рублей или в 2,3 раза. Работы, выполненные за счет указанных средств, позволили обеспечить эксплуатационную сохранность автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, ликвидировать возможность чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения природным газом населения Сахалинской области, повышения надежности энергосбережения, улучшения экологической ситуации на территории области в отчетном году 1,4 млрд. рублей направлено на строительство 4-го энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ -1.

Учитывая необходимость бесперебойного обеспечения систем жилищно-коммунального хозяйства, на софинансирование расходов местных бюджетов в этой сфере направлено – 4,5 млрд. рублей.

За счет указанных средств проведен ряд мероприятий, которые позволили обеспечить функционирование систем теплообеспечения и водоснабжения населения области, а также улучшить эстетический облик городов и населенных пунктов Сахалинской области.

В целях создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан, повышения качества жилищно-коммунальных услуг на реализацию региональной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Сахалинской области на 2009 - 2010 годы» направлено 611 млн. рублей. В результате - отремонтировано 170 многоквартирных домов общей площадью 372,98 тыс. кв.м. Кроме того, реализация мероприятий региональных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (450 млн. рублей) позволила снизить количество аварийных ситуаций на объектах ЖКХ, обеспечить снижение технологических потерь, повышение энергетической эффективности и улучшить качество предоставляемых услуг населению.

Вложение бюджетных средств в развитие указанных отраслей положительно отразилось на динамике  поступления налогов от них во все уровни бюджетов.

Исключением является сельское хозяйство.

Расходы областного бюджета Сахалинской области на поддержку агропромышленного комплекса

схема 6
 На поддержку и развитие сельского хозяйства региона направлено 455 млн. рублей, т.е. на 10 процентов больше, чем в 2009 году. За счет указанных средств исполнены мероприятия, предусмотренные региональной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009-2012 годы», в том числе завершена реконструкция животноводческих ферм в ГУСП «Совхоз «Корсаковский», «Совхоз «Южно-Сахалинский», «Комсомолец». 

В 2010 году закончена реконструкция Троицкой и Раздольной осушительных систем и введено в эксплуатацию 165 га реконструированных мелиоративных систем.

Все эти мероприятия должны были оказать положительное воздействие  не только на  решение вопроса обеспечения населения области продовольствием, но и увеличить налоговую отдачу от отрасли. Указанная цель не была достигнута, о чем свидетельствует снижение поступлений  налога на доходы физических лиц, уплаченного предприятиями отрасли за отчетный год на 18,2%.

ОСВОЕНИЕ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА В 2010 ГОДУ

В процессе исполнения областного бюджета в 2010 году большое внимание уделялось полному и своевременному освоению бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям бюджетных средств. Результатом проведенной работы явилось общее увеличение процента освоения средств, предусмотренных в 2010 году, на 10% по сравнению с 2009 годом. Общий процент исполнения составил 89,8 %. При этом большая часть недовыполнения  главными распорядителями плановых назначений связана с экономией по проведенным торгам, а также отставанием в выполнении работ по капитальному ремонту, строительству и реконструкции муниципальными образованиями, производимыми за счет межбюджетных трансфертов. С учетом экономии по итогам размещения государственных заказов общее исполнение по расходам составило 95,6 % от уточненного плана.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 ГОД

Исполнение бюджета в 2011 году осуществляется в ситуации, при которой сохраняются высокие риски снижения доходной части регионального бюджета от уровня достигнутого в предыдущие годы. Основная причина – снижение поступлений налога на прибыль организаций, уплачиваемого по итогам года в рамках реализации Соглашений о разделе продукции по проекту «Сахалин-1», в результате уменьшения объема добычи нефти в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

В то же время сложность экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не будут рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей, главная из которых - повышение уровня и качества жизни населения посредством удовлетворения потребностей граждан в качественных услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, социальных гарантиях. С этой целью в 2011 году необходимо решение следующих задач:

  • полная мобилизация налогового потенциала региона;
  • выполнение обязательств перед гражданами;
  • повышение эффективности бюджетных расходов;
  • поддержка реального сектора экономики;
  • совершенствование межбюджетных отношений, обеспечивающих развитие доходной базы бюджетов муниципальных образований и укрепление финансовой самостоятельности местных бюджетов;
  • обеспечение прозрачности бюджетных процедур, конкурентного режима при закупках товаров и услуг для государственных нужд.

Для решения всех этих задач и оптимизации управления средствами областного бюджета Правительством области утверждена Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.




Rambler's Top100