Продолжается редакционная подписка на 2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Транспортный комплекс

Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению Самарская область является одним из наиболее значимых в России транспортных узлов. На территории области сформировалась крупнейшая в Приволжском федеральном округе транспортная система, находящаяся на пересечении международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток» и обеспечивающая транспортные связи федерального и регионального значения во всех направлениях.

В 2009 году предприятиями транспортного комплекса Самарской области перевезено 32,6 млн. тонн грузов (без учета трубопроводного транспорта) и 250,5 млн. пассажиров.

Рис. 1. Структура перевозки грузов по видам транспорта за 2009 год (без учета трубопроводного транспорта)

 

Основной объем грузопотоков в Самарской области приходится на железнодорожный и автомобильный виды транспорта, а пассажиропоток на автомобильный и городской электрический транспорт (трамваи, троллейбусы, метрополитен).

Филиал ОАО «Российские железные дороги» - Куйбышевская железная дорога имеет мощные пассажирские, грузовые перерабатывающие и ремонтные комплексы. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в области составляет более 1300 км. В распоряжении Куйбышевской железной дороги имеется около 50 грузовых станций, 40 контейнерных площадок. В 2009 году железнодорожным транспортом перевезено 19,3 млн. тонн грузов, 14,5 млн. пассажиров, при этом около 86% пассажиропотока приходится на пригородные перевозки.

В рамках Протокола «О взаимодействии и сотрудничестве Правительства Самарской области и ОАО «Российские железные дороги» с целью развития пригородных пассажирских перевозок и для улучшения качества обслуживания пассажиров ведется работа по созданию ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» с участием филиала ОАО «Российские железные дороги» - Куйбышевской железной дороги и Правительства Самарской области.

Рис. 2. Структура перевозки пассажиров по видам транспорта за 2009 год

 

Наибольшая доля пассажиров перевозится городским электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы, метрополитен), удельный вес перевозки пассажиров электрическим транспортом в объеме всех перевозок составляет – 52%, автобусами – 41%, железнодорожным транспортом – 6%, остальное приходится на перевозку пассажиров речным и воздушным видами транспорта.

По данным крупных и средних предприятий пассажирского транспорта износ транспортных средств достигает 70 и более процентов, ежегодно списывается значительное количество отработавших нормативный срок автобусов, а поступление новой техники весьма незначительно. Как следствие, количество автобусов на маршрутах ежегодно сокращается, в связи с этим происходит перемещение значительной части пассажиров на транспорт альтернативных перевозчиков – малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В 2009 году размер субсидий из областного бюджета на компенсацию расходов по перевозке пассажиров железнодорожным и речным транспортом пригородного сообщения составил 87 млн. рублей.

По территории Самарской области проходит один из крупнейших водных путей России – река Волга, связывающий территории в направлении север-юг, а через Волго-Донскую и Балтийско-Беломорскую системы имеющий выход во внешние морские акватории.

ОАО "Самарский речной порт" осуществляет перевозки своим флотом пассажиров и грузов, производит погрузочно-разгрузочные работы, выполняет плавмеханизацию перегрузочных работ на причалах клиентов. По железной дороге порт связан со странами СНГ, центральными регионами России, Уралом, Сибирью, государствами Средней Азии.

ОАО «Порт Тольятти» расположено в аванпорту Куйбышевского гидроузла. Речной порт специализируется на перевозке тарно-штучных грузов, контейнеров, угля, руды, железобетонных изделий и т.д., имеет 7 причалов, развитую сеть внутрипортовых железнодорожных путей, связанных со станцией Жигулевское море. Через порт Тольятти проходят транзитные и туристские линии по направлениям Москва - Астрахань, Москва - Ростов, Пермь - Астрахань, Нижний Новгород – Астрахань, Волго-Донской круиз, скоростные транзитные линии по направлениям на Ульяновск, Набережные Челны, Чебоксары, Казань, Балаково. Имеются возможности использования для перевозки грузов и пассажиров мощностей Сызранского речного порта и причалов класса «река-море» г. Октябрьска.

Крупнейший в ПФО международный аэропорт «Курумоч» выполняет рейсы практически во все крупные города России, в столицы стран СНГ, а также Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Германию, Чехию, Австрию, Италию и другие страны. Имеющиеся две взлетно-посадочные полосы позволяют принимать воздушные суда любого типа. Число обслуживаемых пассажиров в 2009 году превысило 1,3 миллиона человек, а по объему перевозок аэропорт стабильно входит в первую десятку аэропортов страны.

В соответствии с разработанной Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации Российской Федерации на период до 2020 года международный аэропорт «Курумоч» входит в перечень из 12 международных узловых аэропортов (хабов) федеральной базовой авиатранспортной системы.

С 2007 года реализуется проект «Реконструкция и модернизация международного аэропорта «Курумоч», предусматривающий расширение и реконструкцию искусственных покрытий аэропорта, в том числе взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, существующего пассажирского перрона, строительство 3 аварийно-спасательных станций, а так же реализацию экологический мероприятий.

Кроме того, с целью увеличения пропускной способности существующего аэровокзального комплекса за счет использования пристраиваемых площадей, а также приведения технической оснащенности аэропорта в соответствие с действующими нормативами, планируется строительство современного аэровокзального комплекса с блоками секторов внутренних и международных линий и нового грузового комплекса.

Через Самарскую область проходят три крупнейших российских газопровода: Челябинск - Петровск, Уренгой - Петровск, Уренгой – Новопсковск, а также нефте- и продуктопроводы, входящие с системы ОАО «Транснефтепродукт» и АК «Транснефть».

По территории области проходит автомагистраль М-5 «Урал» (Москва—Челябинск) с выходами в районы Казахстана, Средней Азии и северные районы России. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 7,7 тыс. км, из них 7,684 тыс. км (99,7%) имеют твердое покрытие. Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области составляет 7017,564 км, федеральных – 686,26 км. Кроме того, имеется развития сеть автодорог общего пользования местного значения.

В 2009 году преимущественно за счет средств федерального (95%) и областного бюджетов осуществлен капитальный ремонт Волжского проспекта (от ул. Вилоновская до ул. Осипенко) и ремонт ул. М. Горького (от ул. Комсомольская до ул. Вилоновская).

Также было сохранено финансирование мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог в рамках областной целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области до 2025 года», продолжено строительство мостового перехода «Кировский» через реку Самара и проектирование строительства мостового перехода «Фрунзенский» через р. Самару.

В 2009 году в рамках областной целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области на 2009-2015 годы» осуществлялось предоставление субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов области на проведение мероприятий, необходимых для оформления правоустанавливающих документов на дороги местного значения, на выполнение проектно-изыскательных работ для обеспечения дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, а также на строительство, реконструкцию, капительный ремонт и ремонт дорог местного значения городских округов и муниципальных районов области. В настоящее время действие данной программы приостановлено до 1 января 2013 года в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.10.2009 N 518 «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области».

Одним из приоритетных направлений развития транспортного комплекса области, связанным с включением региона в систему евроазиатских транспортных коммуникаций, является реализация проекта по строительству «Автодорожного маршрута «Центр – Поволжье – Урал» на территории Самарской области с мостовым переходом через реку Волга».

Первоочередным объектом в составе автодорожного маршрута «Центр – Поволжье – Урал» на территории Самарской области является автомобильная дорога «Урал» - Обводная г.Самары» с мостовым переходом через реку Волгу в районе городского округа Октябрьск. Планируемая протяженность автомобильной дороги 99 км.

Строительство автомобильной дороги «Урал» - Обводная г.Самары» с мостовым переходом через реку Волгу в районе г.о. Октябрьск, позволит снизить транспортную нагрузку на плотину Волжской ГЭС, неблагоприятное воздействие на окружающую среду на территории национального парка «Самарская Лука», улучшить пропускную способность магистрали М-5 «Урал», обеспечить безопасный режим транспортного движения, дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры Самарской области.

Rambler's Top100