Транспортная инфраструктура
На территории Оренбургской области транспортный комплекс представлен автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.
Железнодорожный транспорт.
На территории области функционируют два филиала ОАО «РЖД»: Южно-Уральская и Куйбышевская железные дороги. Эксплуатационная длина путей ЮУЖД составляет 1340,5 км, в том числе электрифицированных линий - 512 км, и Куйбышевской железной дороги - 115 км. Плотность железных дорог общего пользования в области – 13,3 км/1000 кв. км, что соответствует среднему показателю по ПФО и в 3,4 раза выше, чем в среднем по России.
В связи с проведением третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта с 1 января 2011 года функции по перевозке пассажиров в пригородном сообщении переданы от железных дорог-филиалов ОАО «РЖД» пригородным пассажирским компаниям. В этой связи министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области проведена организационная работа и заключены договоры с ОАО «Свердловская пассажирская компания» и ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» об организации обслуживания населения области в пригородном сообщении, в том числе перевозке за 50% от тарифа региональных льготников.
В соответствии с Соглашением между Правительством Оренбургской области и ОАО «РЖД» о взаимодействии и сотрудничестве проводится совместная работа по обновлению объектов пассажирского комплекса, по строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры.
В 2010 году Южно-Уральской железной дорогой на развитие железнодорожной инфраструктуры на территории Оренбургской области освоено 1 610 млн.рублей. Рост инвестиций по сравнению с 2009 годом составил 1,9 раза. В 2010 году перевезено пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении 3238,0 тыс.чел., из них региональных льготников – 138 тыс.чел., что на 6,2 % больше чем в 2009 г.
В пригородном железнодорожном сообщении на маршруте Оренбург-Бузулук организовано движение современными рельсовыми автобусами РА-2.
Предприятия железнодорожного транспорта обеспечивают 100 % заявок предприятий и организаций всех организационно-правовых форм области по перевозке грузов. Погрузка по ЮУЖД составили 48 077 тыс.тн., что на 8,3% больше чем в 2010 году, а грузооборот вырос на 9,7%.
Южно-Уральской железной дорогой при поддержке Правительства Оренбургской области разработан бизнес-план проекта «Развитие южного железнодорожного выхода с Урала на Запад» (Электрификация железнодорожной линии «Оренбург-Красногвардеец-Сенная).
Стоимость проекта: 33,0 млрд.рублей, срок окупаемости 7,5 лет, ОАО «РЖД» планирует в 2011-2012 годах подготовить проектно-сметную документации, с началом строительства в 2013 году.
Проект предусматривает:
Строительство на однопутных линиях с двухпутными вставками сплошных вторых путей на участке Красногвардеец – Новоперелюбская – Пугачевск с электрификацией участка Оренбург – Красногвардеец – Сенная. Эксплуатационная длина участка - 673 км, приобретение подвижного состава.
Проект включен в перечень крупных инвестиционных проектов Приволжского федерального округа и в Транспортную Стратегию Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительством Российской Федерации.
Электрификация данного участка является важным проектом и согласуется со Стратегией развития Оренбургской области. Проект позволит сформировать двухпутный альтернативный широтный маршрут Карталы – Орск – Оренбург – Красногвардеец – Сенная для грузов железнодорожного транзита из западного Китая в Европу с обходом загруженных участков Транссиба и существенно усилит одно из важных транспортно-логистических направлений «Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел», а также позволит обеспечить стратегические потребности в перевозках Орско-Новотроицкой агломерации.
Автомобильный и городской наземный электрический транспорт
В области зарегистрировано 650994 единиц транспортных средств, в том числе: грузовых – 85663, легковых – 488946, автобусов – 16970.
Деятельность всех структур, участвующих в организации и перевозках населения автомобильным транспортом, регулируется Уставом автомобильного транспорта и нормативно-правовыми актами Оренбургской области.
В соответствии с требованиями областного законодательства и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления городских округов, городских поселений и муниципальных районов создана маршрутная сеть, позволяющая обеспечивать пассажирскими автобусными перевозками все население области. В области действует 19 муниципальных унитарных предприятий пассажирского транспорта.
Открыто более 470 пригородных и междугородных, 200 городских и внутрипоселковых маршрутов, на которых работает более 6800 автобусов. На территории Оренбургской области работают 52 автобусных маршрута, связывающих города области с другими регионами Российской Федерации. Кроме того, на паритетной основе осуществляются перевозки по 12 международным автобусным маршрутам с городами: Актобе, Уральск, Хромтау, Житикара, Бадамша, Рудный (Казахстан); Оринген, Штуттгард (Германия).
Для взаимодействия и координации деятельности муниципальных образований области, перевозчиков всех форм собственности, а также осуществления контроля на межмуниципальных автобусных маршрутах продолжает работать Областная межведомственная транспортная комиссия, в состав которой входят представители министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, муниципальных образований, управления ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора, Управления Федеральной налоговой службы, Управления Роспотребнадзора и другие.
По состоянию на 1 января 2011 года парк муниципального пассажирского транспорта общего пользования представлен 1140 единицами транспортных средств, из них 853 автобуса, 187 трамваев и 100 троллейбусов, которые оказывают транспортные услуги на муниципальных маршрутах муниципальных образований области.
В 2009-2010 годах муниципальными образованиями области на условиях софинансирования приобретено 259 автобусов разных марок.
В 2010 перевезено на пригородных автомобильных перевозках 6845,9 тыс. человек, или на 1,7 % больше соответствующего периода прошлого года. Пробег пассажирского транспорта на пригородных перевозках увеличился на 4,7 % и составил 17679,0 тыс. км. Доходность перевозок выросла на 2,5 %. В рамках государственного регулирования тарифов, обеспечения равной доступности транспортных услуг отдельным категориям населения министерством экономического развития, промышленной политики и торговли оказана финансовая поддержка из областного бюджета на условиях софинансирования муниципальным образованиям области для возмещения убытков транспортных организаций, оказывающих услуги по перевозке населения в сумме 142,2 млн.рублей. Кроме того на приобретение пассажирского транспорта было направлено 64,7 млн. руб., в том числе из федерального бюджета – 42,0 млн. руб., из местных бюджетов – 22,7 млн. рублей.
В целом в 2010 году бюджетные ассигнования, выделенные на поддержку и развитие автомобильного пассажирского транспорта области, составили 206,9 млн. рублей.
В целях внедрения в процессы организации пассажирских перевозок инновационных технологий, повышения безопасности и качества обслуживания населения, в том числе льготных категорий граждан, в 2010 году продолжена работа по внедрению безналичного расчета за проезд на пассажирском транспорте общего пользования с использованием микропроцессорных пластиковых карт «Социальная транспортная карта», «Транспортная карта горожанина» и других, а также спутниковых навигационных систем «ГЛОНАСС/GPS».
По состоянию на 1 января 2011 года в городах Оренбурге, Орске, Новотроицке, Оренбургском, Саракташском и Новоорском районах работает система безналичного расчета, в том числе по перевозке льготных категорий населения по «Социальным транспортным картам».
В настоящее время в этих муниципальных образованиях по безналичному расчету работают 794 единицы подвижного состава, в том числе 371 – коммерческого, которые оснащены платежными терминалами. Развернута агентская сеть по продаже и пополнению транспортных карт. По состоянию на 01.01.2011 г. выдано транспортных карт всех видов 36092 шт., в том числе «Социальных транспортных карт» для льготников федерального и регионального регистров – 19596 штук.
В 2010 году по безналичному расчету оказано транспортных услуг на сумму 67 млн. рублей, что в 5,5 раза больше чем в 2009 году.
В области целенаправленно продолжается внедрение системы навигационного контроля «ГЛОНАСС/GPS». По состоянию на 1 января 2011 года система установлена на 704 ед. пассажирского транспорта общего пользования, работающих на муниципальных и межмуниципальных маршрутах области, в т.ч. на всех автобусах, приобретенных для муниципальных образований области в 2009-2010 годах.
Авиационный транспорт
Воздушный транспорт Оренбургской области представлен федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) «Оренбургские авиалинии», федеральным государственным унитарным предприятием «Международный аэропорт «Оренбург» и государственным унитарным предприятием « Аэропорт «Орск».
В 2010 году в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации проведена реорганизация ФГУП «Оренбургские авиалинии» в форме выделения из него ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург».
Руководством ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» проведена работа по оформлению всех объектов аэропорта в собственность, получены все необходимые лицензии и сертификаты на аэропортовую и летную деятельность. В 2010 году закончена реконструкция здания аэровокзала в г. Оренбурге, из бюджета области на эти цели было выделено 50 млн.рублей.
Международный аэропорт Оренбург включает в себя:
- международный аэропорт II класса, в составе - аэродром класса «В»; взлетно-посадочную полосу (ВПП) габаритами 2501 х 42 м. с современным аэронавигационным оборудованием; пассажирский перрон, совмещенный с местами стоянок воздушных судов; аэровокзал на 400 пассажиров в час; международный павильон на 150 пассажиров в час; все необходимое техническое авиационное оборудование; парк воздушных судов: 44 самолета АН-2, ТУ-154М, вертолеты, в т.ч. 2 вертолета КА-226.
Все службы аэропорта сертифицированы.
Аэропортом Оренбург в прошедшем году отправлено и принято пассажиров на 30% больше чем в 2009 году, увеличилось на 18,8 процента количество обслуженных воздушных судов, увеличилось количество принятых и отправленных грузов. Аэропорт обслуживает отрасли экономики области, в том числе выполняет авиационно-химические работы в сельском хозяйстве; проводит поисковые и аварийно-спасательные работы, выполняются полеты санитарной авиации.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Оренбургские авиалинии»
Является одним из стабильных авиапредприятий России. По итогам 2010 года в рейтинге российских авиакомпаний занимает 5 место по пассажирообороту, 6 место по перевезенным пассажирам. За последние годы приобретено в лизинг 16 самолетов Боинг-737.
За 2010 год перевезено свыше 2 млн. 400 тысяч пассажиров, рост объемов перевозок составил 149,3% к уровню 2009г. В 2010 году возобновлены рейсы из Оренбурга в Краснодар и Минеральные Воды.
Авиакомпания – активный участник благотворительных мероприятий и программ. В прошедшем году представлено 3300 льготных сертификатов для детей-сирот, малоимущих семей, инвалидов, пенсионеров со скидкой 90 и 80 процентов для перелетов из Оренбурга и Орска в Москву и Санкт-Петербург. Более 300 представителей детских и взрослых творческих коллективов воспользовались льготными билетами авиакомпании, 90 детей области были доставлены спецрейсом на главную елку страны.
Государственное унитарное предприятие « Аэропорт Орск»
В целях дальнейшего развития аэропорт «Орск» в прошедшем году передан в собственность Оренбургской области.
Основанный в 1958 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 1068-р аэропорт Орск открыт для международных полетов, что способствует дальнейшему развитию Восточного Оренбуржья, обладающего мощным экономическим потенциалом и способствующего привлечению значительного количества как российских, так и иностранных инвесторов.
В настоящее время аэропорт включает в себя: международный аэропорт с аэродромом класса «В»; ИВПП размером 2900х42 м. с радиомаячной системой посадки типа СП-80М первой категории; пассажирский перрон, совмещенный с местами стоянок ВС, при одновременной стоянке до 6 ВС; аэровокзал на 150 пассажиров в час; международный сектор на 90 пассажиров в час; комфортабельную гостиницу на 65 мест; инженерные коммуникации, стабильно и в полном объеме обеспечивающие электроэнергией, теплом, водой весь комплекс аэропорта.
В ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» включены мероприятия по реконструкции аэропорта Орск с общим объемом финансирования в сумме 1616,3 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета и внебюджетных источников – 1446,2 млн. рублей. Начало реконструкции предусматривается с 2012 года, с окончанием в 2014 году.