Продолжается редакционная подписка на 2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Туризм

Туристские предприятия и кадры

В настоящее время туристскую деятельность в Нижнем Новгороде осуществляют около 120 предприятий и индивидуальных предпринимателей. Все они в большей степени ориентированы на продажу турпродукта  международного туризма российских туроператоров. Организацией собственных туров и экскурсий по нижегородскому региону, речных круизов, спортивного и прочими видами туризма в той или иной мере занимаются около 30 турфирм, а совсем узкую специализацию по перечисленным направлениям имеют лишь единицы. Одним из  приоритетных критериев при формировании штата предприятия на сегодняшний день является наличие профильного туристского образования и знание иностранных языков, что связано со спецификой профессии. 8 ВУЗов и СУЗов города готовят таких специалистов.

Посещаемость туристами Нижнего Новгорода и России в целом

По данным УФМС Нижегородской области уровень посещаемости города в 2009 г. по сравнению с 2008 г., российских граждан и граждан из стран бывшего СНГ – увеличился на 17%. С каждым годом увеличивается количество экскурсантов, посещающих наш город: от 200 тыс. человек в 2007 году до 310 тыс. человек в 2009 году (к сожалению, проследить за более точным количественным показателем туристских прибытий по сезонам на сегодняшний день не представляется возможным по причине отсутствия статистических данных туристских компаний города).
В то же время, опираясь на статистические данные (Росстат), нужно отметить, что въезд иностранных туристов в целом в Россию за 2009 год уменьшился на 15,3%. Согласно данным Росстата, к нам приехало на 136,2 тыс. гостей меньше, чем за аналогичный период 2009 года.
Туроператоры считают, что в первом полугодии по некоторым направлениям снижение более ощутимое – 25-30%, это видно и по загрузке гостиниц, которые потеряли минимум 20% клиентов, и посещаемости музеев (в т.ч. Кремля в Москве), и по заполнению ресторанов, где питаются туристические группы, и по транспортным компаниям – их ценовая политика заметно изменилась в пользу снижения. Активную позицию по посещаемости России на сегодняшний день занимают следующие зарубежные государства: Австрия (это связано с открытием авиакомпанией Air Berlin прямого рейса Вена – Москва),  Израиль (безвизовый режим между государствами облегчил возможность путешествий), Испания (идёт активное продвижение потенциала России в Испании). В то же время значительно снизили позиции Скандинавия, Япония, Латвия и Литва.

Экскурсионная база

Экскурсии по городу можно заказать в туристских фирмах города круглый год. Гиды-экскурсоводы проводят экскурсии на 7 языках. На экскурсию можно отправиться пешком, на автобусе, на микроавтобусе, на легковом автомобиле, на корабле (летом). Экскурсия может быть как типовая, так и составленная в соответствии с пожеланиями клиента. Наиболее популярны среди гостей и жителей города следующие экскурсии:
- пешеходная экскурсия по историческому центру города;
- автобусные экскурсии: «Город над Волгой и Окой», «Древний Нижний Новгород», «По монастырям и храмам Нижнего Новгорода», «Дорога к храму»,  «Каменные сказы Нижнего», «Деревянные сказы Руси», «Нижний – город купеческий», «Нижний Новгород в легендах и преданиях», «По горьковским местам»,  «Прототипы героев Горького», «Литературный Нижний Новгород», «Декабристы в Нижнем Новгороде», «Театральный Нижний Новгород», «187 дней из жизни Ф.И. Шаляпина», «Музыкальный Нижний Новгород», «Пушкин и земля нижегородская», «Промышленное Заречье», «Город на рубеже XX-XXI веков» и пр.
Кроме того, на сегодняшний день  ведущими туроператорскими компаниями по внутреннему туризму разработаны новые тематические экскурсии, приуроченные к 65-летию Великой Победы. Активно разрабатываются экскурсии по Сормовскому району города, как некогда одному из ведущих промышленных центров страны, а также планируются  новые экскурсионные программы для детей младшего школьного возраста.

Работа с туристами и гостями

Необходимо отметить, что туристские услуги предоставляются непосредственно потребителю самими туристскими компаниями, поэтому претензии по качеству обслуживания, также как и положительные отзывы, сначала рассматриваются  фирмой.  Только в случае возникновения конфликтных ситуаций туристы обращаются с жалобами в администрацию города или решают вопросы через судебные инстанции. В летнем сезоне 2010 г. подобных жалоб не было.
Rambler's Top100