Версия для печати 7062 Материалы по теме
Ульяновская область: бюджет 2011 года ориентирован на стабильность


Максимушкина
Областной бюджет — одна из основ благосостояния жителей региона, перспектив развития различных отраслей экономики. Поэтому, чтобы документ получился качественным, его подготовку в Ульяновской области начали еще в марте текущего года. Ольга Степановна МАКСИМУШКИНА, министр финансов Ульяновской области

2010 год для Ульяновской области стал переходным. Кризисные явления теряют свою остроту, и сегодня намечаются явные тенденции стабилизации экономики страны и нашего региона. Стали увеличиваться налоговые отчисления, расти банковские вклады. В связи с этим нашей главной целью при формировании бюджета на новый финансовый год стало не просто выполнение всех социальных обязательств перед жителями области, но и обеспечение развития региона. Перед нами стояла задача профинансировать расходы на реализацию областных целевых программ и областной адресной инвестиционной программы, заложить средства на развитие реального сектора экономики и на программы инвестиционного характера. На наш взгляд, реализация этих программ позволит дополнительно привлечь средства из федерального бюджета и Инвестиционного фонда РФ, а в дальнейшем — расширить налогооблагаемую базу для пополнения консолидированного бюджета Ульяновской области. То есть бюджет области должен стать бюджетом развития.

Начиная работу над бюджетом 2011 года, мы, конечно же, проанализировали нашу предыдущую работу, взяв за основу социально-экономические показатели, поскольку ситуация в экономике оказывает непосредственное влияние на изменение бюджетообразующих показателей и объем доходов консолидированного бюджета области. Социально-экономические показатели за девять месяцев текущего года свидетельствуют об улучшении ситуации в экономике региона. Этому в немалой степени способствовали и принимаемые Правительством РФ, правительством Ульяновской области антикризисные меры. Следует отметить, что итоги исполнения консолидированного бюджета области в текущем году также свидетельствуют о наметившейся тенденции роста всех показателей. За этот период в областной бюджет поступило доходов на 33,7 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. И мы прикладываем немалые усилия для того, чтобы эта тенденция сохранилась.

Начиная с прошлого года в Ульяновской области ведется активная работа по увеличению налогового потенциала региона. Правительство области совместно с Министерством финансов региона провело большую организационную работу: утвержден план работы с муниципалитетами, создана Межведомственная комиссия и рабочие группы по определенным видам экономической деятельности с целью увеличения налоговых поступлений.

Надо сказать, что работа по увеличению доходной части бюджета ведется на всех уровнях: от правительства региона до администраций всех муниципальных образований. Были проведены встречи с руководителями муниципалитетов области,  главной темой которых стало увеличение налогового потенциала. Идеи и предложения, высказанные руководителями муниципальных образований, были проанализированы и изучены. В итоге на их основе сформулированы механизмы повышения налоговых поступлений, определены основные источники. Специалисты Министерства финансов региона выезжают в районы области и на местах изучают ситуацию. Непосредственно работают с финансистами муниципальных образований, руководителями предприятий. Благодаря такой активной работе всех структур в регионе складывается положительная динамика поступления собственных доходов бюджета, которая позволяет нам бесперебойно финансировать ранее утвержденные расходы, а также планировать новые.

Основные характеристики бюджета-2011

В основу посткризисной бюджетной политики Ульяновской области на 2011–2013 годы положены стратегические цели развития экономики региона, снижения внутреннего долга и дефицита бюджета. Исходя из текущей экономической ситуации бюджетная политика на три ближайших года будет направлена на решение следующих задач:

  • посткризисное социально-экономическое развитие области;
  • сохранение и развитие налогового потенциала;
  • последовательное снижение дефицита областного бюджета и объема государственного долга;
  • безусловное и полное исполнение действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами;
  • создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий;
  • усиление финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в государственных заданиях.

Несмотря на значительный рост налоговых и неналоговых доходов при формировании проекта бюджета было учтено и сокращение финансовой помощи из федерального бюджета. Так, сумма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, предусмотренная для Ульяновской области проектом федерального бюджета на 2011–2013 годы, в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилась на 8,2 %, а по сравнению с 2009 годом — на 22,8 %. При этом необходимо было предусмотреть средства на увеличение отчислений в Пенсионный фонд (на 8 %), повышение с 1 июня 2011 года зарплаты работников областных государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений (на 6,5 %), повышение с 1 сентября 2011 года академических стипендий студентам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (на 6,5 %), а также средства, связанные с ростом тарифов на коммунальные услуги, цен на продукты питания и другие предметы первой необходимости для учреждений бюджетной сферы.

В результате общие параметры проекта областного бюджета Ульяновской области на 2011–2013 годы определились следующим образом:

  • общие доходы областного бюджета на 2011 год запланированы в объеме более 21 млрд руб.;
  • общая сумма финансовой помощи из федерального бюджета на 2011 год — 4,7 млрд руб.;
  • расходы областного бюджета на 2011 год запланированы в размере более 23 млрд руб.;
  • дефицит бюджета в 2011 году составит 2,4 млрд руб., или 14,8 % от объема налоговых и неналоговых доходов при максимально допустимом размере 15 %.

Формирование бюджета области — это открытый и гласный процесс. Для работы над проектом бюджета была создана межведомственная комиссия по бюджетным проектировкам на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, в состав которой вошли депутаты Законодательного собрания региона, члены Общественной палаты, представители федеральных структур. Подготовленный проект областного бюджета был размещен на официальном сайте Министерства финансов Ульяновской области, и с ним могли ознакомиться все желающие. Также были проведены публичные слушания бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Для ознакомления с главным финансовым документом области проводились окружные семинары-совещания с распорядителями бюджетных средств и муниципалами. В данной работе активно принимали участие не только все министерства и ведомства Ульяновской области, бюджетные учреждения, депутаты Законодательного собрания области, но и профессорский, преподавательский и студенческий коллектив экономического факультета Ульяновского госуниверситета. Одним словом, работа над проектом нового бюджета была интересной, живой, насыщенной и полезной для всех сторон.

Расходная часть бюджета

Если говорить о характере расходной части бюджета, то бюджет 2011 года можно назвать социальным. В структуре расходов преобладают расходы социального блока и финансовая помощь муниципальным образованиям, которая в основном будет направляться на осуществление расход­ных полномочий, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг населению. Их удельный вес в расходной части проекта областного бюджета на 2011 год составляет 76,8 %.

При формировании областного бюджета в части расходов на социальную сферу учтено обеспечение в полном объеме всех действующих публичных нормативных обязательств, финансирование с учетом индексации зарплат работникам бюджетной сферы и стипендий студентам. Расходы на социальное обеспечение по Министерству труда и социального развития региона в 2011 году планируется увеличить на 7,2 % по сравнению с 2010 годом в сопоставимых условиях, то есть без учета средств на реализацию переданных полномочий. По Министерству образования бюджетные проектировки на 2011 год запланированы с ростом на 16 % относительно 2010 года. В составе этих расходов субвенции местным бюджетам запланированы с ростом к уровню 2010 года на 15,3 %. По Министерству здравоохранения бюджетные проектировки на 2011 год запланированы с ростом на 13,5 %.

Кроме того, отличительная особенность областного бюджета Ульяновской области на 2011 год — значительный рост расходов на реализацию областных целевых программ и областной адресной инвестиционной программы. Названные расходы в 2011 году по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом на 2010 год  увеличились в 2,5 раза, а их удельный вес возрос на 5,5 %.

В регионе софинансируются мероприятия в рамках национального проекта «Здоровье», которые нашли свое отражение в областной целевой программе «Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2010–2012 годы». Для реализации государственной политики дошкольного образования с 2007 года в области действует областная целевая программа «Развитие дошкольного образования Ульяновской области». Мероприятия данной программы направлены на расширение сети дошкольных образовательных учреждений, развитие их материально-технической базы. На осуществление данной областной целевой программы в проекте областного бюджета на 2011 год предусмотрена сумма, в 2,8 раза превышающая первоначальные ассигнования 2010 года.

С 2011 года начинает свое действие программа «Обеспечение жильем молодых семей», рассчитанная до 2015 года. Она направлена на обеспечение господдержки в решении жилищной проблемы молодых семей посредством предоставления им социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Программы развития

Наряду с социальными программами в бюджете 2011 года значительные средства заложены на развитие реального сектора экономики и на программы инвестиционного характера. Приоритетными направлениями при формировании расходов бюджета в области национальной экономики стали следующие мероприятия:

  • формирование конкурентоспособного агропромышленного производства;
  • развитие малого бизнеса и предпринимательства;
  • развитие транспортной и дорожной отраслей, обеспечивающих развитие инфраструктуры в регионе и дающих максимальную налоговую отдачу.

В области реализуется масштабный инновационный проект — строительство в  Димитровграде Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии. На создание инженерной инфраструктуры для Центра из бюджета Ульяновской области в 2011 году выделяется 225 млн руб. Реализация данного проекта даст возможность не просто оказывать помощь людям, страдающим онкологическими заболеваниями, но и существенно продвинуть медицинские технологии в этом направлении.

Значительно увеличены расходы на развитие инновационной деятельности. С 2011 года будет действовать областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области в 2011–2015 годах», часть средств которой будет направлена на поддержку малого наукоемкого и инновационного предпринимательства.

На реализацию областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» предусмотрено в 1,6 раза больше средств, чем в 2010 году. В рамках программы планируется осуществлять мероприятия по развитию сельских территорий, повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе модернизации сельского хозяйства, развитию растениеводства, животноводства, воспроизводству земель сельскохозяйственного назначения, а также развитие садоводства.

Кроме того, в регионе действует программа «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009–2015 годах», которая ляжет в основу формирующихся Дорожных фондов. При финансировании расходов на строительство и реконструкцию автодорог общего пользования регионального значения и сооружений на них к приоритетным будут отнесены объекты, входящие в состав долгосрочных целевых программ, подлежащие завершению и имеющие межрегиональное значение, а также объекты, обеспечивающие развитие основных автодорожных маршрутов в составе транспортных коридоров. Это направление будет реализовываться в том числе через продолжение работ по формированию транспортно-логистического кластера «Волжский транзит».

Межбюджетные отношения

Одним из немаловажных обязательств региона являются межбюджетные отношения. Предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований и бюджету территориального Фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год планируется в объеме 7,3 млрд руб. Отличительной особенностью взаимоотношений с местными бюджетами является то, что в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Д. А. Медведева о бюджетной политике в 2011–2013 годах увеличены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов. В нашем регионе они запланированы с ростом на 11,1 %, что на 4,7 % больше, чем рост по другим расходам бюджета.

Кроме того, 2011 год станет годом продолжения широкомасштабной административной реформы. В целях повышения качества оказания муниципальных услуг, эффективности использования бюджетных средств в расходах областного бюджета, как и в текущем финансовом году, предусмотрены дотации на стимулирование развития налогового и экономического потенциала муниципальных районов (городских округов). Проектом областного бюджета на 2011 год данный вид финансовой помощи прогнозируется с ростом на 6,3 % от уровня текущего года. Данные дотации распределяются между пятью муниципальными образованиями, показавшими наивысшую оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что бюджетная политика правительства Ульяновской области на среднесрочную перспективу по-прежнему ориентирована на повышение качества жизни населения региона, которое будет достигаться прежде всего  за счет создания условий для обеспечения жителей области рабочими местами, доступными и качественными государственными услугами. Подводя итог, можно сказать, что сформированный таким образом проект областного бюджета на 2011 год является максимально возможным и вместе с тем стабильным. Это обусловлено теми экономическими условиями, в которых мы сегодня находимся, и потребностями населения в оказываемых государственных услугах.

Системный подход в решении поставленных задач и координация действий органов государственной и муниципальной власти позволит обеспечить стабильность бюджетной системы и достигнуть устойчивого социально-экономического роста региона.

Справка «Бюджета»

Ольга Степановна МАКСИМУШКИНА, министр финансов Ульяновской области
Родилась 3 апреля 1955 г. в Ульяновске. Окончила Санкт-Петербургский технический университет по специальности «Финансы и кредит».
С 1975 г. работала в бухгалтерии Ульяновского межотраслевого территориального центра научно-технической информации
и пропаганды.
С 1978 г. работала в бухгалтериях Ульяновского областного отдела народного образования, института усовершенствования учителей Ульяновской области, главного управления образования облисполкома.
С 1993 по 2005 г. занимала руководящие должности в УФК по Ульяновской области.
С 2005 г. занимала должности начальника главного управления финансов области, директора Департамента финансов области, заместителя министра финансов Ульяновской области.
С 2008 г. по настоящее время — министр финансов Ульяновской области.
Награждена нагрудными знаками «Отличник народного образования» и «Отличник финансовой работы», Почетной грамотой Министерства финансов РФ.

Поделиться