Версия для печати 7066 Материалы по теме
Республика Башкортостан: проблемы кассового исполнения бюджетов и пути их решения

 Марварова Светлана Ревмеровна
Сегодня перед казначеями России стоит множество задач, в том числе по улучшению качества предоставляемых услуг, сокращению сроков прохождения платежей, обеспечению безопасности и снижению бюджетных затрат. О том, как эти вопросы решают в  Башкортостане, рассказывает Светлана Ревмеровна МАРВАРОВА, руководитель УФК по Республике Башкортостан.

Республика Башкортостан — один из крупнейших регионов России по уровню экономического развития, уровню доходов, перечисляемых в бюджеты бюджетной системы РФ, по количеству муниципальных образований на территории. Начиная с 2006 года кассовое обслуживание исполнения бюджета республики и местных бюджетов УФК по Республике Башкортостан осуществляет путем открытия соответствующему финансовому органу лицевого счета бюджета и его ведения. Стоит отметить, что переход на кассовое обслуживание исполнения бюджета проходил динамично. В короткие сроки осуществлялось тестирование программного продукта, готовились и утверждались Регламенты о порядке и условиях обмена электронными документами. Оперативно оказывалась помощь работникам финансовых органов в оформлении платежных документов.

Проблема невыясненных платежей

В настоящее время органы Федерального казначейства в республике обслуживают 896 самостоятельных бюджетов, в том числе республиканский бюджет и 895 бюджетов муниципальных образований, с открытием расчетных счетов в ГРКЦ Национального банка Республики Башкортостан. Ежемесячно органами Федерального казначейства республики проводится более 260 тыс. платежных документов по кассовому обслуживанию исполнения бюджета республики и местных бюджетов. Увеличивается и количество лицевых счетов, открытых администраторам доходов бюджетов для учета исключительно невыясненных поступлений: это территориальные органы и подведомственные учреждения Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты населения республики.

Стоит указать на то, что рост института администрирования и ежегодные изменения в бюджетном законодательстве приводят в конечном итоге к росту количества невыясненных поступлений, зачисляемых как в федеральный бюджет, так и в бюджет субъекта РФ. В связи с этим Министерство финансов Республики Башкортостан обратилось в Управление Федерального казначейства по определению механизма уточнения сумм невыясненных поступлений получателями бюджетных средств, которые являются администраторами доходов бюджета. Решением данной проблемы стал приказ Федерального казначейства от 25 декабря 2009 г. № 15н «О внесении изменений в Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденный приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н». Этот документ кардинально изменил порядок уточнения невыясненных платежей при кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ. В республике выбран порядок кассового обслуживания исполнения бюджета, при котором финансовому органу открывается лицевой счет бюджета. В нашем случае процесс уточнения платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в соответствующий бюджет и отраженным на лицевом счете администратора доходов, не являющегося финансовым органом, уже с 2010 года осуществляется на основании заявки на возврат. Заявку представляет администратор доходов, на чьем лицевом счете отражены указанные невыясненные поступления. На основании данной заявки формируется платежное поручение со счета доходов на единый счет соответствующего бюджета с отражением восстановления кассовых выплат на лицевом счете бюджета. Это позволяет ускорить вовлечение средств в бюджетный процесс, а значит, и обеспечить бесперебойное обслуживание и стабильность деятельности участников бюджетного процесса.

Преимущества единого кассового обслуживания

В целях снижения количества невыясненных поступлений, зачисляемых во все уровни бюджетов, а также обеспечения своевременного поступления доходов Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан совместно с Министерством финансов республики и Национальным банком Республики Башкортостан разработана электронная база данных реквизитов расчетных документов по перечислению доходов в бюджетную систему РФ. Это позволяет всем участникам бюджетного процесса контролировать соответствие реквизитов администратора доходов бюджета, кода бюджетной классификации, кода ОКАТО. Электронная база данных организована на основе Справочника, представляемого Управлением Федерального казначейства Министерству финансов Республики Башкортостан для дальнейшего тиражирования в кредитных организациях и программном продукте, используемом финансовой системой республики. Первоначально проведенный эксперимент в ОАО «УРАЛСИБ» в Уфе и дальнейшее внедрение в кредитных организациях на территории республики автоматизированного контроля реквизитов расчетных документов при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ привели к резкому сокращению невыясненных поступлений. В 2010 году удельный вес невыясненных платежей к общему количеству платежей, поступивших на доходный счет Управления, ежедневно составляет 0,5–1,0 %.

Стоит отметить, что в республике отдельные бюджетные полномочия финансовых органов поселений осуществлялись территориальными финансовыми управлениями Министерства финансов Республики Башкортостан. В целях приведения бюджетного процесса в соответствие бюджетному законодательству РФ этот вопрос постоянно поднимался на всех региональных и ведомственных совещаниях. В итоге в конце 2009 года Правительство Республики Башкортостан приняло решение о передаче полномочий по организации исполнения бюджетов муниципальных районов и поселений финансовым органам муниципальных образований. Процесс передачи был завершен 1 июля 2010 года.

Необходимо отметить, что практика кассового обслуживания исполнения бюджетов доказала, что органы Федерального казначейства эффективно и результативно выполняют возложенные на них функции, достигая максимальных результатов при минимальных финансовых и трудовых ресурсах. Благодаря существующему порядку кассового обслуживания исполнения бюджетов в республике обеспечивается:

  • соблюдение бюджетного законодательства РФ участниками бюджетного процесса Республики Башкортостан;
  • эффективность расходования бюджетных средств участниками бюджетного процесса;
  • предоставление финансовым органам полной и достоверной информации об исполнении бюджетов.

Внедрение системы электронного документооборота между участниками бюджетного процесса позволило значительно снизить бумажный документооборот, сократить время обработки и осуществления платежей. Все это в свою очередь привело к снижению бюджетных затрат. При этом существование двух исполнительных органов власти, осуществляющих казначейское исполнение бюджетов, создает множество неудобств для клиентов: одни и те же виды лицевых счетов, одновременное использование разных программных продуктов, путаница в выписках из лицевых счетов. Неверное указание реквизитов в расчетных документах ведет к росту невыясненных поступлений. Внешним пользователям порой проблематично определить орган, куда необходимо направить запрос или исполнительный лист.

На территории республики органы Федерального казначейства проводят разъяснительную и агитационную работу по переходу на полное кассовое обслуживание исполнения бюджетов в казначейское ведомство. Ведь при открытии лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса в органах Федерального казначейства будет достигнуто:

  • использование единой методологии казначейского исполнения бюджетов;
  • применение единого программного продукта;
  • снижение материальных затрат;
  • уменьшение количества выходных форм, получаемых участниками бюджетного процесса;
  • ускорение прохождения бюджетных платежей участников бюджетного процесса всех уровней.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов будет осуществляться по принципу «единого информационного окна», что удобно и клиентам, и внешним пользователям (как юридическим, так и физическим лицам). В результате совместная конструктивная деятельность всех участников бюджетного процесса позволит дополнительно вовлечь в оборот финансовые ресурсы, ускорить обработку и прохождение финансовых, информационных потоков, своевременно и в полном объеме исполнять бюджетные полномочия.

Поделиться