Версия для печати 12524 Материалы по теме
боровик
Владимир БОРОВИК, начальник Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, первый заместитель председателя правительства Белгородской области

В соответствии с законом Белгородской области от 25 ноября 2005 г. № 6 «О внесении изменений в Закон Белгородской области “Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области”» на территории региона установлен переходный период на введение Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2008 г. В течение данного периода бюджеты поселений не формируются, а решение вопросов местного значения поселений передано муниципальным районам.
Одной из основных причин введения переходного периода на территории Белгородской области является неравномерное распределение налогового потенциала: с одной стороны – мощный горнометаллургический комплекс, с другой – аграрный сектор экономики, что обусловило резкие диспропорции бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований. По расчетам Департамента финансов и бюджетной политики области, 46 из 337 муниципальных бюджетов будут иметь доходы, превышающие расходные обязательства в сумме 980 млн руб. уже после применения системы «отрицательных трансфертов». Следовательно, эта сумма останется у ограниченного числа бюджетов муниципальных образований, а низкообеспеченным бюджетам в целях их сбалансированности не обойтись без помощи регионального бюджета на такую же сумму. Поэтому необходимы дополнительные средства из федерального бюджета для компенсации потерь бюджетов субъектов РФ, образовавшихся в связи с увеличением дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Кроме того, требует совершенствования механизм «отрицательного трансферта». Субъектам РФ следует предоставить право самим определять конкретный пороговый уровень изъятия сверхдоходов в интервалах, определенных федеральным законодательством (например, превышение средней бюджетной обеспеченности по однотипным муниципальным образованиям в 1,1–1,3 раза).
В настоящее время идет процесс разграничения земли и имущества между разными уровнями власти. Законодательство умалчивает о том, кто должен нести расходы по оформлению собственности, а поскольку в качестве принимающей стороны выступают в основном органы местного самоуправления, видимо, им и придется платить. Только в Белгородской области на эти цели потребуется более 150 млн руб. Завершение процесса оценки земли и имущества на местах зависит от того, будут ли предусмотрены соответствующие средства финансовой помощи муниципальным образованиям в федеральном бюджете на 2008 г.
Учитывая тот факт, что бюджеты поселений иногда наполовину формируются за счет земельного налога, необходимо создание базы данных объектов налогообложения по названному налогу. Такая база в Белгородской области формируется органами местного самоуправления и областными структурами уже в течение полутора лет. Однако на практике при взаимодействии по данному вопросу соответствующих федеральных служб возникает множество проблем – от несопоставимости программных продуктов до вопросов администрирования данного налога, – а страдают в конечном итоге бюджеты поселений. Поэтому процесс взаимодействия федеральных структур по созданию качественного земельного кадастра и его оперативной передаче органам федеральной налоговой службы должен быть отлажен на федеральном уровне.
Кроме того, федеральным законодательством предусмотрены льготы по уплате земельного налога, в результате местные бюджеты Белгородской области недополучают 360 млн руб. в год, то есть 19% от запланированных в бюджете. Считаем, что полномочия по установлению льгот по местным налогам нужно передать на места. Если же федеральный законодатель принял такое решение, то необходимо предусмотреть возмещение выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот.
Одной из серьезных проблем для местных бюджетов является неритмичное поступление средств из доходных источников, обусловленное действующими сроками уплаты налогов. Несмотря на то что земельный налог является местным налогом, права представительных органов муниципальных образований по установлению сроков уплаты ограничены и позволяют устанавливать лишь ежеквартальные платежи. Поскольку этот налог представляет собой основной доходный источник бюджетов поселений, его поступления четыре раза в год не могут обеспечить бесперебойного финансирования бюджетных расходов поселений в полном объеме. В этой связи право устанавливать ежемесячные авансовые платежи должно быть предоставлено органам местного самоуправления, что даст положительный результат не только для бюджетов, но и для налогоплательщиков, так как налоговая нагрузка в течение года будет распределяться равномерно.
Действующим законодательством установлен добровольный порядок регистрации имущества физических лиц. Физические лица не стремятся официально оформить право собственности на свое имущество, особенно имеющее сравнительно высокую стоимость, чтобы отсрочить момент уплаты соответствующего налога.
На территории Белгородской области проводится комплекс мероприятий, направленных на расширение налогооблагаемой базы по имуществу физических лиц. В целях выявления неучтенных объектов налогообложения в муниципальных районах действуют рабочие комиссии. В средствах массовой информации периодически освещается вопрос о необходимости оценки строений и их постановки на налоговый учет. С 2005 г. во всех муниципальных районах области снижены ставки налога на строения, помещения и сооружения в установленных законом пределах, максимальное значение которых не превышает 0,5%. Однако эти и другие принимаемые меры не приносят желаемых результатов, поскольку у органов государственной власти (органов местного самоуправления) нет никаких прав по применению административных мер к лицам, уклоняющимся от регистрации.
В этой связи считаем целесообразным на федеральном уровне определить критерии по наступлению срока регистрации права собственности физических лиц на принадлежащее им имущество и наделить органы местного самоуправления полномочиями по применению административных мер к физическим лицам, нарушившим установленные сроки.
Одним из вопросов, по которым необходимо принять решение на федеральном уровне, является финансовое обеспечение постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 670 «О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования». Несмотря на то что официально статистический учет в соответствии с Конституцией РФ относится к ведению Российской Федерации, предоставление показателей по формам федерального государственного статистического наблюдения, необходимых для прогноза социально-экономического развития муниципальных образований и формирования их бюджетов, поручено органам местного самоуправления без решения вопроса о выделении финансовых ресурсов на выполнение данных работ.
Обозначенные проблемы формирования местных бюджетов в новых условиях способны существенно затормозить проведение реформы местного самоуправления, которая призвана значительно повысить качество жизни населения Российской Федерации. Поэтому важно уже на первых, подготовительных этапах осуществления реформы принять эффективные меры для устранения названных недостатков, что во многих случаях полностью зависит от принятия взвешенных решений на федеральном уровне.

Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.
Поделиться