25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4119 Материалы по теме
«Ингушетия может заявлять  о себе как о стабильном регионе»

евкуров
Тема развития регионов Северного Кавказа, их взаимоотношений с федеральным центром остается одной из ключевых для российских СМИ.Накануне нового, 2012 года на вопросы журнала «Бюджет» ответил глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Баматгиреевич ЕВКУРОВ.

— Республика Ингушетия — один из самых «молодых» субъектов Российской Федерации, она образована 4 июня 1992 года. Что вы считаете главным итогом прошедших лет? Удалось ли наполнить ее суверенитет в составе России реальным содержанием?

— Республика создавалась в сложных условиях 90-х годов. Думаю, что этот штамп сегодня не нуждается в расшифровке. Наш суверенитет был представлен территорией четырех ингушских районов: Назрановского, Сунженского, Малгобекского и Джейрахского. Какой-либо серьезной инфраструктуры не было: несколько промышленных и нефтяных объектов в простое, изношенные инженерно-коммуникационные сети и экономика, базирующаяся в основном на аграрном секторе, который находился в стадии реформ. Остро стояла проблема кадровых ресурсов для органов законодательной, исполнительной власти, правоохранительных структур. Фактически строительство республики пришлось начинать с нулевого цикла. И самое главное — ингушский народ переживал трагедию последствий осетино-ингушского конфликта, результатом которого были сотни погибших, пропавших без вести и десятки тысяч беженцев.

Сегодня у нас созданы и функционируют все структуры власти, закладывается инфраструктура, отвечающая современным требованиям. Все эти 20 лет руководство республики успешно взаимодействовало с федеральным центром. Такое внимание к нашим проблемам укрепляет чувство целостности и единства со страной. Государство дальновидно вкладывает в развитие северокавказских регионов немалые деньги и создает здесь перспективы для возврата этих средств.

— Вы возглавляете Республику Ингушетия с октября 2008 года. В какой мере удалось реализовать планы, которые были у вас в то время? Какие коррективы внесла в них жизнь?

— К моменту моего назначения руководителем республики первостепенной задачей власти являлась стабилизация обстановки. Необходимо было остановить убийства, похищения людей. При изучении проблемы стало понятно, что в этой борьбе ставку надо делать на доверие людей к власти, к правоохранительным органам. А это означало, что я должен стать для них гарантом очень важных вещей: соблюдения закона, человеческого участия. Было много личных встреч с представителями общественности, духовенства, старейшинами, родственниками членов незаконных вооруженных формирований (НВФ), подозреваемыми в пособничестве НВФ. При анализе итогов этих встреч постепенно выработался механизм координации действий и взаимодействия всех структур, причастных к решению проблемы. Мы даже реанимировали исторически сложившиеся социальные институты влияния — Совет тейпов, старейшин, создали комиссию по адаптации участников НВФ, вернувшихся к мирной жизни, Общественную палату Республики Ингушетия.

В итоге сегодня Ингушетия может смело заявлять о себе как о стабильном регионе. В криминальной сводке республиканской полиции преобладают преступления бытового характера или ДТП. И даже эта статистика у нас в сравнении с другими регионами невысокая. Однако на руководителе субъекта РФ лежит также ответственность за решение не менее важных социально-экономических задач. По­этому в процессе работы приходилось вникать в вопросы, касающиеся почти всех сфер жизнедеятельности человека: экономики в целом, промышленности, сельского хозяйства, образования, религии и многие-многие другие. Сегодня у республиканской власти в приоритетах сугубо гражданские задачи. Эту перемену в жизни региона, кстати, первыми почувствовали деловые люди. Снизились инвестиционные риски, и в Ингушетию сразу же потянулся инвестор. В 2011 году частные вложения в экономику республики составили более двух миллиардов рублей. Для сравнения: в 2010 году частные инвестиции составляли всего 600 миллионов рублей.

— Как бы вы оценили нынешнее социально-экономическое положение Ингушетии? Можно ли сказать, что последствия мирового кризиса позади и пора планировать новый этап развития? Вообще каковы ваши приоритеты в экономике и социальной политике?

— У Ингушетии имеются долгосрочные планы по социально-экономическому развитию. Процесс этот поэтапный, и каждый этап предполагает реализацию программных проектов. Сегодня в столице республики Магасе, в других городах и населенных пунктах идут работы по реализации проектов, предусмотренных ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы» на общую сумму 32 миллиарда рублей. Речь идет о строительстве объектов социально-экономического назначения. Если нам удастся реализовать все программные мероприятия, Ингушетия получит мощный потенциал для увеличения доходной части республиканского бюджета.

В связи с мировым кризисом отмечу, что, хотя он и отразился на темпах развития республики, резких падений социально-экономических показателей у нас не произошло. Федеральные структуры в соответствии с договоренностями соблюдали свои финансовые обязательства перед Ингушетией. Сегодня мы успешно продвигаем новый для республики проект — туристический кластер в Джейрахском районе. Его поддерживают на уровне Правительства России. Мы — первый северокавказский регион, с которым Ростуризм недавно подписал соглашение о взаимодействии в сфере развития туризма.

— Насколько успешно власти республики сегодня взаимодействуют с Правительством России, Министерством финансов РФ? Есть ли взаимопонимание в финансовых и других актуальных вопросах?

— Правительство России — главный куратор и разработчик стратегии социально-экономического развития Ингушетии и других северо-кавказских регионов. Долевое участие федерального и республиканского бюджетов в реализации проектов по линии ФЦП не соизмеримо. Случается, что в течение года возникают ситуации, которые требуют дополнительной корректировки в финансировании проектов, и мы всегда имеем возможность обсудить это на уровне и Правительства РФ, и федеральных министерств и ведомств. Без этого взаимопонимания процесс не пошел бы.

— Вы неоднократно заявляли, что Ингушетия является инвестиционно привлекательным регионом. Какие аргументы можно привести в пользу этих слов? Есть ли уже стратегические инвесторы, готовые вкладывать средства в конкретные проекты?

— Чтобы привлечь в Ингушетию реальных инвесторов, одних заявлений об инвестиционной привлекательности региона, конечно, недостаточно. Но предварительно мы провели большую подготовительную работу. Во-первых, для обеспечения притока инвестиционного капитала в республике разработана схема, облегчающая вхождение инвестора в регион, создана рабочая группа для ее реализации. Она же регламентирует и документооборот, чтобы инвестор мог избежать коррупционных схем и бюрократической волокиты. Во-вторых, мы находим площадки для презентации своих бизнес-проектов в сфере промышленности, строительства, энергоресурсов, туризма. И это убеждает людей лучше всяких заявлений. На инвестиционном форуме в Сочи в сентябре 2011 года мы подписали около десяти соглашений и договоров о сотрудничестве. В основном это инновационные проекты, которые представляют новое направление в экономике республики. В частности, с генеральным директором ООО «Фирма РУС» Русланом Харсиевым было подписано соглашение о строительстве, развертывании и обслуживании беспроводного широкополосного Интернета на базе одной из самых передовых телекоммуникационных технологий WiMax.

Итало-российская торговая палата и общество «ТИМ-Кавказ» также подписали соглашение о строительстве завода по выпуску сухих строительных смесей. Повышенный интерес и конкуренцию вызвал у английских и итальянских инвесторов проект предприятия по переработке ценных пород древесины. Я уверен, что интерес частных инвесторов к Ингушетии с каждым годом будет только возрастать.

— Ингушетия делает ставку на развитие на своей территории туризма. Что необходимо сделать в данном направлении в ближайшие годы? Какие источники финансирования просматриваются? Может ли пойти и в эту отрасль частный капитал — как российский, так и зарубежный?

— Первый шаг в развитии сферы туризма — это создание необходимой инфраструктуры. «Группа Акрополь», один из заявленных инвесторов проекта строительства горно-туристических центров «Цори» и «Армхи» в Джейрахском районе, предполагает вложить более 27 миллиардов рублей в объекты курортной инфраструктуры. После включения Джейрахского района в перечень территорий по созданию рекреационно-туристического кластера в СКФО мы ожидаем, что объемы инвестиций значительно увеличатся. Есть все предпосылки к тому, чтобы нашим регионом заинтересовались и российские, и иностранные инвесторы.

Справка «Бюджета»

Юнус-Бек Баматгиреевич Евкуров,

глава Республики Ингушетия

Родился в 1963 г. в селе Тарское Пригородного района Северо-Осетинской АССР.

С 1982 г. — на службе в Вооруженных силах.

В 1989 г. окончил Рязанское воздушно-десантное командное училище, в 1997 г. — Военную академию им. Фрунзе, в 2004 г. — Военную академию Генерального штаба. Служил на различных командных должностях в ВС РФ.

Указом Президента РФ от 13 апреля 2000 г. за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания на территории Косово, удостоен звания Героя России.

С 2004 г. — начальник разведки — заместитель начальника штаба Приволжско-Уральского военного округа. Воинское звание генерал-майор.

31 октября 2008 г. по представлению Президента России Д. А. Медведева Народным собранием Республики Ингушетия наделен полномочиями Президента Республики Ингушетия сроком на пять лет.

Женат, имеет троих детей.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно