Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Финансы№4 апрель 2004 — 20 Апреля 2004

Финансы Камчатки: стабильность на вулкане реформ

Камчатский край

Версия для печати 2727 Материалы по теме
Сколько стоит социальная стабильность? Первые плоды перехода на казначейскую систему исполнения бюджета. Поможет ли Центр удаленным регионам? Об этом и многом другом корреспонденту журнала рассказала начальник Департамента финансов и бюджетной политики Камчатской области  Наталья ПАРХОМЕНКО.

— Как строится бюджетный процесс области? Как обеспечивается контроль над целевым использованием бюджетных средств?
пархоменко
— Бюджетный процесс области строится по общей методике Министерства финансов, но, разумеется, с учетом местных условий. По поводу контроля могу сказать: поскольку бюджет у нас дотационный и в законе о федеральном бюджете четко прописано исполнение его через казначейство, то мы обязаны этому следовать. Мы долго сопротивлялись переходу на казначейскую систему исполнения бюджета, но сейчас пришли к выводу, что его надо было бы осуществить намного раньше. Ведь благодаря переходу у нас появилось время на осуществление последующего контроля над использованием бюджетных средств. Да и формированию бюджета мы теперь можем уделить больше времени. К тому же, нашему примеру последовали муниципальные образования, и уже четыре из девяти также выполняют бюджет через казначейство. 
— Какие отрасли в бюджете 2004 года являются приоритетными?
— На первом месте у нас в области стоит социальная сфера. В первую очередь — здравоохранение, социальная защита населения и, конечно, зарплата работников бюджетной сферы. На остальные расходы мы постоянно пытаемся изыскать дополнительные средства, так как финансирование недостаточное. Плюс к этому в течение двух лет заработная плата населению на федеральном уровне постоянно повышалась, а в региональном бюджете средств на это повышение не было предусмотрено. И пришлось, например, только в этом году 672 млн. руб. потратить на повышение зарплаты, хотя мы планировали направить эти деньги на другие статьи расходов. 
— Как со стороны департамента финансов можно свести к минимуму угрозу энергетического кризиса?
— Только сократив финансирование всех расходов, кроме социально значимых. И другого выхода нет. Чаще всего наши обращения к правительству и президенту с просьбой о финансовой поддержке остаются без ответа. Пока нам удалось получить только авансовый трансфер, но, боюсь, когда мы придем к четвертому кварталу, его не останется. К нам постоянно приезжают федеральные комиссии. Составляются объемные аналитические записки о том, что идет бесконтрольный рост цен на мазут (в прошлом году цена возросла в 7 раз), растут тарифы на перевозку, однако Центр оставляет без внимания эту проблему.  — Насколько пополнила бюджет прошлогодняя путина? — В бюджет пришло порядка 150 млн. руб. В позапрошлом году было 400 млн. Это не считая аукционных денег. От них мы получили 738 млн. руб.
— Каковы на сегодняшний день основные источники пополнения областного бюджета? Есть ли у администрации конкретные планы увеличения поступлений за счет поиска новых источников привлечения денежных средств?
— Скажу честно: новых источников нет. Есть только возможность лучшего администрирования налогов и работы с налогоплательщиками, которые имеют задолженности. Есть возможность изменить ситуацию в коммунальном хозяйстве, но для этого надо изменить тарифы, прийти к оговоренным в реформе стандартам. И если повсюду плата за коммунальные услуги составляет 90%, то у нас по области в среднем — около 7%. То есть в городе у населения низкие зарплаты, за счет этого появляется не восполняемая никем часть стоимости коммунальных услуг, которая не может быть закрыта ни местным, ни федеральным бюджетом. 
— Мэр города Петропавловска-Камчатский Юрий Голенищев делал неоднократные публичные заявления о том, что область не перечисляет в городской бюджет все средства, которые обязана перечислить. Речь неоднократно шла о деньгах на закупку топлива... 
икра
— Эти заявления — неправда. То, что положено по закону, мы передаем в бюджет города. Другое дело, что этого не хватает. Ведь те средства, которые мы были вынуждены выделить на заработную плату, могли уйти на реформирование жилищно-коммунального хозяйства. То есть мы можем говорить только о недостатке средств, поступающих из областного бюджета. По итогам 2003 года у нас произошло снижение бюджетной обеспеченности: в 2002 году было 70,4%, в 2003-м — 63,4%.
— Как вы оцениваете систему межбюджетных отношений?
— Я считаю, что она построена в первую очередь на интересах федерального центра, а не субъектов Федерации. 
— Вы — одна из немногих, кто работал при прежнем губернаторе и остался в нынешней администрации. Что изменилось? Какие позитивные тенденции можно отметить?
— Основные изменения в экономике края зависят не от администрации, а от общей ситуации в стране. Изменились доходы федерального бюджета. 2001—2002 год мы прожили благополучно. И только в 2003м, с повышением зарплат, начались скачки. То есть нам постоянно приходится подстраиваться под обстоятельства. Но сейчас ситуация более или менее стабилизировалась. Однако ситуация в коммунальном хозяйстве — как была в тупике при прежнем руководстве — так там и осталась. В этой сфере все находится на прежнем уровне. Но дело в том, что развитие экономики области зависит не от работы новой администрации, а от общих обстоятельств, целой серии факторов, влияющих на развитие региона.  Пока в Центре не начнут более точно просчитывать, как распределение финансовых ресурсов влияет на развитие отдаленных регионов, ситуация скорее всего не изменится. А пока мы стараемся собственными усилиями сохранять финансовую стабильность в регионе и активно ведем поиск дополнительных источников развития экономики Камчатской области.

Беседовала  Татьяна ТИЩЕНКО
Журнал «Бюджет « №4 апрель 2004 г.

Поделиться