Версия для печати 7862 Материалы по теме
Поволжская академия государственной службы имени П. А. Столыпина находится в Саратове — крупном промышленном и культурном центре, основанном в 1590 г.
Академия является государственным научно-образовательным учреждением, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих для Поволжского региона. Образована в 1995 г. постановлением правительства РФ на базе Поволжского кадрового центра, созданного в 1991 г.
Поволжская академия государственной службы (ПАГС) им. П.А. Столыпина находится среди 24 учебных заведений России, успешно прошедших отборочный конкурс, реализует программу профессиональной подготовки и повышения квалификации со специализацией «Организация и проведение торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд».
С 1999 г. в ПАГС работает региональный центр подготовки специалистов в области системы государственных закупок.
ПАГС — это сложная структура, включающая в себя шесть факультетов, а также — систему довузовского и послевузовского образования; центры — информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы; немецкого языка; развития творчества студентов; информационного и технического обеспечения; Учебно-деловой центр Морозовского проекта; Российско-французский институт региональной администрации. Филиалы ПАГС открыты в Самаре, Тольятти, Тамбове, Ульяновске, Балакове, имеются представительства в Республике Татарстан и в Пензе.
ПАГС сегодня — один из немногих вузов России, органически сочетающих экономическое, юридическое и общегуманитарное образование.
 
Являясь структурным подразделением Поволжской академии государственной службы, учебно-деловой центр Морозовского проекта (УДЦ) осуществляет свою деятельность в сфере дополнительного образования, управленческого консультирования и, таким образом, содействует становлению экономики в регионе.
Решение об организации в Саратове УДЦ на базе Поволжской академии государственной службы было принято Консультативным советом Морозовского проекта 27 июня 1994 г.
Основные направления деятельности УДЦ — это учебная подготовка и консалтинг в сфере государственных закупок, антикризисного управления, аттестации профессиональных бухгалтеров, предпринимательства и бизнес-планирования, корпоративного обучения, повышения квалификации руководителей, бизнес-услуги.
За 9 лет слушателями УДЦ стали более 6 000 человек. Центром были проведены семь региональных выставок «Информационные технологии в управлении, образовании, бизнесе», организованы информационно-учебные семинары для представителей малого и среднего бизнеса.
Учебно-деловой центр Морозовского проекта оказался непосредственным участником становления системы госзакупок в России — этой очень важной для государства системы экономии средств. За четыре года работы четко обозначились основные направления деятельности центра:
- учебно-методическая работа,
- консалтинг,
-информационно-разъяснительная деятельность.
Их совокупность представляет собой всесторонний подход к вопросу государственных закупок.
 
Учебно-методическая деятельность
 
Региональный центр осуществляет повышение квалификации специалистов для системы государственных закупок по программе «Управление закупками продукции для государственных нужд» на основе типовой программы Института госзакупок им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ.
Над программой постоянно работают преподаватели-консультанты, прошедшие специальную подготовку в Институте госзакупок и сочетающие преподавательскую деятельность с консалтингом. Проводя консультации, преподаватели получают возможность изучения и обобщения практического опыта работы конкурсных комиссий на местах. Поэтому нам есть что рассказать, к примеру, Пензе об Оренбурге, Оренбургу — о Якутии, а Якутии — об Астрахани. Именно в этом сила наших преподавателей. В этом мы видим ключ к успеху. Квалификация преподавателей позволяет им мобильно перестраиваться с модуля на модуль и в случае необходимости заменять друг друга на выездных семинарах. Принцип модульной подачи материала заложен авторами типовой программы — специалистами Института госзакупок Государственного университета — Высшей школы экономики (Москва).
ервый модуль предусматривает изучение российской законодательной, нормативной и методической базы проведения конкурсных закупок товаров (работ) и услуг для государственных нужд. Работая с регионами, мы уделяем большое внимание местной законодательной базе. Для разъяснения местного законодательства мы стараемся привлекать специалистов конкретного региона.
Цель второго модуля программы — изучение международного опыта, основных принципов и правил работы при проведении международных торгов.
Третий модуль программы — практика. Этот модуль самый популярный. В отзывах слушатели всегда просят увеличить количество часов, отведенных на эту часть программы. Здесь предлагается множество практических заданий, которые помогают слушателям освоить материал предшествующих модулей. Кроме того, слушатели работают в мини-группах, которым ставятся различные самостоятельные задачи.
Четвертый модуль — государственный контракт. В Саратове практическую часть обеспечивают специалисты Управления федерального казначейства Саратова и Саратовской области. В мини-группах слушатели составляют государственный контракт, а юрист казначейства дает свои комментарии.
Мы стремимся выстраивать модули таким образом, чтобы постоянно осуществлялся обмен опытом, проводился разбор практических ситуаций.
В целом стандарт программы един, он основан на едином методологическом подходе всех обучающих центров, на единых квалификационных требованиях к специалистам в данной области. Затем все слушатели проходят тестирование в Институте госзакупок Государственного университета — Высшей школы экономики.
Но в зависимости от особенностей аудитории (поставщики, бюджетополучатели, федеральные и муниципальные служащие, специалисты контролирующих структур) саратовский региональный центр умело делает упор на специфику закупок, которая интересна данной аудитории. Тем самым достигается максимальный эффект в изучении материала и получении практических навыков.
Работая с программой, мы всегда обеспечивали слушателей индивидуальной папкой с раздаточным материалом и дискетой с подборкой по всей нормативно-правовой и методической базе по тематике программы. В 2003 г. мы выпустили учебно-методическое пособие, которое теперь получает каждый слушатель. Такой подход к информационному обеспечению семинаров обусловлен нехваткой учебной и рекомендательной литературы по данному направлению.
По окончании обучения слушатели часто обращаются к нам с просьбой прокомментировать законодательные акты, помочь в составлении конкурсной документации, провести экспертизу местных нормативных документов. Это обусловило появление такого направления в нашей деятельности как консалтинг.
 
Консалтинговая деятельность
 
Одной из отличительных черт саратовского регионального центра подготовки специалистов для системы госзакупок является полноценный консалтинг в этой области.
Консультанты центра имеют богатый опыт в оказании квалифицированных услуг по следующим направлениям:
- подготовка полного комплекта конкурсной документации;
- оказание квалифицированных консультационных услуг юридическим и физическим лицам по вопросам организации конкурсных торгов всех видов и их проведению;
- экспертиза конкурсной документации;
- проведение маркетинговых исследований при организации закупок, разработка планов проведения закупочных кампаний;
- консультации для специалистов федеральных структур, контролирующих процедуру закупок;
- консультации для поставщиков — участников конкурсных процедур;
- проведение экспертизы региональных проектов нормативных документов.
Консалтинговая деятельность позволяет выявить ряд существенных недостатков при проведении конкурсных торгов. Так, например, министерства-заказчики не осуществляют анализ фактической потребности подведомственных организаций, что не позволяет приобрести продукцию путем проведения открытых конкурсов. Нарушаются сроки заключения контрактов по результатам проведенных конкурсов. Значительно увеличились закупки способом запроса котировок, который не обеспечивает эффективное расходование бюджетных средств и должен использоваться в исключительных случаях при закупках продукции, которую нельзя было предусмотреть в плановом порядке.
Консультирование есть не что иное как совместная деятельность консультанта и государственного заказчика. Цель консультирования — решение конкретных задач в области конкурсных процедур.
 
Информационно-разъяснительная деятельность
 
Первым мероприятием в этой области стал семинар-совещание «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд», организованный совместно с ОФК по Саратовской области 31 августа 2000 г. В нем приняли участие более 50 человек.
В целях предоставления разъяснительной информации о процедурах торгов и правильном оформлении конкурсных заявок регулярно проводятся специализированные семинары для поставщиков.
Сотрудничество с Министерством экономики и развития торговли Саратовской области позволяет центру участвовать в мероприятиях, проводимых органами власти. Таким образом проводится разъяснительная и, в какой-то степени, агитационная работа.
Одним из последних мероприятий стал консультационный семинар, проведенный в феврале 2003 г. для ФГУП (ГУП) и ОАО Саратовской области — «Правила проведения конкурса по отбору организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита». В работе семинара приняли участие специалисты Министерства экономического развития и торговли Саратовской области, КРУ Минфина России по Саратовской области, комитета по управлению имуществом Саратовской области, специалисты регионального центра и 23 члена конкурсных комиссий.
А.Я. МУЛЛЕР, директор Учебно-делового центра Морозовского проекта, член-корреспондент Академии менеджмента и рынка (Москва)
Во всех странах государство на рынке, как правило, является важнейшим закупщиком продукции. Около 170 млрд руб. было израсходовано на госзакупки в России в 2002 г. Значительные объемы государственных закупок делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной. Мировой опыт показывает, что основным путем решения такой задачи является организация госзакупок на основе свободной конкуренции. Достойной альтернативы прозрачному и конкурентному процессу размещения государственных заказов нет, ибо закрытость и субъективизм их осуществления порождают коррупцию и нерациональное расходование бюджетных средств.
Формирование в России цивилизованного рынка государственных закупок началось с принятия указа президента РФ №305 от 8 апреля 1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Этот документ повлек за собой кардинальные изменения в системе госзакупок, затронул интересы тысяч специалистов, занимающихся организацией и проведением конкурсных процедур. Таких специалистов до 1998 г. никто не готовил. По оценкам Минэкономики РФ, необходимо было срочно подготовить и повысить квалификацию 25000–30000 специалистов.
С целью реализации указа президента РФ № 305, и в соответствии с постановлением правительства РФ №1022 от 3 сентября 1998 г. «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд» конкурсной комиссией Минэкономики и Минобразования РФ был проведен конкурсный отбор образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой специалистов по организации и проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и предприятий-поставщиков продукции. Были отобраны 24 учебных заведения, в том числе и Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина. Эти вузы получили лицензии на право реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации со специализацией «Организация и проведение торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд» (приказ Минобразования России №1080 от 3 декабря 1999 г.).
Приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2000 г. утверждено Положение об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Контрольные группы проверяют соблюдение организатором конкурсов правил и процедур проведения конкурсов, а также осуществляют контроль за соответствием квалификации членов конкурсной комиссии требованиям, установленным законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ПАГС функции регионального центра подготовки кадров для системы государственных закупок выполняет Учебно-деловой центр Морозовского проекта. Саратовский региональный центр занимается повышением квалификации специалистов по курсу «Управление государственными закупками» по 88-часовой и 150-часовой программам. Успешно прошедшие курс обучения заносятся в Государственный реестр специалистов в области организации торгов (конкурсов) на закупку продукции.
За период с февраля 1999 г. по март 2003 г. подготовлено 1993 специалиста. Среди них — члены конкурсных комиссий, сотрудники министерств и ведомств, контролирующих организацию и проведение конкурсных торгов, а также представители предприятий-поставщиков продукции. Обучение проводится не только в Саратове, но и на базе заказчиков из других регионов. Такое выездное обучение регулярно организуется в Самарской, Пензенской, Ульяновской, Астраханской, Оренбургской и Тюменской областях, в Ханты–Мансийским АО и в Республике Саха (Якутия).
Приведенные на стр. 44 диаграммы наглядно показывают рост потребности в подготовленных специалистах в области управления государственными закупками.
Проведение эффективного обучения слушателей по интенсивной технологии требует специально разработанных учебных пособий, которых на сегодняшний день недостаточно. В 2003 г. нами выпущено учебное пособие «Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд» тиражом 1000 экз. Это результат обобщения четырехлетнего практического опыта работы наших преподавателей и консультантов в области повышения квалификации специалистов по курсу «Управление государственными закупками».
Институтом госзакупок имени А.П. Соловьева по итогам работы в 2002 г. Учебно-деловой центр ПАГС признан лучшим региональным центром в области подготовки кадров для системы государственных закупок Российской Федерации.
 
В.Н. КОЗЕЛЬСКИЙ, зам. руководителя КРУ Минфина России в Саратовской области, к.э.н.
Вопросы организации и проведения конкурсов на закупку продукции (услуг) для государственных нужд в 1999 г. были во многом новы для нас. Преподаватели регионального центра Поволжской академии государственной службы организовали и провели для сотрудников нашего управления консультационный семинар «Нормативно-методическая база системы государственных закупок». Консультанты центра лаконично, с использованием иллюстративных материалов и примеров из практики различных регионов провели обзор законодательства в области государственных закупок. Знания, полученные на семинаре, применяются нашими специалистами на практике. Для наших ревизоров в центре работает экспресс-консультационная линия: ревизор с места проверки при наличии вопроса по организации, проведению, грамотности выбора того ли иного способа закупки, оформлению конкурсных документов, в том числе контракта, может позвонить консультанту и получить квалифицированный ответ со ссылкой на нормативный документ.
Мне импонирует совместная работа с центром. Квалификация преподавателей центра достаточно высока и стереотип относительно того, что преподаватель — это теоретик и не более — исчезает на первых же минутах общения. В подтверждение этого я хотел бы привести пример совместного семинара «Правила проведения конкурса по отбору организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита». Было очень много вопросов в области применения правил на практике. Трудность заключалась еще и в том, что в состав комиссии с правом решающего голоса, помимо представителя органа по управлению государственным имуществом, сотрудника КРУ, включается и представитель одного из аккредитованных при Минфине РФ профессиональных аудиторских объединений. Чтобы достичь максимального эффекта от проведения конкурсного отбора, важно выработать единый подход.
Участники семинара смогли обменяться мнениями, обозначить ряд проблем, касающихся проведения конкурсов. Вопросы и проблемы, затронутые на семинаре, учитываются управлением в ходе проводимых в настоящее время конкурсов по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита.
Опыт данного семинара позволил разработать единый пакет конкурсной документации, временной график. Слушатели семинара получили практические навыки оформления публичной оферты, приглашения к конкурсу.
Такие семинары позволяют выработать единый методологический подход, а главное — радикально сократить негативные явления, встречающиеся в процессе госзакупок.
 
Л.Н. ПОПОВА, начальник отдела материальных балансов Министерства экономического развития и торговли Саратовской области
Закупка продукции для областных государственных нужд путем проведения конкурсов позволяет добиться наиболее эффективного расходования бюджетных средств.
В Саратовской области конкурсы проводятся, начиная с 1997 г.
Министерство экономического развития и торговли области, начиная с 1998 г., осуществляет анализ проводимых конкурсов за счет средств областного и муниципального бюджетов.
В 2002 г. областными государственными заказчиками было проведено 1707 конкурсов, из них — 212 открытых, 16 закрытых; в 1032 случаях закупка осуществлялась способом запроса котировок. Экономия бюджетных средств от проведенных конкурсов составила 143,2 млн руб.
Улучшили работу по закупкам продукции на конкурсной основе муниципальные заказчики. Ими проведено 338 конкурсов (заключено контрактов на сумму 329,3 млн руб.), из них 151 конкурс был открытым. Экономия бюджетных средств от проведенных конкурсов составила 29 млн руб.
На 1 января 2003 г. около 100 специалистов министерств, ведомств и муниципальных образований прошли обучение в ПАГС по вопросу организации и проведения торгов на закупку продукции для государственных нужд, что позволило более квалифицированно организовывать проводимые конкурсы, повысить эффективность их проведения.
Экономическая эффективность проведения конкурсов в Саратовской области составляет в среднем 3–5%, а по некоторым видам продукции доходит до 20% от объема закупок.
Общая стоимость заключенных контрактов по результатам проведенных конкурсов в 2002 г. составила 3,4 млрд руб., из них 2,8 млрд руб. (или 82,4%) — по результатам открытых конкурсов.
За 2002 г. сокращение расходов бюджетных средств за счет конкурсного размещения в целом по области составило 172 млн руб.
Таким образом, система государственных закупок в Саратовской области работает. Положительный результат, экономический эффект очевидны. Тем не менее, вопросов очень много. И это, считаю, нормально: ведь вопросы возникают тогда, когда начинается работа.
Е.А. ЛАБАЗНОВ, руководитель ОФК по Саратову, советник РФ I класса, к.э.н., доцент
Наше сотрудничество с центром подготовки специалистов для системы госзакупок началось с семинара-совещания «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд», где присутствовали бюджетополучатели области и города. Семинар показал, что подготовленных специалистов недостаточно.
Ситуация изменилась. Уже третий год ведущие специалисты ОФК по Саратову работают консультантами по программе «Управление закупками продукции для государственных нужд».
Такое сотрудничество имеет множество положительных аспектов.
Во-первых, популяризация конкурсов (торгов) на закупку продукции (услуг) для государственных нужд служит делу эффективного использования и экономии бюджетных средств.
Во-вторых, через центр есть возможность повышать квалификацию специалистов казначейства в области госзакупок, а вопросов на практике возникает очень много. И поскольку законодательство в области госзакупок не дает однозначных ответов на ряд вопросов, то решение специалиста казначейства часто является для бюджетополучателя истиной в последней инстанции.
В-третьих, работа консультантов из казначейства на семинарах центра позволила разгрузить специалистов казначейства от ответов на множество текущих вопросов, касающихся правил, юридических аспектов проведения конкурсов; позволила выработать единый подход к данной проблеме. Мы рассматриваем всю систему госзакупок как неотъемлемую часть бюджетного процесса. В результате грамотной работы специалистов казначейства, с одной стороны, и бюджетополучателя — с другой, экономятся бюджетные средства. Система государственных закупок — реальный механизм эффективного использования бюджетных средств всех уровней.
Цивилизованные формы государственных закупок, системный, профессиональный подход на местах стимулируют экономическое развитие страны и ее продвижение на пути к рынку.
 
Публикацию подготовила Ирина ВОРОНИНА
Журнал «Бюджет» №7 июль 2003 г.
 

Поделиться