Версия для печати 3351 Материалы по теме
Пермский край: межбюджетные отношения

овчинникова
Начиная с 2009 года Пермский край применяет механизмы стимулирования муниципалитетов к повышению их заинтересованности в росте собственных доходов путем закрепления единых нормативов отчислений от налогов, поступающих в региональный бюджет. Екатерина Владимировна ОВЧИННИКОВА, начальник отдела межбюджетных отношений министерства финансов Пермского края

За прошедший с 2009 года период произошли значительные изменения как в федеральном, так и в региональном бюджетном законодательстве, в связи с чем ранее сделанные краевой властью шаги по укреплению доходов муниципальных бюджетов дополнительными стабильными источниками в виде отчислений от НДФЛ и налога на имущество организаций пришлось отменять из-за смещения нагрузки по перераспределенным расходным полномочиям с муниципального уровня на региональный бюджет. Тем не менее положительный опыт произведенного ранее закрепления единых нормативов за бюджетами муниципальных районов (городских округов) было решено возобновить при формировании бюджета на 2013–2015 годы.

Поселения

В целях определения оптимального соотношения нормативов отчислений от тех или иных налогов в бюджеты муниципальных образований министерством финансов Пермского края были произведены многовариантные расчеты. Рассматривалась возможность передачи дополнительных налоговых источников и на уровень муниципальных районов, городских округов, и в бюджеты поселений. Следует признать, что процесс выравнивания бюджетов поселений как посредством распределения дотации из регионального фонда, так и посредством закрепления на региональном уровне единых нормативов отчислений малоэффективен. Так, показатель индекса налогового потенциала поселений Пермского края варьируется от 0,04 до 1,7 (разрыв более чем в 42 раза). В связи с этим в регионе на данном этапе развития межбюджетных отношений выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляется муниципальными районами посредством распределения районных фондов финансовой поддержки поселений. С краевого уровня в бюджеты поселений поступает лишь незначительная подушевая дотация.

В процессе поиска оптимального варианта закрепления налогов за бюджетами поселений была рассмотрена возможность передачи на уровень поселений нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц и транспортному налогу. Аргументами в пользу закрепления за бюджетами поселений части транспортного налога послужили:

  • более или менее равномерное распределение налогооблагаемой базы транспортного налога (количество транспортных средств) между поселениями;
  • опыт закрепления данного налога за поселениями отдельными муниципальными районами, показавший повышение собираемости транспортного налога на местах;
  • наибольший выравнивающий эффект от закрепления транспортного налога — расчетное сокращение разрыва подушевых доходов бюджетов десяти наиболее обеспеченных и десяти наименее обеспеченных поселений на 69 %.

Следует также отметить, что в бюджетах поселений НДФЛ обеспечивает от 1 до 78 % собственных доходов, что подтверждает высокую дифференциацию данного налога. Закрепление за бюджетами поселений единых нормативов отчислений такого налога менее эффективно с точки зрения выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. На наш взгляд, можно вернуться к обсуждению вопроса закрепления НДФЛ за бюджетами поселений на региональном уровне в случае корректировки налогового законодательства Российской Федерации в части изменения порядка уплаты НДФЛ (по месту проживания конкретного жителя, а не по месту регистрации его работодателя).

Муниципальные районы, городские округа

С целью укрепления налогового потенциала муниципальных районов (городских округов) были проанализированы различные варианты закрепления нормативов отчислений от НДФЛ. Воспользовавшись изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс в части возможности закрепления дополнительных нормативов отчислений от налогов за бюджетами муниципалитетов в зависимости от их типа, принято решение с 2013 года передать следующие нормативы отчислений от НДФЛ:

  • в бюджеты городских округов — 5 %;
  • бюджеты муниципальных районов — 15 %.

Увеличенный дополнительный норматив отчислений от НДФЛ в бюджеты муниципальных районов (по отношению к городским округам) позволит компенсировать потери муниципальных районов от передачи 50 % транспортного налога на уровень поселений и сократит разрыв в уровне бюджетной обеспеченности городских округов и муниципальных районов края.

Благодаря дополнительному закреплению нормативов от НДФЛ в 2013 году обеспечен рост расчетных консолидированных бюджетов муниципальных районов (городских округов) края в среднем на 119 % по отношению к аналогичным показателям 2012 года. Указанный рост муниципальных бюджетов послужит основой для обеспечения исполнения указов Президента РФ по вопросам повышения оплаты труда работников социальной сферы и решения остро стоящей проблемы нехватки мест в муниципальных дошкольных учреждениях Пермского края. В завершение следует отметить желание Пермского края и далее следовать по пути укрепления финансовой самостоятельности местных бюджетов для повышения эффективности местного самоуправления в регионе.

Поделиться