Версия для печати 12291 Материалы по теме
Официальные сайты  для открытости бюджета

Вита Александровна ЯГОВКИНА, старший консультант Института реформирования общественных финансов, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ, к. ю. н.

Стремительные темпы информатизации общества заставляют регионы и муниципалитеты более тщательно подходить к вопросу о публикации в Интернете сведений о своих бюджетах и проводимой бюджетной политике. Самые открытые публично-правовые образования в конечном итоге оказываются наиболее дееспособными, поскольку в них удается наладить реальное, а не декларируемое взаимодействие власти и населения.

Принцип прозрачности (открытости) бюджета закреплен в ст. 36 Бюджетного кодекса, однако существует еще несколько документов концептуального характера, которые раскрывают порядок его практической реализации. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» было принято решение о развитии единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет). Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р была одобрена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Основная цель системы — обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.

На сайте журнала «Бюджет» есть библиотека статей, посвященная открытому бюджету. Ознакомиться с материалами можно здесь.

Ориентация на повышение открытости бюджета обозначена и в Основных направлениях бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. В них, в частности, указано, что для обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса необходимо:

· в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной, информативной и компактной форме для граждан;

· создать Единый портал бюджетной системы Российской Федерации, который сделает доступной в режиме реального времени структурированную с учетом потребностей заинтересованных пользователей информацию о бюджетном процессе.

Открытый бюджет позволяет повысить качество управления бюджетными средствами, наладить контакт с населением по такому обычно сложному для людей вопросу, как бюджет, повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить прозрачность и достоверность отчетов об исполнении бюджета. Население получает оперативный доступ к информации о бюджете территории и деятельности бюджетного сектора, кроме того, повышается уровень бюджетного контроля, в том числе недостаточно развитого у нас общественного контроля.

Кажется очевидным, что в первую очередь речь идет об обязательной публикации принятого бюджета публично-правового образования в средствах массовой информации. Однако растущая информатизация общества ставит вопрос об обнародовании сведений о бюджете и бюджетной политике региона или муниципального образования не только в региональной или местной прессе, но и в Интернете. Часто на практике все ограничивается тем, что на официальном сайте региона или муниципального образования вывешивается текст нормативного акта о бюджете на текущий год, который и так подлежит обязательному опубликованию в полном объеме в средствах массовой информации. Особенно страдают этим недостатком сайты муниципальных образований (причем это может относиться и к довольно крупным районам или городам) и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

При этом на сайте иногда отсутствуют все приложения к этому нормативному акту, которые и содержат полные сведения о бюджете, запланированных доходах и расходах и позволяют проанализировать бюджетную политику территории. Часто информация является неактуальной, устаревшей, не работают ссылки и т. д. Очевидно, что для населения следует размещать не только первоначальную версию закона о бюджете, но и действующий текст, а не оставлять проект акта или старую его редакцию с приложением множества (вплоть до нескольких десятков) изменений в хронологическом порядке, которые посетитель должен самостоятельно отслеживать, чтобы попытаться понять новый текст. Все-таки речь идет об открытости сведений об основном фонде денежных средств, формируемом за счет налогоплательщиков, а не о массе решений представительного органа по конкретному вопросу.

Некоторые территории размещают информацию о бюджете таким образом, что ее практически невозможно найти, например в разделе «Статистика», «Нормативные акты» или даже «Справочная информация». То есть, даже если данные о важнейшем финансовом документе на официальном сайте есть, неподготовленному человеку очень трудно обнаружить и воспринять их. Лучше всего если информация о бюджете, хотя бы самая основная, будет доступна посетителю официального сайта прямо на главной странице в отдельном разделе «Бюджет». Ряд публично-правовых образований имеют отдельный сайт «Открытый бюджет» (например, г. Москва) или соответствующий раздел на официальном сайте (например, г. Петрозаводск). Кроме того, посетитель должен легко находить информацию о бюджете с учетом функции «Поиск», как, например, это можно сделать на сайте г. Тольятти: поиск проводится очень легко, а полученная информация является корректной и полной. Навигация сайта тоже должна быть простой и понятной, как, например, на сайте главы муниципального образования ЗАТО город Североморск.

Как уже отмечалось, для большинства населения текст собственно нормативного акта о бюджете представляет собой огромный набор малопонятных сведений. Поэтому, не отрицая необходимости размещения текста официального акта о бюджете, что прямо закреплено в законодательстве, надо уделять внимание опубликованию иных информационных материалов: объяснений в прессе, интервью, слайдов, графиков или схем, наглядно описывающих бюджет и его параметры, направления расходования бюджетных средств. Жителям очень важно видеть, сколько денег будет израсходовано на различные цели, особенно социальной направленности, как это соотносится с другими расходами, каковы источники поступлений средств в бюджет, насколько велик дефицит бюджета и за счет чего планируется его покрыть и т. д.

Например, замечательный путеводитель по бюджету есть на сайте Красноярского края, он содержит массу полезной и доступной информации об источниках формирования доходов, направлениях расходов бюджета (отдельно выделены новые, не имевшиеся ранее направления расходов, в том числе по целевым программам), сопровождающейся конкретными цифрами и простыми для восприятия графиками. При этом направления расходов обозначены достаточно детально. Гражданин может сделать выводы, скажем, не только о поддержке культуры, образования или здравоохранения в целом, но и о более конкретных вещах — например, о направлениях, по которым можно получить краевые социальные гранты, перечне объектов строительства за счет регионального бюджета, в том числе и в разрезе муниципальных образований, направлениях финансирования по программе повышения эффективности деятельности органов местного само­управления на территории края. Там же можно найти заключения экспертного совета на проекты законов о краевом бюджете, данные о межбюджетных отношениях, реформировании общественных финансов и многое другое.

В качестве примера можно привести сайт г. Перми: в разделе «Публичный бюджет» бюджеты города на 2012 год и на 2013–2015 годы представлены в разрезе расходов на образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт, социальную политику, молодежную политику, дорожное хозяйство, ЖКХ, транспорт, благоустройство, градостроительство, общественную безопасность, экологию, содержание органов местного самоуправления и т. д. При этом все показатели даны не просто в виде цифр, а в виде поясняющих таблиц, которые описывают цели финансирования, показатели, единицы измерения и даже содержат иллюстрации.

Чтобы реализовать принцип открытости бюджета в полном объеме, следует разместить на сайте информацию о бюджетах за несколько последних лет, а не только за текущий год. По критерию открытости бюджета выигрывают те публично-правовые образования, которые помимо текстов бюджетов публикуют данные об исполнении текущего бюджета. В зависимости от возможностей (в том числе технических и организационных) и объемов бюджетных средств информация может обновляться ежеквартально, ежемесячно или даже чаще. Сведения об исполнении бюджета можно давать не только в виде общих цифр, но и в разрезе отдельных видов доходов и расходов, показывать динамику исполнения бюджета.

Открытости бюджета способствует обнародование иных официальных материалов, среди которых на первом месте нормативно-правовые акты всех уровней, регулирующие бюджетные отношения и бюджетный процесс на данной территории. Особое место следует уделить размещению нормативных актов, регулирующих принятие бюджета и иные бюджетные вопросы (например, принятие государственных и муниципальных программ, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме). Населению найти их в официальных источниках нелегко, особенно если учесть постоянные изменения законодательства. Кстати, желательно сделать возможным скачивание текстов нормативных актов и сопутствующих материалов, размещенных на сайте (как это сделано, например, на сайте Красноярского края), и даже поставить счетчик скачиваний (сайт г. Муравленко), что позволит понять, насколько население нуждается в таких данных.

Весьма полезной является информация об участниках бюджетного процесса и их полномочиях, особенно о деятельности финансовых и контрольно-счетных органов, информация о программах реформирования региональных и муниципальных финансов, инструментах, способствующих повышению эффективности управления региональными или муниципальными финансами, о состоянии и структуре государственного и муниципального долга, порядке осуществления финансового (бюджетного) контроля. Примером в данном случае может послужить сайт администрации Санкт-Петербурга, где помимо текстов бюджетов на текущий год и прошлые годы содержится информация о получателях бюджетных средств (что достаточно редко встречается на официальных сайтах), доходах и расходах бюджета, основные сведения о бюджетном процессе, включающие указание временных рамок для тех или иных этапов и процедур, описание проводимых в данное время мероприятий, а также ссылки на сайты органов, ответственных за эти этапы. Кроме того, сайт содержит информацию аналитического характера по бюджету, состоянию государственного долга субъекта РФ, управлению ликвидностью, финансированию инвестиционных программ и взаимодействию с федеральным бюджетом.

К подобной дополнительной информации также можно отнести доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в бюджетной деятельности, сведения о мониторинге качества финансового менеджмента, об инвестициях, осуществляемых за счет средств бюджета, о социально-экономическом развитии территории (в том числе прогноз социально-экономического развития, на котором базируется бюджет), реестр расходных обязательств, сведения об осуществляемых за счет бюджета закупках товаров, работ и услуг, отчеты глав регионов или муниципальных образований. Среди муниципальных образований по данному показателю хорошим примером являются сайты г. Стрежевого и Муравленко.

В контексте реформы государственных и муниципальных учреждений сведения о сети учреждений, об их финансировании и о предоставляемых ими услугах (как бесплатных, так и платных) также способствуют реализации принципа открытости бюджета, повышению уровня доступности услуг. Конечно, это не отменяет необходимости публиковать соответствующую информацию в установленном законодательством порядке, но для удобства населения желательно повторить некоторую часть этих данных на официальном сайте (в более простой и компактной форме). Например, на сайте Ярославской области есть отдельный подраздел о реализации Федерального закона № 83-ФЗ, содержащий массу полезной информации, включая региональные нормативные акты, материалы работы координационного совета, ответы на вопросы муниципальных образований.

Поскольку в настоящее время речь идет о переходе к программным бюджетам, большое внимание следует уделить сведениям о региональных и муниципальных программах. Население должно знать о принимаемых программах и понимать их роль, цели и задачи, инструменты реализации, конкретные мероприятия, запланированные в рамках программы, что поможет представить себе суть программы конкретно, а не в абстрактных, зачастую мало понятных для неспециалиста цифрах. Открытости бюджета будет способствовать и информация о том, достигнуты ли поставленные в программе цели и задачи. Поскольку механизм управления любой программой предусматривает отчетность о ее исполнении, результаты исполнения программы можно постоянно обнародовать, осуществлять мониторинг и доводить данные до сведения населения.

Кроме того, на сайте можно обсуждать вопросы, связанные с бюджетом (например, рассматривать предложения по экономии бюджетных средств), отвечать на вопросы населения, что позволит повысить доступность сведений о бюджете даже для тех категорий граждан, которые не всегда могут самостоятельно разобраться в прилагаемой официальной документации. Если размещать на сайте информацию о публичных слушаниях по поводу бюджета и материалы к этим слушаниям таким образом, чтобы их можно было легко найти (как, например, на сайте Архангельской области), это поможет привлечь к ним население. Не секрет, что регионы и муниципальные образования часто жалуются на пассивность граждан в обсуждении проектов бюджетов. Иногда это связано именно с отсутствием у них информации о слушаниях, а снять данную проблему помогает сайт, где увидеть сообщение гораздо проще, чем в местной газете. Это также поможет развивать институт общественного контроля на соответствующей территории и осуществлять реальное, а не декларируемое взаимодействие с населением.

Поделиться