Версия для печати 1102 Материалы по теме
Сельское хозяйство России преодолело кризис и выходит на новый технологический уровень развития. Молодежь, которая учится в аграрных учреждениях, стала другой: она хочет получать знания не только из учебников, но и пользуясь современной техникой.

О кадровом обеспечении в аграрно-промышленном комплексе, о связанных с этим проблемах первый вице-премьер Дмитрий Медведев говорил на совещании, прошедшем в понедельник в Оренбургской области. Несмотря на существующую в стране широкую сеть сельскохозяйственных учебных заведений всех уровней, за последние годы в АПК образовался значительный дефицит кадров.

Дефицит специалистов только с высшим аграрным образованием составляет в отрасли около 80 тыс. человек, подчеркнул Дмитрий Медведев. Речь идет о таких ключевых позициях, как главные агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи, инженеры и другие специалисты. Проблема эта комплексная, для ее решения необходимо повышать заработную плату в АПК, престижность аграрного труда, создавать привлекательные условия жизни на селе, и такие возможности начинают появляться.

 Но многое зависит и от самой системы сельскохозяйственного образования, от ее способности привлечь перспективных молодых людей, действительно заинтересованных в дальнейшей работе на селе. «В целом за последние десять лет отрасль вышла из кризиса и выходит теперь на новый технологический уровень развития.

С другой стороны, очевидно и то, что молодежь, которая учится в аграрных учреждениях, она тоже – другая. Она хочет получать современные знания – знания, не только основанные на учебниках, но и на использовании современной техники», – подчеркнул Дмитрий Медведев. «Вы знаете, что у нас довольно активно применяются и компьютерные технологии, и другие высокотехнологичные методы работы, используются биологически активные добавки, используются современные лекарственные средства для животных. В целом отрасль, конечно, очень быстро меняется. И те деньги, которые в нее пришли (долгожданные деньги), они, конечно, предъявляют и новые требования к образованию», – отметил первый вице-премьер.

Поэтому многое в системе сельскохозяйственного образования надо менять – и в содержательном плане, и в организационном, и в плане материально-технического оснащения. Иначе российское аграрное образование будет и дальше отставать от образования, существующего в других странах. «А молодежь это очень чутко и тонко чувствует», – заметил Дмитрий Медведев.

Во-первых, в АПК, считает первый вице-премьер, необходимо создавать интегрированные образовательные центры, объединяющие среднее специальное и высшее образование, что уже происходит, в том числе в Оренбургской области. «Эти проблемы есть, и мы их будем решать, в том числе и путем издания актов Правительства на эту тему», – пообещал Дмитрий Медведев.

Во-вторых, подчеркнул он, необходимо ориентироваться на более тесное взаимодействие научных и образовательных подразделений. «С такой интеграцией науки и образования в агропромышленный сектор придут и новые технологии селекции, и технологии выведения высокопродуктивных пород скота – в общем, именно то, что нам нужно», – отметил он.

Для аграрного образования также необходима тесная связь с производственной практикой, считает первый вице-премьер. По его мнению, такое взаимодействие с учебно-опытными хозяйствами, с учебными мастерскими, лабораториями, ветеринарными клиниками кое-где есть, но пока системы еще не возникло. Чтобы такая система появилась, нужно в том числе создать нормативную основу для нормальной работы учебно-производственных хозяйств.

Особое внимание Дмитрий Медведев предложил уделить модернизации материальной базы учебно-производственных хозяйств, передовым технологиям, подготовке молодежи к работе на современной технике. «Мы сегодня на эту тему довольно активно рассуждали, поговорили немножко и со студентами. Конечно, они видят разницу между имеющейся у нас техникой и современной иностранной техникой. Это задача в целом для экономики – выводить уровень нашего сельхозмашиностроения на принципиально другую основу, – отметил первый вице-премьер. – Но в то же время молодежь должна понимать, как работает современная техника. Ее нужно учить на современных образцах».

И технологическое перевооружение, и создание новых учебных программ требуют немалых средств, отметил Дмитрий Медведев. Для решения финансовых проблем, по мнению первого вице-премьера, необходимо сложить усилия федерального центра, регионов и аграрного бизнеса. «Здесь нужна инициатива самих учебных заведений, органов власти регионов, местной власти. Нужна заинтересованность аграрного бизнеса, может быть, не в меньшей степени, чем инициатива со стороны властей», – подчеркнул он.

Дмитрий Медведев напомнил, что в рамках реализации национального проекта в области образования государство оказало значительную поддержку учебным учреждениям, которые внедряют инновационные образовательные программы. Такой пример есть и в Оренбургской области – это профессиональное училище № 2, которое разработало программу подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных сельхозпроизводств. Объем субсидий этому училищу из федерального бюджета составил около 20 млн руб., а софинансирование в таком же размере обеспечил Оренбургский государственный аграрный университет. Дмитрий Медведев считает, что субъекты Федерации дальше должны разрабатывать собственные региональные программы развития сети образования, в том числе сельскохозяйственного.

При этом «самое заинтересованное участие должен принять аграрный бизнес, ведь именно он и является в конечном счете «потребителем» кадров, которые готовятся в высших и средних специальных учебных заведениях». Во взаимодействии с бизнесом нужно создавать и систему постоянного мониторинга и прогнозирования аграрного рынка труда.

Кадровое обеспечение должно быть плотно увязано с разработкой современных стандартов аграрного профобразования, подчеркнул Дмитрий Медведев. «Очевидно, что и такие стандарты мы должны вырабатывать совместно с аграрным бизнесом. Это – общая задача, бизнес понимает, что ему нужно, но и мы должны ставить для себя серьезные задачи», – заключил первый вице-премьер.

Приоритетные национальные проекты
Поделиться