25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3838 Материалы по теме
Налоговый эксперимент в Пермском крае: итоги и уроки - 2

Лидия Родионовна СТРУГОВА, руководитель УФНС по Пермскому краю, государственный советник РФ 3-го класса: в мартовском номере журнала «Бюджет» за 2013 год опубликована статья «Налоговый эксперимент в Пермском крае: итоги и уроки». В ней представлена преимущественно позитивная для бюджета края оценка эксперимента по снижению региональной составляющей ставки налога на прибыль организаций. Учитывая читательский интерес к материалу из Перми, редакция журнала сочла возможным продолжить мониторинг бюджетного и налогового процессов в регионе.

Налоговые поступления — ситуация изменилась

В Пермском крае в 2010, 2011 и 2012 годах был отмечен рост налоговых поступлений во все уровни бюджетов соответственно на 16, 34 и 19 процентных пунктов. Однако итоги первого квартала текущего года, а затем и итоги первого полугодия показали, что ситуация изменилась. Снижение объемов налоговых платежей в консолидированный бюджет страны от налогоплательщиков региона за шесть месяцев 2013 года составило 4%, а в консолидированный бюджет края — 6%.

Особую остроту проблеме придает вынужденное (с учетом социальных программ) принятие региональными законодателями бюджета Пермского края на 2013 год с дефицитом в 15,5 млрд руб. (14%) при законодательно допустимом 15-процентном барьере. Исследование сложившейся в регионе ситуации приводит к ряду достаточно важных для методологии и в первую очередь для практики налогового администрирования наблюдений. Главное из них заключается в кардинальном изменении показателей финансово-хозяйственной деятельности и соответственно динамики налоговых платежей крупнейших налогоплательщиков. Объем налоговых поступлений от налогоплательщиков, администрируемых территориальными налоговыми органами региона, увеличился на 1%, в то же время поступления от организаций, состоящих на учете в Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Пермского края, сократились на 5%. Общий же объем поступлений от всех категорий налогоплательщиков края (состоящих на учете как в территориальных налоговых органах, так и в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам) уменьшился на 4%, поступления от налогоплательщиков, администрируемых Межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам уменьшились на 9%. Поскольку на долю крупного бизнеса в консолидированном результате полугодия приходится более 65,1 млрд руб. (61,7%) налоговых платежей, именно его финансовым самочувствием и бизнес-планами определяется отрицательная динамика налогового и бюджетного процессов. Анализ налоговых поступлений по отраслям экономики показывает, что если от предприятий нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего сектора поступления еще в плюсе, то в сфере разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации, например, природного газа, а также в энергетике платежи сократились.

Завершить характеристику происходящих процессов можно статистическими данными о поступлениях налогов. Решающие позиции здесь занимают налог на прибыль организаций и НДС. Объемы их поступления от налогоплательщиков Пермского края в бюджетную систему страны за шесть месяцев 2013 года составили 17млрд руб. (налог на прибыль организаций) и 16 млрд руб. (НДС) при снижении объемов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28,2 и 11,3% соответственно. Положительная динамика поступлений по другим налоговым платежам, например по НДФЛ — на 9,9%, акцизам — на 13,4%, налогу на имущество организаций — на 21,3%, такое снижение НДС и налога на прибыль компенсировать не в состоянии.

Налог на прибыль организаций

Кардинальное перемещение конфигурации налоговых платежей в сектор «минус» стало предметом широкого и порой эмоционально окрашенного обсуждения депутатского корпуса и общественности Пермского края. При этом главный источник проблемы многие увидели лишь в пониженной на 4% региональной составляющей ставки налога на прибыль организаций. Между тем причины, как представляется, обусловлены более глубокими и сложными явлениями.

Например, неоспоримым фактом является снижение темпов роста экономики. Рост ВВП в первом полугодии текущего года, по официальным данным, составил 101,7% против 104,5% в первом полугодии 2012 года. Индекс промышленного производства в регионе по таким важным для края видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, снизился по сравнению с показателями первого полугодия 2012 года на 3,2%. Прибыль предприятий края в январе — мае текущего года снижена по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 10,5%, объем экспорта — на 3,6%. Связь этих показателей с объемом налоговых поступлений, в частности по налогу на прибыль, прямая.

Одновременно на параметры налогооблагаемой базы по налогу на прибыль активно влияют расходы предприятий на модернизацию производства и, что особенно важно для ресурсоориентированной экономики Пермского края, расходы на освоение новых и модернизацию старых месторождений полезных ископаемых. Эти и ряд других расходов, в том числе на повышение зарплаты персонала, в соответствии с нормами действующего налогового законодательства налогооблагаемую базу по налогу на прибыль снижают объективно. Ситуации, с точки зрения неподготовленного человека, в этом секторе возникают парадоксальные. Например, один из крупнейших налогоплательщиков региона с 2006 по 2012 год за счет вложений в развитие компании каждый налоговый период заявлял убытки для целей налогообложения. Они составили в суммовом выражении более 8 млрд руб. С 2013 года деятельность предприятия наконец-то становится прибыльной (прибыль за первый квартал 2013 года — 913 млн руб.). Однако налог на прибыль организация уплачивать не будет, поскольку за семь предыдущих лет накопился убыток, переносимый на будущее. Результат подобных «мероприятий» — налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций за 2012 год по состоянию на 1 января 2013 года по сравнению с 2011 годом снизилась в Пермском крае на 1,9%. При этом снижение за первый квартал 2013 года по сравнению с первым кварталом 2012 года составило уже 8,6%.

В такой ситуации можно с достаточно большой степенью вероятности прогнозировать, что отмена льготной ставки по этому налогу, безусловно, увеличила бы объем его поступлений. Но при этом одновременно ухудшатся параметры бюджета по НДФЛ, налоговой задолженности, увеличится количество убыточных предприятий и т. д. Под вопросом окажутся и некоторые проекты развития предприятий региона, рассчитанные на перспективу. В связи с этим рациональнее перейти от оценки эффективности ставок налога к оценке эффективности расходования остающихся в распоряжении предприятий после вычета обоснованных расходов финансовых средств. На какие цели они направлены? Работают на будущую экономику региона или выводятся из нее? Есть ли правовые механизмы влияния на процесс?

Найти ответы на эти вопросы непросто, но такую задачу перед законодателями Пермского края жизнь сегодня поставила. И пока они не найдены, в крае принято решение региональную составляющую льготы по налогу на прибыль, несмотря на бюджетный дефицит, стоит сохранить. Эксперимент с налогом на прибыль продолжается в новых условиях.

НДС

Не менее сложные процессы протекают в администрировании налога на добавленную стоимость. Наряду с экономическими факторами на его поступление все возрастающее влияние оказывает реализация предприятиями инвестиционных программ и проектов. Объемы импорта в регионе в январе — мае 2013 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 4,5%, инвестиций в основной капитал — на 19,8%. Особенно остро ситуация проявляется в практике крупнейших налогоплательщиков. Поступления НДС от них по причине значительных сумм предъявленных к возмещению сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11%. Примечательно, что объемы возмещения в регионе нарастают. За шесть месяцев 2013 года к возмещению в крае заявлено 4,9 млрд руб. Это на 17,9%, или на 760,3 млн руб., больше показателя соответствующего периода 2012 года. Рост экспорта продукции, приобретение импортного оборудования и комплектующих изделий для реализации новых инвестиционных проектов, увеличение строительно-монтажных работ, выполненных подрядным способом, увеличение объемов отгруженной продукции в области космической деятельности (по ставке 0 процентов) — вот далеко не полный перечень оснований для заявления права на возмещение НДС из бюджета, используемых пермскими предприятиями. По прогнозным оценкам, на завершающем этапе 2013 года и вплоть до 2017 года объемы возмещения в регионе могут еще возрасти, особенно в связи с разработкой Березниковско-Соликамского промышленного узла на севере Пермского края. Складывается ситуация, когда правовая и экономическая конструкция двух перечисленных выше налогов, методологически нацеленная на стимулирование развития бизнеса, вступает в определенное противоречие с интересами бюджета.

Обойти закон

Одновременно фактором, влияющим на снижение поступлений налогов (и налоговики-практики это сегодня фиксируют однозначно), является значительное увеличение количества желающих использовать прогрессирующий тренд возмещения НДС, а также широкие возможности для неправомерного принятия к учету расходов в целях исчисления налога на прибыль. При этом схемы незаконной минимизации налогооблагаемой базы выявляются на предприятиях самого разного уровня и вида деятельности. Например, при строительстве одного из известных в Перми объектов организация-налогоплательщик пыталась использовать схему, суть которой заключалась в дублировании или фактическом неисполнении отраженных в документах работ, якобы выполняемых контрагентами. При этом, как установили налоговые инспекторы, контрагенты в силу отсутствия у них персонала, транспортных средств, собственных или арендованных помещений не имели возможностей для выполнения этих работ. Денежные средства, перечисляемые контрагентам, обналичены путем приобретения векселей, перечисления денежных средств на лицевые счета физических лиц либо перечисления на расчетные счета организаций, которые не отчитываются или формально отчитываются перед налоговым органом, показывая минимальный доход. На основании этих и других фактов сделан вывод о попытке получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (в виде уменьшения налоговых обязательств по налогу на прибыль и неправомерно заявленного к возмещению НДС). Обоснованность налоговых претензий к налогоплательщику подтверждена арбитражным судом. Предотвращены потери бюджета на сумму более 46 млн руб.

Другой пример: в ходе выездной налоговой проверки одного из крупных налогоплательщиков края было доказано, в том числе в арбитражном суде, получение необоснованной налоговой выгоды посредством документального оформления операций по приобретению сырья у контрагентов, сделок с которыми фактически не было. Налоговики документально подтвердили, что сомнительные организации-поставщики были созданы незадолго до заключения спорных договоров поставки. У контрагентов в проверяемом периоде отсутствовали материальные, трудовые и иные ресурсы, необходимые для ведения финансово-хозяйственной деятельности. В товарно-транспортных накладных нет обязательных к заполнению реквизитов и сведений (не указаны дата составления, цена сырья, масса, сумма и др.), отсутствуют подписи или расшифровки подписей должностных лиц организаций, выписавших накладную. В бухгалтерской и налоговой отчетности обороты, соответствующие суммам по спорным сделкам, не отражены, либо бухгалтерская (налоговая) отчетность ими не представлена, налоги к уплате в бюджет не исчислены. Эти и другие доказательства не¬оспоримо подтвердили неправомерные действия налогоплательщика. Сумма к уплате в бюджет по вступившему в законную силу решению инспекции превысила 223 млн руб., в том числе по НДС, налогу на прибыль организаций и транспортному налогу.

Такими сегодня видятся объективные и субъективные факторы, влияющие на недопоступление денежных средств в бюджетную систему.

Как повысить собираемость налогов

Ситуация, сложившаяся в регионе, потребовала от налоговиков эффективных действий по повышению собираемости налоговых платежей, созданию условий, при которых недобросовестные налогоплательщики не могли бы неправомерно пользоваться возможностями, предоставленными государством для развития бизнеса. Чрезвычайно важно, что заинтересованность в совместной работе и ее результатах проявили региональные и местные органы власти. На совещаниях в аппарате главного федерального инспектора по Пермскому краю О. Ю. Веселкова, рабочих встречах с губернатором края В. Ф. Басаргиным, а затем с председателем правительстваГ. П. Тушнолобовым согласованы принципиальные направления совместной работы. Это кардинальное снижение налоговой задолженности, максимально возможное изменение соотношения между поступлением НДС и его возмещением, улучшение администрирования НДФЛ и имущественных налогов.

Руководители края поддержали наши планы и инициативы по усилению контроля со стороны управления за соблюдением территориальными налоговыми органами порядка и сроков выполнения всех административных процедур и повышению результативности контрольной работы. Например, критерий «исполнение налоговых обязательств и отсутствие налоговой задолженности» принят в качестве одного из условий выстраивания партнерских отношений между органами власти и субъектами предпринимательской деятельности, в том числе при заключении контрактов на выполнение работ и услуг. Для оперативного контроля за состоянием расчетов с бюджетом специалистами налогового управления разработан и внедрен в промышленную эксплуатацию интернет-сервис «Узнай свою задолженность для юридических лиц», позволяющий по ИНН налогоплательщика-организации в режиме онлайн получать информацию о том, исполнена обязанность по уплате налогов или нет. Практическими действиями поддержана инициатива пермских налоговиков «На социально ответственном предприятии — социально ответственные работники», стимулирующая руководителей предприятий активно влиять на исполнение их персоналом обязанностей по уплате имущественных налогов физических лиц в местные бюджеты. Вопрос регулярно выносится на заседания различного рода рабочих групп и совещания в администрациях с участием руководителей предприятий и организаций. В качестве источника информации используется интернет-ресурс Федеральной налоговой службы «Узнай свою задолженность».

Активно включилась в разработку проблемы повышения роли имущественных налогов в формировании региональных и местных бюджетов созданная по инициативе УФНС межведомственная рабочая группа при министерстве по управлению имуществом Пермского края. Завершается подготовка региональной программы повышения финансовой и налоговой грамотности населения, при правительстве Пермского края сформирован координационный совет по ее реализации. Эти и другие совместные мероприятия с региональными и местными органами власти в сочетании с интенсивными мерами по принудительному взысканию налоговой задолженности и целенаправленной контрольной работой начинают давать определенные результаты. Задолженность во все уровни бюджетов по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям (включая ЕСН и государственные внебюджетные фонды) за январь — июнь 2013 года снижена на 981,6 млн руб., или на 6,3%. Результативно проведена декларационная кампания. Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет по декларациям о доходах 2012 год, превысила 1,4 млрд руб., что в 2,1 раза больше, чем в 2012 году. Налоговые поступления в местные бюджеты в регионе по итогам шести месяцев составили более 11 млрд руб., что на 20% больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом поступления по НДФЛ в этом секторе бюджетной системы достигли 7,6 млрд руб., превысив показатель 2012 года почти на треть. Преимущественно за счет взыскания налоговой задолженности (сроки уплаты текущих платежей еще не наступили) на 35% превышены показатели поступлений по транспортному налогу и на 50% — по налогу на имущество физических лиц.

Кнут и пряник

Несмотря на важность тесного взаимодействия с органами власти, решающая роль в обеспечении налоговых поступлений остается у налоговых органов. Их контрольную функцию не в состоянии выполнить никто. Ключевой принцип программы мер по обеспечению доходной части бюджета налоговиками Пермского края объявлен открыто и понятно: «Добросовестным плательщикам услуги и сервисы, недобросовестным — жесткий контроль и повышение требовательности». Представляется, что по его первой компоненте комментариев не требуется. Клиентоориентированный подход, заявленный руководителем Федеральной налоговой службыМ. В. Мишустиным, воплощается в крае последовательно и пунктуально. Свидетельством тому являются данные анкетирования, проведенного на сайте управления: из 485 ответов на вопросы анкеты в 397 (82%) дана положительная оценка предоставляемых услуг и сервисов.

Что касается повышения требовательности, она, по нашему глубокому убеждению, должна быть основана на компетентности персонала и четкой организации процесса контрольной работы. В связи с этим управлением проведен значительный комплекс организационных, обучающих и кадровых мероприятий, в результате которых удалось достичь понимания инспекторским составом приоритетного характера этого направления деятельности, сформировать систему работы, научить использовать имеющиеся программные комплексы, в том числе собственной разработки. По результатам контрольной работы за шесть месяцев 2013 года дополнительно начислено платежей в бюджет (с учетом пеней и налоговых санкций) на сумму более 2,6 млрд руб., что больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 8,4%, или на 204,3 млн руб.

По результатам контрольных мероприятий обоснованно отказано в возмещении НДС на сумму 601,7 млн руб., что более чем вдвое превышает показатели соответствующего периода 2012 года. Нарабатывается практика проведения эффективных налоговых проверок, по результатам которых открывается широкое поле деятельности для правоохранительных органов. Кстати, в связи с неправомерными действиями налогоплательщиков в первом полугодии 2013 года в крае возбуждено 23 уголовных дела (вдвое больше, чем за весь 2012 год). Судебными органами уже рассмотрено три уголовных дела, по всем вынесены обвинительные приговоры.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно