Версия для печати 3011 Материалы по теме
позгалев
В региональном обустройстве прослеживается точная, объективная оценка потенциала и возможностей области, целеустремленность и последовательность действий, постоянный поиск наиболее эффективных путей развития. О результатах и стратегии развития Вологодской области мы беседуем с губернатором Вячеславом ПОЗГАЛЕВЫМ.
 
– Вячеслав Евгеньевич, Вологодская область – один из индустриально развитых регионов, занимающий второе место в России по производству промышленной продукции в расчете на одного жителя. Какие отрасли сейчас развиваются наиболее интенсивно?
– Вологодская область относится к числу территорий, обычно называемых русским Севером. Для большинства россиян регион ассоциируется с бескрайними лесами и луговым разнотравьем. Однако своеобразие Вологодчины определяется не только прекрасными природными ландшафтами, но и современной динамичной экономикой.
Настоящее и будущее области определяется тем, насколько эффективно мы потрудились в предыдущий период. Не так давно мы подвели итоги последних 10 лет – объемного и значимого отрезка времени. Стремились, чтобы анализ был строгим и взыскательным: это снижает вероятность управленческих ошибок, делает прогноз надежней. Общий вывод был таков: сегодня Вологодская область – устойчиво развивающийся субъект РФ. Прокат и сталь европейского качества, минеральные удобрения, продукция машиностроения и лесопромышленного комплекса, стекольная промышленность, энергетика, агропромышленный комплекс, льняная отрасль, гражданское строительство – вот что сегодня определяет потенциал региона.
Вологодская область занимает заметное место в экономике страны, что подтверждается не только количественными показателями, но и экспертными оценками. С 2000 г. регионом является донором. В соответствии с рейтингом Минфина по уровню бюджетной обеспеченности область находится на шестом месте в Российской Федерации. Международные агентства оценивают регион как надежного заемщика (рейтинг кредитоспособности – «очень высокий»), что делает область инвестиционно привлекательной. Ключевые отрасли – черная металлургия и химическая промышленность – работают стабильно. По выплавке стали и производству проката область занимает второе место в стране. В регионе производится каждая девятая тонна российских минеральных удобрений.
Имея такую базу, достаточно сложно обеспечить высокие темпы роста в названных отраслях. Поэтому сейчас главным стало создание условий для перспективного развития других секторов промышленности. Основные резервы – лесной комплекс, пищевая промышленность, АПК, энергетика, машиностроение и гражданское строительство. К слову сказать, в течение последних 10 лет объемы обработки древесины увеличились более чем вдвое, а производство в машиностроении и пищевой промышленности выросло в 1,5 раза, но потенциал еще далеко не исчерпан.
Более 70% территории региона занимают леса. Запасы древесины – ресурс, которым надо распорядиться грамотно и эффективно. Именно поэтому одним из стратегических направлений развития области является рациональное использование леса, модернизация мощностей по переработке древесины. В данном направлении мы уже многого добились. Так, область занимает второе место в России по производству древесностружечных плит, третье – по производству фанеры, шестое – пиломатериалов. По сравнению с 2000 г. экспорт данной продукции увеличился почти в 4,5 раза, а поставки за рубеж круглого леса постепенно снижаются. Но впереди – новые цели, связанные с созданием интегрированного лесоперерабатывающего комплекса по производству целлюлозной и бумажной продукции, масштабная модернизация действующих предприятий и создание производств по выпуску плит.
Для ускоренного развития современного машиностроения, углубленной переработки металла и производства качественно новых технологических компонентов для малоэтажного строительства реализуется проект индустриального парка «Шексна».
Область не назовешь «аграрным раем», поскольку 75% ее территории относятся к зоне рискованного земледелия. Но сельское хозяйство с 1999 г. стало рентабельным, и сейчас, как свидетельствуют данные Минсельхоза РФ, область занимает четвертое место в России по уровню эффективности.
Производство молока в сельскохозяйственных организациях с 1997 г. выросло в 1,3 раза, а надои на одну корову увеличились вдвое, составив около 4,5 тыс. кг. По производству молока в расчете на одного жителя область находится на первом месте в России, по производству яиц – на шестом, по производству мяса – на девятом, что свидетельствует об эффективности мер, направленных на сохранение и поддержку крупных сельхозпроизводителей.
Динамичная, модернизированная, диверсифицированная экономика, на основе которой можно обеспечить дальнейший рост уровня и качества жизни населения – это и есть наша главная цель, настоящее и будущее Вологодской области.
– Что способствует успешной работе агропромышленного комплекса области – реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», финансовая поддержка отрасли?
– Сельское хозяйство – важнейший сектор экономики области. Не только потому, что отрасль обеспечивает перерабатывающую промышленность необходимым сырьем, а население – качественными продовольственными товарами. Селяне составляют 32% населения региона. Понятно, в какой тугой узел сплетены производственные, экономические, социальные и другие проблемы вологжан, проживающих и работающих в сельской местности. А трудятся селяне в сельхозпредприятиях, личных подсобных, фермерских хозяйствах. Сельскохозяйственные предприятия остаются основными производителями зерна, льноволокна, мяса, молока, яиц. В личных подсобных хозяйствах, которых на Вологодчине более 340 тыс., преобладает производство картофеля и овощей.
Из года в год правительство области оказывает сельским товаропроизводителям существенную финансовую поддержку. Реализация целевых программ и мероприятий стабилизировала ситуацию в АПК и создала предпосылки для его дальнейшего развития. Это нашло свое отражение прежде всего в динамике роста производства основных видов продукции сельхозпредприятий. Мы требуем только одного: чтобы каждый рубль, выделяемый на поддержку села, использовался эффективно, приносил реальную пользу, способствовал улучшению ситуации.
С 2006 г. сельхозпроизводители области участвуют в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», активно привлекают заемные средства в виде субсидируемых долгосрочных кредитов. Финансовые ресурсы выделяются и на реконструкцию животноводческих ферм, и на развитие малых форм хозяйствования, и на улучшение жилищных условий молодых специалистов и молодых семей, проживающих на селе. Скажем, за счет кредитных средств в области в прошлом году завершена реконструкция и модернизация трех десятков животноводческих комплексов и ферм.
Одним словом, благодаря поддержке государства жизнь на селе постепенно стабилизируется, а люди все уверенней смотрят в будущее.
– Расскажите о развитии малого бизнеса. Каков его вклад в бюджет области?
– Современную экономику уже невозможно представить без предприятий малого и среднего бизнеса. Преимущества этих сравнительно небольших хозяйствующих структур очевидны: они динамичны и мобильны, способны быстро и гибко реагировать на изменения в конъюнктуре рынка. Нормальное функционирование субъектов малого предпринимательства позволяет успешно решать проблему занятости трудоспособного населения, а также приносит реальные доходы в бюджеты всех уровней. Активное развитие малого бизнеса обеспечивает выход территории на саморазвитие и повышение ее привлекательности.
В малом бизнесе работают почти 140 тыс. человек – 23% общей численности занятых в экономике области. Торговля, бытовое обслуживание, строительство, автотранспорт, обрабатывающие производства – вот основные отрасли, которые с успехом освоили предприниматели. За 2006 г. оборот малых предприятий составил 69 млрд руб. (рост к предыдущему году – 42%). Анализ показывает высокую степень готовности малого бизнеса к повышению объема инвестиций в основной капитал, устойчивому развитию и увеличению доходности. Уже сегодня доля уплаченных налогов субъектов малого бизнеса в общей сумме поступивших налогов в каждом третьем муниципальном районе составляет от 20 до 50%. Существенную долю занимают поступления от малого бизнеса и в бюджете области.
Органы государственной власти, местного самоуправления проводят в отношении малого предпринимательства политику, ориентированную на рост и развитие. В области осуществляется региональный проект, направленный на создание благоприятных условий для бизнеса посредством стимулирования экономической активности субъектов предпринимательства и развития инфраструктуры – бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, ресурсных центров, различных инновационных бюро. Областное законодательство предусматривает государственную поддержку субъектов малого предпринимательства в форме частичной компенсации процентной ставки по кредитам. Для решения финансовых проблем малого бизнеса внедряются институты микрокредитования – кредитные союзы и кооперативы.
Все это позволяет выстраивать бизнес, расширять горизонт его планирования на основе долгосрочных проектов, вовлекать в развитие другие территории для создания устойчивых, взаимодополняющих агломераций.
– Известно, что у Вологодской области серьезные позиции во внешнеэкономической деятельности. Каков внешнеторговый оборот товаров, что превалирует в наращивании экспорта?
– Внешняя торговля расширяет потребительские возможности региона, повышает эффективность распределения и использования ресурсов, способствует развитию технологий. Внешнеторговый оборот области за 2006 г. составил около 3 млрд долл., из них экспорт – 2 615 млн, импорт – 383 млн. За последние шесть лет данный показатель вырос более чем в 1,7 раза, что говорит о повышении конкурентоспособности товаров, производимых в области, на мировом рынке. В 2006 г. импортерами продукции Вологодской области были почти 90 стран мира, в том числе США, Германия, Беларусь, Эстония, Турция, Украина, Бразилия.
Сейчас за рубеж поставляется почти 30% выпускаемой продукции. Определяющие статьи областного экспорта – продукция черной металлургии, химической промышленности, древесина и изделия из нее. В последнее время в структуре экспорта произошли сдвиги, в частности снизился уровень вывоза продукции черной металлургии, что обусловлено увеличением спроса на черные металлы на внутреннем рынке и ростом экспорта продукции химической промышленности.
Что касается импорта, то здесь нашими основными партнерами также являются страны дальнего зарубежья – Германия, Франция, Китай, Бельгия, Финляндия.
В последние годы за счет поставок высокотехнологичного оборудования нам удалось существенно модернизировать промышленные мощности предприятий области. В производственной инфраструктуре региона сейчас используются передовые достижения как российской, так и европейской технической мысли. Основными партнерами Вологодской области в этой сфере в 2006 г. являлись Беларусь, Франция, Германия, Бельгия, Украина и Великобритания. Объем импорта технологий и оборудования из этих стран составил почти 150 млн долл.
– А какое место в структуре экономики Вологодской области занимает туризм?
– Развитию туризма мы придаем особое значение, видя в нем отрасль, способную не только решить многие социально-экономические проблемы, но и обеспечить области место в ряду наиболее привлекательных регионов России. И для этого есть все основания.
В старинных русских городах Вологодской области находятся красивейшие памятники церковной архитектуры и искусства – духовное наследие народа. Не использовать этот потенциал на пользу вологжанам и не поделиться этим богатством с другими было бы большой ошибкой. Сохранение и восстановление народных традиций является одним из приоритетных направлений культурной жизни области. Все это необычайно интересно, познавательно, затрагивает самые глубокие патриотические чувства. А об экономическом потенциале туризма можно судить на примере реализации проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза», который уже перешагнул границы России и получил признание в ряде зарубежных стран.
Итоги восьмилетней работы позволяют сделать вывод, что проект осуществляется планомерно, а вместе с ним развиваются и многие отрасли экономики Великоустюгского района. По сравнению с 1998 г. численность занятых в сфере туризма возросла в 20 раз, оборот предприятий общественного питания повысился более чем в 4 раза, оборот розничной торговли – в 2,5 раза, почти на 50% сократилась безработица. Благодаря проекту в Великом Устюге и близлежащих районах развиваются также сфера услуг, гостиничное хозяйство, транспорт, связь, возрождаются традиционные народные промыслы, расширяется сеть автодорог. Проект стал точкой приложения совместных усилий власти, бизнеса и общества. Осуществляется областная целевая программа, совершенствуется налоговое законодательство. На уровне района тоже принята целевая программа, в работу над проектом активно включились различные предприятия и организации, индивидуальные предприниматели.
Вывод напрашивается сам собой: туризм позволяет корректировать планы социально-экономического развития муниципальных образований области, успешно развивать различные отрасли экономики. Тем более что и видов туризма немало: экстремальный, деревенский, усадебный, охотничьи и рыболовные туры в Вологодскую область также всегда пользовались популярностью. Число путешественников сейчас уже превысило доперестроечный уровень и достигло 1,1 млн человек. Наиболее посещаемыми являются Вологда, Череповец, Кирилловский и Великоустюгский районы.
Совокупный доход от въездного туризма в области в 2006 г. составил 6 млрд руб., туристский мультипликатор равен двум. Иными словами, 1 руб., потраченный туристами, дает 2 руб. суммарного дохода в других отраслях. Не использовать такие возможности было бы неправильно. Поэтому руководители районов видят в туризме перспективное направление и активно способствуют его развитию. К примеру, в селе Сизьма в Шекснинском районе сохранилась традиционная народная культура, старинные обряды, обычаи. Постепенно село становится своеобразным туристическим центром, который только за последний год посетили более 30 тыс. человек. Активно включился в туристскую деятельность и Белозерский район, где разработана и реализуется программа «Белозерск – былинный город Руси», основным объектом которой является интерактивный музей «Княжеская гридница». Его идейная составляющая – воссоздание культурной среды, где туристы могут почувствовать себя активными участниками исторических событий. Подобные программы, кстати, завоевали в России широкую популярность.
Сделано многое, но предстоит сделать еще больше. Нужны серьезные инвестиции, новые технологии, концентрация производства. Необходимо развивать инфраструктуру, обучать кадры, возрождать народные промыслы. Решить эти проблемы призвана областная целевая программа развития туризма до 2012 г., которую предстоит принять в нынешнем году.
– Вячеслав Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о проблемах и трудностях реформы местного самоуправления.
– Цель реформы – дать реальную власть народу. А власть – это прежде всего ответственность за жизнь, за государство, за Родину.
Во время работы над проектом федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» мы старались, чтобы все наши предложения были учтены, так как понимали, что в случае неудачи вера в способность народа использовать свою власть будет подорвана. Сегодня большинство людей положительно воспринимают реформу, ведь у них появилась реальная возможность изменить жизнь к лучшему.
Мы ясно осознавали, что в первую очередь необходимо решить вопросы правового обеспечения будущих муниципальных образований, разделения полномочий, обеспечить финансовую основу местной власти и преодолеть кадровый голод на местах, то есть подготовить финансистов, бухгалтеров, менеджеров. Ведь чтобы власть могла исполнять полномочия, нужны знающие и активные люди, способные принимать верные решения. Мы двигались вперед без спешки, тщательно анализируя свои действия и стараясь избежать ошибок.
Подготовительный этап проходил с 2003 по 2005 г. Нам удалось сформировать правовые, территориальные, организационные основы местного самоуправления. Были законодательно установлены границы новых муниципальных образований. При этом учитывалось существующее административное деление, особенности социально-экономического развития территорий и мнение населения. Всего на территории области было сформировано 372 муниципальных образования, в том числе два городских округа (Вологда и Череповец), 26 муниципальных районов, 22 городских и 322 сельских поселения.
В июне 2005 г. проведены выборы глав и депутатов во вновь образованных муниципальных образованиях, сформированы легитимные органы поселений. С 1 января 2006 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Вологодской области вступил в силу в полном объеме.
Область постоянно помогает муниципальным образованиям. Продолжается создание нормативной правовой базы, решаются вопросы материально-технического и программного обеспечения сформированных органов местного самоуправления.
На 2007 г. собственные доходы бюджетов муниципальных образований прогнозируются в сумме 7 млрд руб. Рост доходной базы местных бюджетов планируется на уровне 14% по отношению к 2006 г. В текущем году дотации муниципальным районам и городским округам из регионального фонда финансовой поддержки замещаются доходными источниками по дифференцированным нормативам отчислений в сумме 1,9 млрд руб. По сравнению с 2006 г. сумма передаваемых из областного бюджета средств в виде дополнительных нормативов отчислений по налогам и сборам увеличится в 1,7 раза.
Мы надеемся, что передача доходных источников позволит снизить дотационность местных бюджетов, обеспечить стабильность и устойчивость их доходной базы, преодолеть иждивенческие настроения и стимулировать местные органы власти к наращиванию доходного потенциала, социально-экономическому развитию территорий. В 2007 г. Вытегорский, Кадуйский, Чагодощенский, Шекснинский, Череповецкий муниципальные районы, а также городские округа Вологда и Череповец стали бездотационными.
Особенность реализации реформы местного самоуправления в Вологодской области заключалась в том, что выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществлялось с уровня области без передачи данных полномочий на уровень муниципальных районов. У поселений впервые появились реальные деньги, в частности средства на благоустройство. Бюджет дал возможность планировать расходы, возникла потребность считать свои деньги, экономить, накапливать средства для решения конкретных вопросов, увеличивать доходы.
При формировании фонда финансовой поддержки поселений на 2007 г. мы изменили традиционную схему: отошли от подушевого выравнивания бюджетной обеспеченности и использовали право распределения дотаций исходя из уровня их расчетной бюджетной обеспеченности. Это позволило более эффективно распределить средства фонда с целью сбалансированности бюджетов поселений с учетом возложенных на них расходных полномочий.
Потенциал поселений необходимо развивать, и в области немало положительных примеров преодоления иждивенчества, когда власти на местах учатся хозяйствовать самостоятельно, искать экономическую выгоду, преодолевать негативные социальные явления. Людям необходимо дать надежду на лучшее будущее, открыть перед ними новые перспективы.
Мы идем по этому пути осторожно, подводя итоги и выстраивая четкую концепцию последовательных и вполне конкретных действий. Тех действий, которые приближают будущее местного самоуправления, заключающееся в выполнении своих полномочий и улучшении жизни людей.

Справка «Бюджета»
Вячеслав Евгеньевич ПОЗГАЛЕВ, губернатор Вологодской области
Родился в 1946 г. в Корее, в семье военнослужащих.
В 1970 г. окончил Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина), квалификация «Инженер-электромеханик».
С 1970 по 1990 г. работал на Череповецком металлургическом комбинате, пройдя путь от начальника участка до генерального директора.
В 1990 г. избран председателем Череповецкого горисполкома.
В 1991–1996 гг. занимал пост мэра Череповца.
1994–1995 гг. – депутат Совета Федерации Федерального Собрания РФ первого созыва.
1995–1997 гг. – президент Союза городов Северо-Запада России.
1996–2001 гг. – член Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
С 1996 г. по настоящее время – и. о. главы администрации, затем глава администрации, губернатор Вологодской области.
Награжден орденами «Знак почета», «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, орденом Почета.

Поделиться