25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2608 Материалы по теме
Андрей Анатольевич Изварин, заместитель начальника департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области — начальник бюджетного управления
Программный бюджет Белгородской области  как инструмент повышения эффективности расходов

В настоящее время Белгородская область проводит эффективную бюджетную политику для достижения устойчивого развития региона, и перспективным инструментом этой стратегии является программный бюджет, переход к которому имеет приоритетное значение для реформирования бюджетной системы Российской Федерации. Об основных мероприятиях, которые были проведены в регионе в части перехода на программно-целевой метод формирования бюджета, рассказывает Андрей Анатольевич Изварин, заместитель начальника департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области — начальник бюджетного управления.

Для обеспечения прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для граждан в Российской Федерации функционирует единый портал бюджетной системы «Электронный бюджет», необходимость которого была обозначена в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике на 2013–2015 годы. На этом портале любой желающий может в режиме реального времени получить интересующую его информацию о бюджете и бюджетном процессе России, утвержденных бюджетах, их исполнении и многом другом. Поэтому переход к программно-целевому бюджету в первую очередь вызван повышением уровня ответственности государственных органов и органов исполнительной власти перед населением.

Расширение задач — расширение функционала ПО

Сегодня основная цель бюджетной политики Белгородской области по данному направлению — интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития региона. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в регионе на протяжении нескольких лет использовались механизмы применения программно-целевых инструментов при осуществлении деятельности органов исполнительной власти. Однако роль данных инструментов была недостаточной при осуществлении бюджетного планирования, взаимосвязь между объемом ресурсов, направляемых на решение задач, и достигнутыми результатами не была прозрачной.

Для упорядочивания существующей системы программно-целевых инструментов с учетом внедрения в практику государственных программ, а также для осуществления взаимоувязки механизмов целеполагания и бюджетного цикла перед нами встала задача по расширению функционала применяемой в регионе автоматизированной системы планирования бюджета в части его формирования в программном представлении. В результате по итогам проведенных торгов реализация проекта была доверена Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии».

Работа была начата с создания проектов государственных программ области — было разработано три пилотных проекта госпрограмм в сфере здравоохранения, культуры и образования в соответствии с нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней. Также была проведена экспертиза 11 проектов государственных программ. Были разработаны рекомендации и нормативно-правовая база, необходимая для перехода к программному бюджету и работы в формате государственных программ.

Нормативно-правовая база

В результате проведенных мероприятий областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов был утвержден законом Белгородской области от 17 декабря 2013 года № 247 на основании 15 государственных программ со сроком действия семь лет. Ранее постановлением правительства области от 7 октября 2013 года № 401-пп был утвержден перечень государственных программ Белгородской области. В итоге доля программных расходов областного бюджета в общем объеме расходов областного бюджета в 2014 году составила 85%.

Также в целях внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования были внесены изменения в региональный закон от 16 ноября 2007 года № 162 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области», приняты постановления правительства области от 27 мая 2013 года № 201-пп «Об утверждении Концепции внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Белгородской области», от 27 мая 2013 года № 202-пп «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Белгородской области», от 30 декабря 2013 года № 562-пп «Об утверждении Порядка мониторинга реализации государственных программ Белгородской области».

Кроме того, для проведения независимой экспертизы проектов государственных программ и результатов их реализации распоряжением правительства области от 11 ноября 2013 года № 520-рп была создана Экспертная комиссия по рассмотрению государственных программ области. В ее состав включены представители государственных структур, научные сотрудники ведущих вузов области, представители общественности.

Возможности для муниципалитетов

Все муниципальные образования Белгородской области (три городских округа и 19 муниципальных районов) также сформировали свои бюджеты на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в программном формате на основе муниципальных программ. Это стало возможным благодаря расширению функционала применяемой в департаменте финансов и бюджетной политики автоматизированной системы планирования бюджета «АЦК-Планирование».

Доля программных расходов областного бюджета в общем объеме расходов в 2014 году составила 85%

Установленный дополнительный функционал системы планирования бюджета позволяет составлять перечень муниципальных программ в соответствии с целями и задачами, определенными стратегиями социально-экономического развития муниципальных образований области. Для каждой муниципальной программы, подпрограммы, основного мероприятия и мероприятия реализована возможность определения показателей непосредственного и конечного результата и назначения ответственного исполнителя. На основе единого шаблона печатной формы паспорта муниципальной программы автоматически формируются паспорта программ. Кроме того, в подсистеме организован сбор документов, содержащих информацию об объемах финансирования от муниципальных учреждений для формирования объемов расходов на реализацию мероприятия.

в-статью-депфин.png

В рамках проводимых работ по внедрению подсистемы на территории муниципальных образований области значительное внимание было уделено и методологическому сопровождению процесса перехода на программный бюджет. Проводимые на уровне муниципальных образований семинары и консультации были организованы таким образом, чтобы обеспечить специалистам органов местного самоуправления возможность работы в новых условиях бюджетного планирования и исполнения местных бюджетов. Всего с мая по август 2014 года было проведено 22 семинара на тему «Переход к программно-целевому бюджету и его реализация в подсистеме».

В регионе функционирует централизованная система управления государственными финансами, интегрированная с автоматизированными системами планирования областного и местных бюджетов, в том числе в программном представлении

С июля по ноябрь 2014 года проведены экспертизы 42 проектов муниципальных программ, разработанных органами местного самоуправления в различных сферах деятельности. В целом экспертизы проектов программ проводились в разрезе десяти направлений деятельности. Из числа представленных на экспертизу проектов муниципальных программ наибольшая доля программ относилась к сфере образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Плюсы централизации

В настоящее время в регионе функционирует централизованная система управления государственными финансами, интегрированная с автоматизированными системами планирования областного и местных бюджетов, в том числе в программном представлении. Финансовые органы, главные распорядители и получатели бюджетных средств всех муниципальных образований области подключены к единому информационному пространству в части исполнения бюджета, осуществлен перенос данных из локальных систем исполнения бюджетов муниципалитетов области в централизованную платформу, настроен ролевой доступ пользователей к необходимой информации.

Внедрение централизованной информационно-технической платформы для автоматизации процессов хранения, обработки данных и получения оперативной информации об исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области позволило сократить дублирующие функции по обслуживанию системы исполнения бюджета в муниципальных образованиях, в том числе за счет сокращения использования технологического оборудования (серверов) и лицензий на программное обеспечение. Отсутствие множества отдельных экземпляров системы в муниципальных образованиях делает возможным сосредоточить все функции по администрированию непосредственно в департаменте финансов и бюджетной политики, что позволяет повысить качество обслуживания участников бюджетного процесса и сократить издержки муниципальных образований области.

Сегодня в регионе сформирован программный бюджет на основе долгосрочной стратегии развития, автоматизирован процесс планирования расходов, исходя из целей и задач стратегии социально-экономического развития региона на долгосрочный период в соответствии с действующим законодательством и ходом бюджетной реформы в стране. А интеграция систем планирования и исполнения бюджета позволила повысить качество и эффективность управления общественными финансами и сократить время на получение оперативной и достоверной информации.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно