Версия для печати 2013 Материалы по теме
Геннадий Геннадьевич Морозов, руководитель Управлению Федеральной налоговой службы по Томской области
Эффективное налоговое администрирование – это сумма многих слагаемых

Управлению Федеральной налоговой службы по Томской области, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, в минувшем году удалось сохранить положительную динамику роста налоговых поступлений. С территории региона в консолидированный бюджет РФ перечислено на 8,4 миллиарда рублей больше, чем в 2013 году. О деятельности управления рассказал его руководитель Геннадий Геннадьевич Морозов.

— Геннадий Геннадьевич, в сегодняшних экономических условиях приобретает огромную актуальность вопрос повышения эффективности налогового администрирования. Какие меры принимаются в этом направлении?

— Имеет смысл говорить о комплексе самых разных мер по совершенствованию системы налогового администрирования. Они касаются всех этапов нашего взаимодействия с налогоплательщиками — от момента получения налоговой отчетности, детального ее анализа и принятия соответствующих решений о необходимости контрольных действий до процедур урегулирования задолженности и разрешения налоговых споров. Но хотелось бы особенно подчеркнуть, что высокие налоговые поступления в бюджеты всех уровней обеспечиваются не за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес, а за счет улучшения качества работы инспекций.

— Взыскание налоговой задолженности — одна из самых сложных задач, решаемых налоговыми органами. И она приобретает особую актуальность в период, когда возникает риск снижения налоговых поступ­лений. Как решается эта задача вашим управлением?

— Это действительно непростая задача. Но нам удалось выстроить эффективную систему урегулирования задолженности, позволяющую сохранять тенденцию снижения ее объема. Начнем с того, что налогоплательщик зачастую становится должником в силу объективных причин. Некоторые предпринимают конкретные действия только после применения к ним мер принудительного взыскания. Практика показывает, что значительная часть налогоплательщиков все-таки рассчитывается с бюджетом на начальной стадии образования задолженности. В 2014 году в счет погашения задолженности в целом по области поступило 3,5 миллиарда руб­лей, почти 65 процентов этой суммы уплачено добровольно после вручения требований.

В прошедшем году мы решали задачу повышения качества налогового администрирования в первую очередь за счет усиления работы по взысканию сумм, доначисленных по результатам контрольных мероприятий. Для этого в налоговых органах региона были дополнительно созданы специальные отделы планирования и анализа налоговых проверок. В ходе выездных проверок в обязательном порядке инвентаризируются имущество и дебиторская задолженность налогоплательщика, проводится работа по привлечению руководства и учредителей должника к субсидиарной ответственности.

Кроме того, в Томской области третий год работает межведомственная комиссия под председательством губернатора по финансово-экономическому оздоровлению и выработке предложений о возможных антикризисных процедурах на предприятиях региона, на заседания которой приглашаются организации с низкой налоговой нагрузкой. По итогам общения с руководством этих компаний комиссия формулирует рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, если такие были, а также предлагает спектр мер, направленных на улучшение финансовых показателей.

— Мы сейчас говорим о юридических лицах. С физических лиц сложнее или проще взыскать задолженность?

— В отношении граждан процесс взыскания задолженности значительно удлиняется, так как требует соблюдения определенных процессуальных действий, которые завершаются исковым заявлением в суд. Поэтому во всех налоговых инспекциях Томской области созданы и успешно действуют специальные комиссии по урегулированию задолженности. На их заседания приглашаются должники для выяснения причин неуплаты налогов и мер, которые предпринимаются ими для погашения своего долга. В ходе таких заседаний с налогоплательщиками проводится разъяснительная работа.

— При администрировании налога на прибыль важной задачей является выявление налогоплательщиков, умышленно занижающих размеры своей прибыли. Как она решается в вашем регионе?

— Прежде всего тщательно анализируется представленная налогоплательщиками отчетность, сопоставляется информация, полученная из самых разных источников. Выявляющиеся при этом проблемные налогоплательщики приглашаются на комиссии по легализации налоговой базы, которые созданы как в каждой инспекции, так и при администрациях всех муниципальных образований области. В их состав входят представители исполнительных органов власти, правоохранительных структур, Пенсионного фонда.

original2.png

На заседаниях рассматриваются в том числе показатели налоговой нагрузки предприятий (они не должны быть ниже среднеотраслевых), обоснованность заявленных убытков, налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Данная работа ведется в инспекциях области постоянно. Результатом 2014 года стало снижение налоговых убытков почти на миллиард рублей, представление уточненных деклараций по налогу на добавленную стоимость, уменьшающих заявленный к возмещению НДС, а также увеличивающих обязательства по иным налогам.

— В настоящее время существует тенденция к снижению числа контрольных мероприятий и повышению эффективности каждой проверки. Реализуется ли риск-ориентированный подход при выборе объекта проверок в вашем регионе?

— В Томской области, безусловно, используется риск-ориентированный подход при проведении мероприятий налогового контроля. Он позволяет нам сокращать количество налоговых проверок при одновременном росте их результативности. В соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной ФНС, отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок осуществляется по критериям риска совершения налогового правонарушения. В их числе, например, отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов или непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Всего таких критериев 12, они опубликованы на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Каждый налогоплательщик может самостоятельно по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности проверять, входит ли он в зону риска.

Выездная проверка — самая жесткая форма контроля, которая назначается налоговым органом только при полной уверенности в серьезности нарушений налогового законодательства. Мы, с одной стороны, стараемся снизить давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно исполняющих обязательства перед бюджетом, с другой — обеспечить неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов.

В 2014 году инспекциями региона проведено на 15 процентов меньше выездных налоговых проверок, чем в 2013 году. По их результатам дополнительно начислено 1,3 миллиарда рублей. Поступления в бюджет превысили сумму аналогичных платежей 2013 года в 1,7 раза.

Таким образом, при снижении количества выездных проверок их эффективность возросла в 1,2 раза. Именно благодаря риск-ориентированному подходу нам удалось уменьшить количество проверок, не сократив при этом суммы доначислений. При этом в случае оспаривания решений проверок в судах 70 процентов постановлений выносятся в пользу налоговых органов.

— Расскажите о практике взаимодействия с правоохранительными органами региона.

— Нашим управлением заключен целый ряд соглашений с правоохранительными органами. В том числе соглашение о взаимодействии, информационном обмене и координации деятельности с Управлением МВД, региональным управлением Следственного комитета, о взаимном обмене информацией с Управлением Федеральной миграционной службы. Подобные соглашения действуют на федеральном уровне между ФНС и правоохранительными органами России. Теперь при наличии сведений об умышленном уклонении от уплаты налогов назначаются совместные с правоохранительными органами выездные проверки.

В 2014 году проведено 84 таких проверки, в результате в бюджет доначислено более 480 миллионов рублей. В среднем эффективность одной совместной проверки увеличилась в 1,5 раза и составила 5,7 миллиона рублей. Для принятия процессуального решения в следственные органы Томской области направлено 73 материала, после чего налогоплательщиками была погашена задолженность на общую сумму 60 миллионов рублей. Значительно снизился у нас и процент отказных дел — с 92 в 2012 году до 77 в 2014‑м. Для выработки единой политики противодействия преступлениям в сфере налогообложения управлением регулярно проводятся оперативные совещания рабочей группы, в которую входят представители правоохранительных и следственных органов.

— Что вы можете сказать про досудебное урегулирование налоговых споров?

— Прежде всего я хотел бы обратить внимание, что на сайте Федеральной налоговой службы действуют электронные сервисы «Разъяснения ФНС, обязательные для применения» и «Решения по жалобам», где аккумулируется информация о складывающейся судебной практике. Мы руководствуемся этой информацией для формирования правовой определенности и советуем налогоплательщикам с ее помощью оценивать свои налоговые риски.

Вместе с тем мы активно информируем население о системе досудебного урегулирования возникающих разногласий, проводим семинары, на которых разъясняем порядок и преимущества решения вопросов без обращения в суд, мотивируем к внесудебному разрешению споров. Информационные материалы таких семинаров размещены на официальном сайте ФНС России и являются общедоступными. Мы пытаемся донести до налогоплательщиков, что целевыми ориентирами данного направления нашей деятельности являются контроль законности и обоснованности решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами, и максимальная объективность процедуры разрешения налоговых споров.

— Геннадий Геннадьевич, есть ли какая-то сфера деятельности налоговой службы, в которой специалисты УФНС России по Томской области добились очевидно больших успехов и сегодня могут делиться этим опытом с коллегами из других регионов?

— Трудно выделять какие-то отдельные направления — все налоговые органы на территории области трудятся единой командой и нацелены на общий результат, основополагающие принципы которого заложены в Стратегической карте ФНС России на 2014–2017 годы. В ней такие направления, как обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах, создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств, снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом. Поэтому считаю, что основным критерием оценки нашей деятельности наряду с показателями налоговых поступлений во все уровни бюджета является степень удовлетворенности налогоплательщиков качеством обслуживания в инспекциях.

Мы внимательно следим за тем, как оценивается наша работа участниками интернет-анкетирования на официальном сайте ФНС России. И с огромным удовлетворением отмечаем, что подавляющее большинство респондентов выставляют нам положительные оценки. За три последних года удельный вес оценки «хорошо» уверенно приближается к максимальному значению — с 90 процентов в 2012 году до 98 процентов в 2014-м. Процент отрицательных оценок снизился практически до нуля — с 5 процентов до 0,3 процента.

Сегодня Федеральная налоговая служба, как никакое другое государственное ведомство, предпринимает все меры по расширению дистанционного обслуживания организаций и граждан. Томская область демонстрирует положительную практику в этом направлении. Статистика показывает, что жители региона по достоинству оценили «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». По состоянию на 1 января к сервису были подключены 208 тысяч человек, что составляет 18 процентов от общего количества физических лиц, состоящих на налоговом учете в Томской области, и 32 процента от общего количества собственников движимого и недвижимого имущества в регионе.

Подготовила Н. В. Ломзова

Поделиться