25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5101 Материалы по теме
Антон Силуанов: «дальнейшее снижение налогового бремени неосуществимо без принятия решений по расходам»
«Рулинги» и «Гринфилды»: как Минфин поддержит экономику и повысит собираемость налогов

Министерство финансов не предполагает крупных налоговых новаций на ближайшие годы и планирует придерживаться моратория на рост налоговой нагрузки. Ведомство предлагает сосредоточиться на реализации и совершенствовании тех налоговых решений, которые были приняты в последние годы. 

Об этом рассказал министр финансов Антон Силуанов в своем докладе к парламентским слушаниям по Основным направлениям налоговой политики на 2016-2018 годы. По его словам, за счет повышения качества налогового администрирования будет обеспечена справедливая конкуренция и равные налоговые условия для ведения бизнеса.

Стенограмма выступления А. Силуанова опубликована на сайте Министерства финансов. Он рассказал о том, тяжела ли в России налоговая нагрузка и как ее размер соотносится с показателями других стран, о мерах по поддержке экономического роста и малого бизнеса, о шагах по повышению справедливости налоговой системы. «Бюджет» приводит ключевые тезисы доклада главы финансового ведомства. 

В последние годы в стране был проведен целый ряд масштабных налоговых реформ (от «налогового маневра» в нефтяной отрасли и деофшоризации экономики до кардинальной реформы имущественного налогообложения). Вопросы правоприменения при реализации этих реформ на практике будут отдельной задачей Минфина и ФНС на ближайшие годы. В целом российская налоговая система сформирована и в серьезном пересмотре в среднесрочной перспективе не нуждается.

При этом необходимо сфокусироваться на следующих двух стратегических задачах:

1) Создание налоговых стимулов для экономического роста и обеспечение структурных изменений в российской экономике;

2) Повышение справедливости российской налоговой системы, создание препятствий для ухода от уплаты налогов и обеспечение преимуществ для добросовестных налогоплательщиков. Последнее приведет к повышению конкурентоспособности экономической среды в целом.

О размере налогов в России и повышении пенсионного возраста

По словам А. Силуанова, налоговая нагрузка в России выше, чем странах БРИКС и некоторых странах Таможенного союза. Уровень налоговой нагрузки в России по итогам 2014 года (по данным МВФ) превысил 36% ВВП. Это выше, чем в странах БРИКС и странах Евразийского союза, но ниже, чем в Европейском союзе.

«Свидетельствует ли это о меньшей конкурентоспособности российской налоговой системы по сравнению с этими странами? Возможно. Однако дальнейшее снижение налогового бремени неосуществимо без принятия решений по расходам», - сказал глава Минфина РФ.

По его словам, страны БРИКС, включая Китай, тратят на оборону около 2% ВВП, Казахстан - 1% ВВП, а Россия - более 4% ВВП. Социальные расходы, включая здравоохранение, в России превышают 16% ВВП, в то время как в Казахстане и странах БРИКС, за исключением переживающей очередную рецессию Бразилии, они не превышают 10% ВВП.

Глава Минфина добавил, что если страна хочет иметь более низкие налоги, то и по уровню обязательств нужно выйти на более низкие уровни. А это, например, означает, что пенсионный возраст должен быть как минимум не ниже, чем в Казахстане (на три года превышает российский уровень). Он отметил, что в Китае вообще практически отсутствует пенсионное обеспечение в сельской местности.

Стимулы для экономического роста

Среди них А. Силуанов назвал следующие меры: налоговые льготы для «гринфилдов», льготы для региональных инвестиционных проектов (РИПы) и территорий опережающего развития (ТОРы), поддержка экспорта, предоставление преференций по налогу на прибыль.

В частности, для новых инвестиционных проектов («гринфилдов») предлагается дать возможность инвесторам уменьшить уплачиваемый налог на прибыль на суммы капитальных вложений. Это должны решить субъекты Федерации.

Налоговые льготы для РИПов и ТОРов работают на Дальнем Востоке. Эти меры вводились в течение последних двух лет. Минфин предлагает дальше улучшать эти режимы.

Так, готовятся предложения по либерализации налогового режима для РИПов. Они облегчат доступ инвесторов к налоговым льготам, уменьшат бюрократические и административные барьеры для инвесторов. Налоговые льготы также предусмотрены для вновь создаваемого свободного порта Владивосток.

Для поддержки экспорта предлагается упростить процедуру возмещения НДС. Что касается льгот по налогу на прибыль, то Госдумой были приняты поправки, существенно увеличивающие минимальную стоимость амортизируемого имущества, а также размер выручки, позволяющий перейти с ежемесячной на ежеквартальную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль. Эти меры должны привести к весомой экономии средств налогоплательщиков.

Поддержка малого бизнеса

Для малого бизнеса предполагаются специальные налоговые режимы. Это расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения (в том числе программное обеспечение, выпечка хлеба, кондитерские изделия, производство молочных продуктов).

Также речь идет о двухлетних налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей в сфере бытовых услуг. Для отдельных категорий предпринимателей и некоторых видов деятельности регионам разрешат снижать налоговых ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1% от доходов, а муниципалитетам - снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5%. 

Подобные льготы не будут учитываться при распределении трансфертов в регионы, то есть не повлияют на величину получаемой финансовой помощи.

Также в числе мер предусмотрено введение специального патента для самозанятых, то есть лиц, не имеющих работодателей и наемных работников. Для таких налогоплательщиков будет введена специальная упрощенная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. При такой регистрации будут ограничены виды разрешенной деятельности, она будет выдаваться только на срок, за который уплачен патентный платеж. 

Отдельно надо будет решить вопросы уплаты страховых взносов для таких самозанятых лиц, обратил внимание Министр финансов. Он напомнил, что аналогичная система в настоящее время применяется в отношении уплаты налогов мигрантами. Им разрешение на работу выдается при условии уплаты фиксированного авансового платежа, зачитываемого в счет уплаты НДФЛ.

Совершенствование налогового контроля

А. Силуанов напомнил, что уже принят и совершенствуется закон о деофшоризации экономики, будет проведена кампания по добровольному декларированию имущества и зарубежных счетов, сейчас начинают работать новые нормы контроля за трансфертным ценообразованием.

Существующая система налогового администрирования, по его словам, не уступает, а с точки зрения технических возможностей во многом превосходит системы администрирования многих развитых стран. Тем не менее, продолжается работа по повышению ее эффективности.

В том числе, продолжается внедрение системы электронного администрирования НДС (АСК НДС), решение вопросов контрольно-кассовой техники. Благодаря ей налоговые органы могут оперативно видеть и сопоставлять все налогооблагаемые операции по всей стране, выходить на проверки, отслеживать цепочки формирования добавленной стоимости, выявлять разрывы этих цепочек и назначать контрольные мероприятия. 

«Нам представляется, что уже сам факт осознания налогоплательщиками того, что система становится более прозрачной, оказал положительное воздействие на поведение налогоплательщиков – доходы бюджета от НДС за январь – май 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли на 13%», - констатировал глава Минфина РФ.

Кроме того, внедряется новый инструмент налогового контроля - горизонтальный мониторинг. Это система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком. По сути, это добровольное согласие налогоплательщика (отнесенных к крупнейшим) на онлайн-доступ налогового инспектора в любой момент в его регистры налогового учета в обмен на отказ от традиционных налоговых проверок.

Также предлагается ввести в законодательство правовой механизм противодействия налоговым злоупотреблениям. Дать налоговикам инструменты борьбы с налогоплательщиками, которые, используя формально правомерные действия, преследуют основную цель в виде неуплаты или неполной уплаты налогов. Соответствующий законопроект был поддержан Правительством и уже внесен в Государственную Думу.

Еще один инструмент - институт предварительного налогового контроля (налоговые рулинги). Во многих ситуациях налогоплательщику важно получить квалифицированную информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить. 

При этом такая информация (разъяснения) должна иметь правовые последствия, то есть если налогоплательщик воспользовался этим разъяснением, не скрыв ничего от налоговых органов при его получении, то правильность уплаты налога по такой сделке уже нельзя оспорить. С этой целью предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения, который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Также Минфин намерен сосредоточиться на борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения международными компаниями. Речь идет об устранении двойного «неналогообложения» доходов транснациональных компаний, ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации о налоговых платежах международных холдингов, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

Часть этих решений уже была реализована (пакет поправок по деофшоризации и налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний), часть – планируется реализовать в ближайшие годы. Также в ближайшие два года ведомство планирует создать законодательные основы для полноценного автоматического обмена налоговой информацией с большинством стран.

О консолидированных группах налогоплательщиков

Уплата налога на прибыль консолидированными группами привела во многих случаях к перераспределению налоговых доходов между бюджетами субъектов Федерации. Некоторые регионы потеряли доходы, некоторые приобрели их.

От функционирования КГН в 2014 году выиграли 53 региона, а снижение поступлений налога на прибыль произошло только в 32 регионах. Более половины от общей суммы снижения приходится на два региона – Москву и Ханты-Мансийский АО.

Этот механизм и вводился для того, чтобы налоги уплачивались по месту нахождения активов и работников, а распределение налога по стране стало более справедливым, напомнил глава Минфина РФ. До этого крупные компании уплачивали налог на прибыль в региональные бюджеты во многом произвольно – некоторые субъекты недополучали доходов, в то время как в другие уплачивалось необоснованно много. 

Введение контроля за трансфертными ценами и КГН позволило использовать единую формулу для распределения налога между регионами, где холдинг ведет деятельность. Минфин в целом, следует из выступления А. Силуанова, выступает против отмены консолидированных групп налогоплательщиков.

В то же время ведомство предлагает сосредоточиться на исправлении некоторых недостатков КГН. А именно, предлагается разрешить доступ органов власти субъектов Федерации к некоторым показателям по КГН, которые в настоящее время составляют налоговую тайну, что необходимо для прогнозирования бюджетных доходов.

Также предлагается обеспечить стабильность структуры КГН, исключив возможность периодического изменения ее состава. Одновременно обсуждается возможность продления моратория на создание новых КГН до 2018 года (при этом разрешив изменять состав групп). Также Минфин считает необходимым смягчить правила контроля за трансфертными ценами внутри страны и полностью исключить контроль за ценами по сделкам, которые не приводят к перемещению налоговой базы между регионами, повысить порог признания сделок контролируемыми до двух-трех млрд рублей).

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно