25 апреля 2024 года
Версия для печати 1829 Материалы по теме
Вид на Самару
Как в Самарской области снижают стоимость госзаказа

Издательский дом «Бюджет» выпустил новый журнал «Финконтроль». В первом номере опубликована статья заместителя председателя Правительства — руководителя Службы государственного финансового контроля Самарской области Ольги Александровны Михеевой. Мы публикуем часть материала, посвященную анализу обосновывающей документации стоимости работ. 

Этот материал опубликован в первом номере журнала «Финконтроль»

Как подписаться на журнал?

Президент РФ В. В. Путин в своем послании Федеральному собранию в 2014 году одним из ключевых направлений контрольной деятельности обозначил выстраивание системы риск-ориентированного планирования работы контрольных органов, позволяющей сосредоточить усилия ревизионного блока именно на проблемных вопросах, требующих особого внимания. 

Служба государственного финансового контроля Самарской области (далее — Служба, Госфинконтроль) — это структура, нацеленная именно на реализацию риск-ориентированного подхода при осуществлении предварительного и последующего внутреннего финансового контроля и контроля в сфере закупок. Инновационность подхода Службы к осуществлению контрольной деятельности выражается в усилении роли предварительного контроля, как основы для построения системы риск-ориентированного планирования контроля за расходованием средств в Самарском регионе.

Служба проводит комплексный анализ представленной ГРБС обосновывающей документации стоимости работ. Это сметные расчеты, технические задания, правоустанавливающие документы и иная исходно-разрешительная документация, расчеты нормативных затрат, расчеты трудозатрат и т. д. 

В результате выявления завышений стоимости удается ощутимо срезать объем выделяемых средств и сохранить изначально запланированные результаты без существенного изменения параметров реализуемого мероприятия, в том числе по объектам капитального строительства, количеству и качеству оказываемых государственных услуг (работ), количеству мер социальной поддержки и пр. При этом причины допущенных ГРБС завышений различны.

В отдельных случаях специалисты Службы выявляют арифметические ошибки, или ошибки, как их трактуют ГРБС, технического характера, способные, в свою очередь, существенно повлиять на стоимость мероприятия. Так, например, при расчете стоимости работ по берегоукреплению не вычитались уже выполненные работы. В результате ошибка была устранена, а общая стоимость мероприятия снизилась на 25,5 миллиона рублей 

Однако часто выявляемые Службой факты завышений и необоснованного финансирования имеют более серьезные причины. Например, планирование работ с использованием дорогостоящих материалов, обладающих избыточными свойствами. Так, было выявлено включение в сметную документацию на капитальный ремонт одного из муниципальных Домов культуры дорогостоящих отделочных материалов, в том числе штучного паркета (дуб/ясень) и мраморных плит. Рекомендации Службы были учтены ГРБС в полном объеме, а используемые дорогостоящие материалы и виды работ оптимизированы. 

Также причиной большинства завышений являются нарушения в применении расценок и норм ценообразования в строительстве. Например, в соответствии с поручением руководства региона Службой была проанализирована сметная документация на ремонт элементов благоустройства одного из парков Самары. 

По итогам проведенной Госфинконтролем работы стоимость работ была снижена с 236,73 до 98,776 миллиона рублей. По замечаниям Госфинконтроля были уточнены объемные показатели и исключено завышение стоимости работ, сложившееся из-за неправильного применения норм ценообразования и расценок. Исключена повторная стоимость земли для газонов, уменьшено расстояние вывоза мусора в результате оценки ближайших к объекту полигонов ТБО, исключено применение коэффициента на стесненность без наличия факторов стесненности, снижена завышенная цена на устройство основания при укладке тротуарной плитки и т. д.

Кроме того, благодаря работе Службы в Самарской области удалось ввести практику по исключению из финансируемых областью расходов на строительство сумм на страхование строительно-монтажных рисков, которые, несмотря на незначительность доли в общем объеме расходов — всего 1%, порой достигают внушительных размеров. 

В частности, Госфинконтроль при анализе строительной документации только по девяти дорогам выявил планируемое финансирование расходов на страхование в объеме 250,7 миллиона рублей. Несложно понять, что детальная проверка и выявление подобных расходных статей, финансирование которых не является обязанностью государственных заказчиков, обеспечивают значительную оптимизацию бюджетных расходов.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно