25 апреля 2024 года
Версия для печати 3873 Материалы по теме
Алексей Лавров
Третий год подряд сезон экономических форумов в российских регионах открывается в Демидково (Пермский край). На протяжении двух дней гости края – представители власти и бизнеса – обсуждали темы, обобщенные организаторами в названии «Стратегемы экономического прорыва: макроэкономические и налоговые факторы успеха». 

Пермский экономический форум обладает недолгой, но примечательной историей. Задуманный в русле модной тенденции самопрезентации региона на встрече уважаемых экспертов, форум сразу приобрел черты, отличающие его в ряду остальных, – в частности, формат «без галстуков» и динамику, которую ему придают выступления, распределенные поровну между представителями государства, бизнеса, научных школ и общественных организаций.

Раздумывая над интегральной идеей новой встречи, организаторы третьего форума решили сконцентрировать внимание на том, что обычно остается за кулисами любого «прорыва». «Сегодня много говорят о стратегиях развития: отраслевых, корпоративных, региональных, – рассуждает бессменный модератор пермского форума, заместитель председателя краевого правительства Михаил Антонов. – В какой-то момент наступило пресыщение этим понятием, несколько снижающее его ценность. Но что лежит в основе успеха стратегии? По нашему мнению, “прорыв” обусловлен мыслью, методом – иными словами, военной хитростью, стратегемой».

Несмотря на распространенное убеждение, что «секретами фирмы» не принято делиться, форум изобиловал описаниями стратегем, авторы которых согласились применить классический для военной науки термин к экономике.

Об аутсорсинге непрофильной деятельности говорил глава региона Олег Чиркунов. «Вряд ли мы можем претендовать на то, что Пермский край с прошлого года превратился в точку роста “новой экономики”, – констатировал пермский губернатор. – Однако помимо “новой экономики” должно существовать еще и “новое государство”, функционирующее по ее принципам, и в особенности по принципу аутсорсинга непрофильной деятельности. Думаю, здесь край сделал шаг вперед».

Однако, как отмечалось на встрече, даже регионам – лидерам экономического развития следует постоянно предварять будущее. По мнению директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, рецепт успеха заключается в сбалансированном развитии по четырем направлениям, в числе которых стимулирование постиндустриальных трансформаций и инвестиций в образование, реализация крупных инвестиционных проектов, создание удобной инфраструктуры и проведение эффективной имиджевой политики.

К этому списку пермяки добавили собственную разработку под названием «функционально-целевая модель управления регионом». Как отметил заместитель руководителя администрации Пермского края Максим Решетников – главный идеолог административной реформы, реализованной в регионе в 2006 г., «система управления в Пермском крае является одним из факторов его способности конкурировать с сильными соседями за бизнес, инвестиции и население».

На круглом столе «Стратегемы повышения конкурентоспособности в госуправлении» М. Решетников представил пять приоритетных направлений работы органов управления в крае: развитие человеческого потенциала, экономический рост, развитие инфраструктуры, развитие территорий и эффективное распоряжение государственной собственностью. Внутри каждого направления определены цели: рост численности населения; создание рабочих мест и повышение заработной платы; снижение стоимости проживания на территории; увеличение доли инвестиционных расходов в местных бюджетах; рост доходов от государственных активов и сокращение бюджетного сектора. Им соответствует комплекс задач и мероприятий, а также числовые показатели для оценки меры достижения результата. Каждое приоритетное направление имеет «центр ответственности» – функционально-целевой блок, возглавляемый заместителем председателя правительства и обладающий собственным финансовым планом. При этом функции выработки стратегии и ее тактического исполнения разделены: первую исполняет администрация губернатора края, вторую – правительство.

Глава краевой администрации Валерий Сухих рассказал о логике, положенной в основу деятельности его ведомства, о методах обеспечения скорости принятия управленческих решений и успешно практикуемых еженедельных чат-конференциях с главами местного самоуправления. «С повышением эффективности информационных и управленческих технологий государственное управление напоминает увлекательную игру», – поделился философской стратегемой В. Сухих.

Обсуждение деталей административной реформы по-пермски привело участников дискуссии к единому мнению. «Любая концептуальная деятельность в такой неконцептуальной стране, как Россия, должна всячески приветствоваться», – заметил председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев. «Нужно лишь как можно быстрее показать ее результат», – добавил депутат Государственной Думы Михаил Гришанков.


Заместитель руководителя администрации Пермского края Максим Решетников: «На круглом столе “Стратегемы повышения конкурентоспособности в гос­управлении” мы стремились “играть на опережение”, показать не глянцевую картинку безмятежного благополучия, а основные проблемы и узловые моменты административной реформы в регионе. Для нас важнее всего было получить реалистичные оценки и выводы от собравшихся экономических экспертов. В результате состоялся очень содержательный разговор, в ходе которого все участники, в том числе и руководство Пермского края, сделали для себя полезные выводы. Услышав оценки со стороны, мы стали отчетливее осознавать, каким курсом нужно идти и в каком направлении развиваться».



Модератор круглого стола «Стратегемы повышения конкурентоспособности в госуправлении», генеральный директор компании «Бюджетные и финансовые технологии» Алена Сало: «Третий форум стал площадкой для обсуждения новых подходов к государственному управлению, свое­образного ноу-хау Пермского края. Пермякам удалось в короткий срок не только отстроить новую систему взаимодействия институтов регионального управления, но и создать уникальную на сегодняшний день информационную систему поддержки принятия решений. Можно бесконечно критиковать построенную систему, однако важно другое: она является реальным инструментом управления в крае.
И вполне логично предположить, что пермский опыт окажется полезным для других субъектов РФ».


Источник: © Бюджет, 2007, № 10
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно