Версия для печати 3239 Материалы по теме
Леонид Полежаев
Омская область – промышленно-аграрный регион, где развивается товарное сельскохозяйственное производство и сосредоточены крупные промышленные предприятия, обладающие уникальным производственным потенциалом.
Среди них выделяются предприятия нефтепереработки, химии и нефтехимии, машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности. О том, на что в первую очередь направляются средства областной казны, каковы на сегодня достижения в производственной сфере и какие перспективы в свете нового времени открываются у региона в дальнейшем, идет речь в статье, посвященной теме социально-экономического развития Прииртышья. Леонид ПОЛЕЖАЕВ, губернатор Омской области  
 

Промышленность

Промышленный комплекс Омской области является ведущим сектором региональной экономики, обеспечивая 50% ВРП области. Прирост объемов промышленного производства с 2000 г. сохраняется на уровне не ниже 10–13%. Это в два раза выше среднероссийских темпов. Доля обрабатывающих производств составляет около 80%.

Индекс промышленного производства за 2006 г. в Омской области превысил средние значения по стране и Сибирскому федеральному округу (первое место по СФО и 18-е – среди субъектов РФ) и составил 110,8% к уровню 2005 г. За первое полугодие 2007 г. этот показатель в регионе составил 110,4% – на 8% больше среднего по СФО. Доля прибыльных предприятий в промышленности превысила 70%.

Благодаря начавшемуся в послед­ние годы освоению Западно-Крапивин­ского месторождения область вошла в число нефтедобывающих регионов. Сегодня здесь добывается более 1 млн тонн нефти в год. Динамично растет добыча природного газа: в первом полугодии 2007 г. данный показатель превысил значение прошлого года в 1,5 раза.

Газификация

Программа «Газификация», предполагающая перевод объектов Омской области на природный газ, в первую очередь является социальной, а потом уже экономической. Общий объем инвестиций, направленных на газификацию за последние 10 лет, составил около 5,3 млрд руб., в основном из средств областного бюджета (71%).

Газификация существенно снижает затраты бюджетов всех уровней на содержание инфраструктуры муниципальных образований и обеспечение социальных гарантий населения по оплате бытовых услуг, делает более надежной систему теплоснабжения. Экономия в стоимости топлива для области в 2006 г. оценивается в 526 млн руб.

За период реализации мероприятий по газификации на территории Омской области уложено 3,7 тыс. км газовых сетей различного назначения. На природный газ переведены 376 котельных и 133,8 тыс. индивидуальных жилых домов и квартир в Омске и 26 сельских районах.

К 2010 г. за счет всех источников финансирования планируется дополнительно построить 481,5 км газовых сетей, перевести на природный газ более 50 теплоисточников и 2 тыс. жилых домов и квартир.

Нефтехимическая отрасль

В структуре промышленного производства региона удельный вес неф­техимического комплекса составляет более 30%. По итогам 2006 г. совокупный объем товаров и услуг, произведенных предприятиями и организациями нефтехимического комплекса, оценивался в 118 млрд руб., а в бюджет поступило 4,4 млрд налоговых доходов.

Инвестиции, внешнеэкономическая деятельность

Инвесторы охотно идут практически во все отрасли омской экономики – от АПК до «оборонки». Одним из наиболее привлекательных является строительный комплекс, где очень высоки темпы ввода жилья, торговых и офисных площадей, быстро растет производство стройматериалов.

Приоритетным направлением развития внешнеэкономических связей региона в настоящее время является сотрудничество со странами СНГ и государствами Азии, в частности Республикой Казахстан и КНР.

Оценив достигнутый уровень развития инвестиционной сферы, в декабре 2006 г. ЗАО «Рейтинговое агентство “Мудис Интерфакс”» повысило кредитный рейтинг Омской области по национальной шкале до уровня Аа2.ru (очень высокая кредитоспособность по отношению к другим регионам в стране). Также в 2006 г. рейтинговым агентством «Эксперт РА» Омской области присуждена третья позиция среди всех регионов России в номинации «За наибольший прогресс в улучшении инвестиционного климата за 2005–2006 гг.». В 2006 г. зарубежные инвесторы вложили в омскую экономику около 470 млн долл., в том числе с чешскими партнерами подписаны инвестиционные соглашения и контракты на общую сумму более 200 млн евро.

Инвесторов прежде всего интересуют отрасли – локомотивы экономики. Омская группа предприятий «Титан» осуществляет два крупнейших проекта в нефтехимическом комплексе – по производству биоэтанола и полипропилена. Это многомиллиардные проекты, каждый из которых даст сотни новых рабочих мест и солидные поступления в бюджет.

В рамках совместной с ОАО «Российские железные дороги» инвестиционной программы введен в строй единственный в стране терминал по механизированной подготовке вагонов, скоро будет запущен крупнейший за Уралом завод по ремонту колесных пар, обновляются вагонный и локомотивный парки. Инвестиции в развитие железнодорожного хозяйства за последние четыре года составили в Омской области 2,4 млрд руб., в нынешнем году к этой сумме добавятся еще 850 млн. В результате грузооборот по отрасли за четыре года увеличился на 20%, а рост налоговых платежей на железнодорожном транспорте в 2006 г. составил 100,4 млн руб.

Серьезный приток инвестиций ожидается в энергетике. Полученные после победы области в федеральном конкурсе проектов по развитию инженерной инфраструктуры средства пойдут на строительство подстанции, линий электропередач, газопровода и тепломагистрали, обеспечивающих застройку левобережной части Омска. РАО «ЕЭС России» удалось убедить в целесообразности возобновления строительства в Омске новой ТЭЦ, необходимой для возведения жилых квар­талов.

Особо актуальными представляются проблемы развития транспортной инфраструктуры, поскольку Омск находится в центре международного транспортного коридора, соединяющего Европу и восточную и юго-восточную Азию. Активно прорабатывается вопрос завершения строительства международного аэропорта «Омск-Федоровка», создания в Омской области мультимодального транспортно-логистического узла, что в среднесрочной перспективе позволит региону использовать свои территориальные преимущества для значительного увеличения объемов грузоперевозок и повышения качества услуг в данной сфере.

Интерес представляют и вопросы создания особых экономических зон в Сибири и на Дальнем Востоке. В целях эффективного развития конкурентоспособных производств на территории области планируется формирование региональных промышленных кластеров.

Оборонные предприятия области

В период отсутствия стабильного гособоронзаказа руководство региона выступило с инициативой расширения сотрудничества с ФГУП «Рос­оборонэкспорт» по всем направлениям возможного взаимодействия. В результате объемы экспорта военной продукции области за 10 лет увеличились в 16 раз. Сегодня в состав омского ОПК входят 26 предприятий, 19 из которых относятся к видам деятельности по производству машин и оборудования, электрооборудования и электроники, транспортных средств. В реализуемых «Рособоронэкспортом» контрактах по поставкам изделий военного назначения сегодня принимают участие три четверти предприятий омского ОПК.

Объемы промышленного производства в оборонном комплексе ежегодно возрастают более чем на 15%, опережая показатели роста промышленности в целом. Увеличиваются объемы гособоронзаказа, гражданской продукции и товаров народного потребления. В последние два-три года началось техперевооружение предприятий, заводы стали пополняться молодыми рабочими и ИТР. В процессы проектирования изделий, технологического оборудования и оснастки, а также в технологические процессы и бухгалтерский учет широко внедряются автоматизированные системы.

Многие предприятия активизировали работу на зарубежных рынках, принимали участие в крупнейших международных выставках. При поддержке федеральной власти в области регулярно проводится одна из самых масштабных в стране выставок военной техники, вооружений и технологий.

Развитие и поддержка малого бизнеса в регионе

Доля субъектов малого предпринимательства (СМП) в объеме валового регионального продукта составляет около 11,2%. Они приносят каждый седьмой рубль в областной бюджет. По состоянию на 1 июля 2007 г. в области функционировало 14,8 тыс. малых предприятий, на которых работали 93,3 тыс. человек. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занимаются 59,2 тыс. человек. На сегодня в малом бизнесе задействовано не менее 160 тыс. человек – свыше 15% экономически активного населения. По данным областного управления ФНС РФ, в области насчитывается порядка 1,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.

В отраслевой структуре малого бизнеса доминирует торговля (40% СМП), далее следуют строительство (13%), обрабатывающие производства (12%), транспортная и телекоммуникационная сферы (4%), сельское хозяйство (3%).

Малые предприятия динамичными темпами наращивают экономический потенциал на перспективу. По численности занятых на малых предприятиях Омская область находится в тройке лидеров среди регионов Сибирского федерального округа.

По сравнению с 2004 г. количество малых предприятий возросло с 12,46 до 14,8 тыс. единиц в 2007 г. По такому показателю, как среднемесячная заработная плата на малых предприятиях по отношению к среднемесячной заработной плате по региону, Омская область занимает первое место в СФО (9 893 руб. по итогам первого полугодия 2007 г.).

В результате активной реализации инвестиционных проектов улучшились экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства. По сравнению с 2006 г. оборот малых предприятий в целом увеличится на 35%, его доля в общем обороте организаций области достигнет 25%. Таким образом, Омская область по основным показателям развития малого предпринимательства занимает третье место среди регионов Сибирского федерального округа (после Томской и Новосибирской областей).

Всего в 2006–2007 гг. на государственную поддержку малого предпринимательства из бюджета Омской области направлено 69 334,1 тыс. руб. На следующем этапе развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса планируется организация дистанционного режима работы бизнес-инкубатора. Для этого в муниципальных районах области предполагается создание информационно-консультационных центров поддержки предпринимательства. Скоростной доступ к информационной базе головного бизнес-инкубатора позволит предпринимателям в оперативном режиме получать широкий спектр услуг.

Национальные проекты

Здоровье

Уже несколько лет в Омской области производятся выплаты роженицам, обеспечивается их проезд в больницу, предоставляется бесплатное питание детям, оказывается поддержка многодетным семьям. В конце 2006 г. правительство области утвердило развернутую программу основных направлений демографической политики.

До конца 2007 г. в рамках национального проекта «Здоровье» – пожалуй, самого объемного, финансово и организационно емкого на сегодня проекта – будет обеспечена дополнительная диспансеризация 47,4 тыс. человек, работающих в бюджетной сфере; 38,6 тыс. граждан, работающих в отраслях с вредными и опасными производственными факторами, пройдут углубленные медицинские осмотры; будет проведена вакцинация 274,5 тыс. человек против гепатита В и не менее 500 тыс. человек против гриппа; обеспечено эффективное родовспоможение около 22 тыс. женщинам, получающим родовые сертификаты. Также задача власти – обеспечить всю потребность населения области в высокотехнологической медицинской помощи (квота – 370 человек), поставить для оснащения больниц 263 единицы современного диагностического оборудования на сумму 251 млн руб. и 126 автомобилей на сумму 63 млн руб., завершить модернизацию областной клинической больницы и Омского областного онкологического диспансера.

Образование

За последние три года в Омске и районах области введено в эксплуатацию семь общеобразовательных школ на 2 850 ученических мест и три детских сада на 245 мест. Открыты два государственных образовательных учреждения – Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа для детей с отклонениями в развитии и Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей. Проведена реконструкция уникального здания Центра творческого развития и гуманитарного образования.

В рамках национального проекта «Образование» 48 школ региона признаны победителями общероссийского конкурса среди учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, каждой из них перечислено по 1 млн руб. Учителя, ставшие победителями конкурса на поощрение лучших педагогов 2007 г. (161 человек), получили по 100 тыс. руб.

До конца 2007 г. к сети Интернет будет подключено 511 школ, из областного бюджета на приобретение компьютеров планируется выделить 8 млн руб., электронных средств обучения – 1 млн руб. За счет средств федерального бюджета в Омскую область поступит 130 комплектов оборудования для кабинетов биологии, химии, физики и географии, из областного бюджета дополнительно планируется приобрести 69 комплектов лабораторного оборудования. Пополнится парк школьных автобусов: в дополнение к 26 автобусам, предусмотренным к поставке за счет средств федерального бюджета, из областного бюджета выделяются средства на приобретение 45 единиц автотранспортных средств.

Реализация мероприятий национального проекта будет продолжена и в 2008 г., который станет годом введения и апробации регионального проекта комплексной модернизации образования. Задача обеспечения качества, доступности и эффективности образования будет решаться путем внедрения новых механизмов финансирования учебных заведений на основе нормативно-подушевого принципа, перехода на новую систему оплаты труда педагогов.

Доступное жилье

Омская область стала одним из первых российских регионов, где должное развитие получила система ипотечного жилищного кредитования. Социально ориентированная жилищная политика правительства Омской области направлена прежде всего на повышение доступности ипотечного жилищного кредитования для населения региона.

В 2000 г. было создано государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области», разработаны региональные стандарты ипотечного кредитования, процентные ставки по которым устанавливались ниже федеральных и банковских, а в текущем году в Омской области сделан еще один шаг на пути к повышению доступности ипотеки для населения – вместо льготных ипотечных кредитов по региональным стандартам (сроком до 15 лет под 8% годовых) предоставляются беспроцентные ипотечные жилищные займы. Данная норма распространяется и на те кредитные договоры, которые были заключены в рамках ипотечного жилищного кредитования по региональным стандартам до 1 января 2007 г.

Более того, в целях улучшения демографической ситуации, повышения уровня рождаемости в Омской области семьям, оформившим ипотечный жилищный кредит (заем) после 1 января 2007 г., в случае рождения (усыновления) второго ребенка или последующих детей за счет средств областного бюджета будет выплачиваться компенсация в размере 200 тыс. руб. Эти меры приняты региональной властью для повышения доступности ипотечных кредитов для тех жителей Омской области, которые не могут воспользоваться ипотекой, предоставляемой на рыночных условиях.

В 2006 г. область добилась значительного прорыва в развитии ипотечного жилищного кредитования. Количество ипотечных жилищных кредитов увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,7 раза (до 5 245 кредитов), при этом объем ипотечного кредитования вырос до 6,1 млрд руб. (более чем в пять раз выше уровня 2005 г.).
В первом полугодии 2007 г. в регионе уже выдано 3 969 ипотечных жилищных кредитов (займов) на общую сумму 5,4 млрд руб., что составляет 88,5% объема 2006 г. Причем рост отмечается не только в стоимостном, но и в количественном выражении.

В рамках оказания государственной поддержки ипотечного кредитования в 2007 г. из областного бюджета выделено 170 млн руб., которые будут направлены на завершение строительства жилого дома в ГСК «Полет» и начало комплексной застройки микрорайона «Московка-2». После ввода в эксплуатацию указанных объектов квартиры в них будут предоставлены гражданам по региональным стандартам: ипотечные жилищные займы предоставляются на срок до 15 лет под 0% годовых в размере до 90% от стоимости строящегося или приобретаемого жилья. При этом обязательным условием является согласие гражданина оплатить за счет собственных средств не менее 10% его стоимости.

Мы подошли к жилищному строительству дифференцированно. На селе стимулируем возведение индивидуального жилья (оно дешевле и более привычно для крестьянского быта) – развиваем производство соответствующих стройматериалов, компенсируем селянам до 70% стоимости дома.

А в Омске пошли по пути привлечения стратегических инвесторов, с которыми заключаются соглашения: область и город подводят к площадкам инженерную инфраструктуру, а инвестор осуществляет комплексную застройку по утвержденным проектам и сдает жилье в оговоренные сроки. Мы за этим строго следим, и если договоренности не выполняются, лишаем права на освоение площадки. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что 2007 г. стал годом очень серьезного перелома в жилищном строительстве, особенно в сельских районах области.

Ну и, наконец, кто бы что ни говорил, уровень благосостояния населения растет, этот показатель для меня всегда первостепенен. За пять лет банковские вклады населения увеличились в области почти в шесть раз. В структуре использования денежных средств потребительские расходы составляют две третьих части, то есть люди уже могут позволить себе откладывать деньги на масштабные приобретения, например на квартиру.

Развитие АПК

В 2007 г. в рамках реализации нацпроекта «Развитие АПК» открыты инвестиционные кредиты на модернизацию животноводческих комплексов на сумму 662 млн руб., выдано субсидированных кредитов ЛПХ и КФХ на сумму 674 млн, по земельно-ипотечному кредитованию – на сумму 224,1 млн.

Ожидается, что в текущем году производство молока достигнет порядка 870 тыс. тонн (рост 101,7% к уровню 2006 г.), мяса – в пределах 240 тыс. тонн (рост 104,9%). Одним из факторов повышения объемов производства сельскохозяйственной продукции является совершенствование системы ее закупки у населения. За восемь месяцев 2007 г. заготовительными организациями и индивидуальными предпринимателями закуплено 29,5 тыс. тонн молока, что на 17,4% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Продолжается работа по развитию потребительской кооперации.

С начала года зарегистрирован 21 сельскохозяйственный потребительский кооператив, в том числе восемь перерабатывающих и четыре кредитных.

Социальная сфера

Средняя заработная плата в области в текущем году увеличилась до 15,5 тыс. руб. Еще пять лет назад уровень бедности составлял 24,3%, к концу 2006 г. он снизился до 16%, а к концу 2007 г. должен стабилизироваться на отметке 14,8%, что лучше, чем в целом по России, и близко к мировому стандарту.

За счет чего удается развить такие темпы? В управлении регионом, как в спорте: только ставя перед собой и членами областного правительства амбициозные задачи, можно достичь заметных результатов.

С 2008 г. мы намерены ввести на территории Омской области систему льгот, предусмотренных законом о ветеранах, для пенсионеров-мужчин, имеющих трудовой стаж более 40 лет, и женщин, имеющих стаж более 35 лет. С января 2008 г. из средств областного бюджета на эти цели будет направляться ежемесячно около 13 млн руб. Выплаты составят 272 руб. на чело­века.

Если страна только начинает бороться с «серыми» зарплатами, то мы этим занимаемся уже давно и добились определенных успехов. При запланированных темпах инфляции реальные располагаемые денежные доходы населения возросли в 2006 г. на 17,9%.

Праздник

В 2016 г. Омск будет отмечать свое 300-летие. Нам очень приятно, что Президент РФ счел нужным придать юбилею столицы нашего края статус знаменательной даты, важной для общественно-политической жизни всей страны. Омск стал пятым городом России, удостоенным подобной чести, и мы сделаем все возможное, чтобы достойно встретить его 300-летие. Планов много, есть и очень масштабные проекты. К юбилею мы должны завершить строительство первой очереди метрополитена, реконструировать всю транспортную сеть Омска, ликвидировать ветхое и аварийное жилье, вынести за черту города ряд промышленных предприятий, построив на их месте жилые дома и магистрали. На все это потребуется более 100 млрд руб. Часть средств выделит федеральный бюджет, но основная нагрузка ляжет на региональный и городской; кроме того, придется привлекать частные инвестиции. Со своей стороны Омская область уже утвердила собственную целевую программу по подготовке и проведению празднования 300-летия города. Программой предусмотрено выделение из областного бюджета 40 млрд руб. Для нашего региона это очень много. Но мы осознанно идем на такой шаг, поскольку понимаем, что в рамках комплексной работы нам необходимо сделать качественный рывок в повышении уровня жизни населения.


Справка «Бюджета»

Леонид Константинович ПОЛЕЖАЕВ, губернатор Омской области

Родился 30 января 1940 г. в Омске.
Окончил гидротехнический факультет Омского сельскохозяйственного института.
В 1965–1976 гг. работал на водохозяйственных стройках Казахстана.
1976–1982 гг. – начальник строительства канала Иртыш-Караганда.
1982–1987 гг. – первый заместитель председателя Карагандинского облисполкома.
1987–1991 гг. – руководитель управления мелиорации и водного хозяйства, начальник главного планово-экономического управления, затем председатель Омского облисполкома.
С 1991 г. по настоящее время – губернатор Омской области.
Член-корреспондент Российской и Международной академий инженерных наук, почетный профессор Омского университета. Автор книг «Путь к себе», «Вперед, на медленных тормозах», «Перестройка, годы, лица».
Награжден орденами Почета, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, Минина и Пожарского «Возвеличим Россию», медалями «За трудовую доблесть», «За освоение целинных земель», «100 лет Транссибирской магистрали» и др. Лауреат международной премии «Мир и согласие» (Республика Казахстан), всероссийской общественной премии «Национальное достояние».

Таблица 1. Инвестиции организаций нефтехимического комплекса за январь-июнь 2007 г. (данные Омскстата)


Вид экономической деятельности

Январь-июнь 2007 г.

млн руб.

% к общему объему инвестиций

Инвестиции в основной капитал промышленности, всего

5 603,7

100,0

в том числе организации нефтехимического комплекса

3 154,2

56,3

в том числе по видам деятельности:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

90,5

1,6

производство кокса и нефтепродуктов

2 300,2

41,0

химическое производство

241,0

4,3

производство резиновых и пластмассовых изделий

522,5

9,3


Источник: © Бюджет, 2007, № 10
Поделиться