Версия для печати 807 Материалы по теме
Фото: Зырянов А.
Управление финансами на высоком уровне

В октябре на Первом московском финансовом форуме Алтайский край был отмечен дипломом за высокое качество управления региональными финансами. Заместитель губернатора Алтайского края, председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Владимир Геннадьевич ПРИТУПОВ рассказывает об этом достижении, а также о возврате к трехлетнему бюджетному планированию.

— Владимир Геннадьевич, как бы вы сформулировали основное отличие бюджета региона на 2016 год от бюджета 2017 года? Какие изменения доходов и расходов вы прогнозируете? Каковы приоритеты расходной части бюджета?

— Проект закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» подготовлен в соответствии с требованиями федерального и краевого бюджетного законодательства и задачами, сформулированными в указах Президента России от 7 мая 2012 года. Подчеркну, что с 2017 года мы возвращаемся к трехлетнему планированию бюджета. Разработан бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. В 2015 году были приостановлены нормы краевого законодательства в части планового периода — бюджет на 2016 год был однолетним.

Доходы краевого бюджета на 2017 год утверждены в сумме 72,6 миллиарда рублей, или 107 процентов к первоначальному плану краевого бюджета на 2016 год. Расходы краевого бюджета — 77,4 миллиарда рублей (107 процентов). Дефицит планируется в размере 4,7 миллиарда рублей, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ. Прогнозируется рост налоговых доходов за счет развития экономики края и повышения эффективности системы налогового администрирования при сохранении стабильности налогового законодательства.

Бюджет Алтайского края на 2017 год, как и в прошлые годы, социально ориентированный. Одним из его главных приоритетов является безусловное выполнение всех принятых обязательств социального характера. Сохранены все виды социальной поддержки граждан, в полном объеме предусмотрены средства на социальные выплаты населению и индексированы расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг. Фонд заработной платы увеличен на пять процентов, реализован ряд мер, направленных на достижение целевых показателей по повышению оплаты труда работникам бюджетных организаций. Доля расходов социального характера в бюджете края составляет 68 процентов от общего объема расходов краевого бюджета.

Мы сохраняем стабильность бюджетных показателей. Государственный долг Алтайского края не увеличился и составляет на 1 ноября 2016 года 2,4 миллиарда рублей, или шесть процентов собственных доходов. Это один из лучших показателей в РФ: у нас нет необходимости в расходах по обслуживанию долга. С учетом этого дополнительно поступившие налоговые доходы будут направлены не на обслуживание долга, а на развитие социальных отраслей и экономики края. При этом расходы бюджета Алтайского края в расчете на человека — одни из самых низких среди всех субъектов Российской Федерации.

В целях развития экономики в бюджете края предусмотрены средства на реализацию инфраструктурных проектов, поддержку предприятий реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства, на реализацию мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства. В бюджете на 2017 год также увеличена доля средств, распределение которой будет осуществляться при активном участии граждан. Речь идет о средствах на программы поддержки местных инициатив. Сейчас в крае действует программа поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности — за три года в ее рамках построено и реконструировано 83 объекта, объем расходов составил 180 миллионов рублей. В дополнение к действующей программе в 2017 году будет дан старт новому проекту, в котором будет расширен перечень объектов и допущены к участию населенные пункты городских округов.

— Государственный долг Алтайского края остается одним из самых низких среди российских регионов. Как удается обеспечивать минимальную долговую нагрузку на бюджет?

— Сегодня показатель государственного долга Алтайского края — наименьший в Сибирском федеральном округе и шестой по Российской Федерации. При этом общий долг субъектов РФ увеличивается.

Структуру государственного долга Алтайского края составляют бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет региона из федерального бюджета, — 2,4 миллиарда рублей и государственные гарантии Алтайского края — 4,7 миллиона рублей. Кредиты перед коммерческими организациями отсутствуют. Политика края в области государственных внутренних заимствований направлена на обеспечение низкой долговой нагрузки на экономику края, снижение затрат на обслуживание государственного долга региона, своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств.

За последние 11 лет Алтайский край существенно улучшил свои позиции по показателям долговой нагрузки. По отношению к собственным доходам краевого бюджета государственный внутренний долг региона сократился с 57 процентов (на 1 января 2005 года он составлял 57 процентов к собственным доходам, или 3,4 миллиарда рублей) до шести процентов. Отмечу, что государственный внутренний долг субъектов РФ по отношению к собственным доходам на 1 ноября 2016 года составляет 38 процентов.

Как уже было отмечено, проводимая политика в области государственных внутренних заимствований, направленная на обеспечение минимального долга, позволяет нам направлять дополнительно поступившие налоговые доходы не на обслуживание долга, а на развитие социальных отраслей и экономики края.

— На Первом московском финансовом форуме ваш комитет был награжден дипломом за высокое качество управления региональными финансами. Как вы прокомментируете эту оценку?

— Совершенствование качества управления государственными финансами и повышение эффективности деятельности учреждений государственного сектора относятся к первостепенным задачам, стоящим перед органами государственной власти Алтайского края. Мероприятия по их реализации проводятся в регионе начиная с 2005 года, когда была принята Концепция реформирования региональных финансов. Основные принципы и достигнутые результаты реализации данной Концепции легли в основу краевой программы по повы­шению эффективности бюджетных расходов, которая была утверждена в 2011 году. Целью программы стало повышение эффективности государственного управления, ориентированного на потребности граждан, улучшение доступности и качества государственных услуг, а также реализация долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Алтайского края.

По результатам проведенно­го Министерством финансов РФ в 2011 году конкурса среди субъектов Федерации, реализующих региональные программы повышения эффективности бюджетных расходов, Алтайский край занял первое место. В связи с этим из федерального бюджета региону было выделено 85 миллионов рублей на реализацию программы и дальнейшее совершенствование качества управления бюджетным процессом. Кроме того, в 2013 году постановлением администрации края была утверждена государственная программа «Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае» на 2014–2020 годы.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА


Поделиться