25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4243 Материалы по теме
Применение проектного управления в ФНС России

В последние несколько лет деятельность Федеральной налоговой службы непрерывно совершенствуется. Улучшение инструментов администрирования, развитие сервисов для налогоплательщиков, внедрение новых подходов к осуществлению налогового контроля — очевидно, что это только начало. Так, в ноябре 2016 года ФНС России участвовала в финале федерального конкурса профессионального управления проектной деятельностью в госсекторе «Проектный Олимп», организованного Аналитическим центром при Правительстве РФ. Современные методы управления позволяют ФНС России добиваться именно тех результатов, которых ожидают от нее Правительство РФ, бизнес и общество. О новых методах управления, современном подходе к реализации проектов и эффектах от их применения рассказывает заместитель руководителя ФНС России Светлана Николаевна АНДРЮЩЕНКО.

— Светлана Николаевна, в последнее время многие говорят о необходимости совершенствовать механизмы управления внутренней деятельностью в целях повышения эффективности работы в целом. Какие шаги для этого предприняла ваша служба?

— Для ФНС России этот вопрос очень актуален, так как наша миссия — осуществление эффективной контрольно-надзорной деятельности и обеспечение высокого качества предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, а также соблюдения прав налогоплательщиков и формирования прочной финансовой основы деятельности государства.

Надо отметить, что за минувший год наша служба в этом направлении сделала серьезный шаг вперед. Сегодня ФНС России уже использует два качественно новых подхода к управлению: процессно-ориентированный — для контроля над текущей деятельностью и проектно-ориентированный — для реализации приоритетных направлений. Нашим ведомством проведена определенная работа, позволившая оптимизировать деятельность налоговой службы на всей территории Российской Федерации.

— Какие принципиальные изменения в подходе к управленческой деятельности произошли за минувший год?

— Одно из важнейших изменений — это внедрение процессного подхода. Чтобы успешно использовать его в работе, мы приняли решение описать и систематизировать текущие технологические процессы ФНС России и сформировать их перечень. Было важно учесть все процессы, осуществляемые как в территориальных налоговых органах, так и в подведомственных организациях, выявить те, которые подлежат автоматизации, упрощению их выполнения, по которым можно создать сервис на сайте ФНС России. Это потребовало определенного времени, но вместе с тем позволило по-новому взглянуть на работу службы в целом.

На сайте журнала есть подборка статей, посвященных проектному управлению. Вы можете с ней ознакомиться здесь.

— Формирование перечня позволило максимально систематизировать внутренние процессы. Что дает ФНС России подобный подход?

— Контроль за выполнением необходимых процедур налогового администрирования и качественно новый уровень взаимодействия, а также повышение ответственности начальников структурных подразделений центрального аппарата ФНС России за выполнение функции налоговых органов, за получение результата по данному процессу, за методологическое и организационное сопровождение. Кроме того, в каждом структурном подразделении, на всех уровнях системы назначены ответственные технологи и технологи по направлениям, которые отвечают за обеспечение должной организации внедрения технологических процессов и внутреннего контроля.

— Очевидно, что контроль над исполнением процессов действительно вышел на новый уровень. Однако что же это за процессы?

— Почти 70 процентов из них относятся к основным. Они реализуют полномочия по налоговому администрированию, предоставлению государственных услуг, а также информационному взаимодействию с государственными структурами, организациями и налогоплательщиками в соответствии с заключенными соглашениями, положениями и протоколами. Оставшиеся процессы носят вспомогательный и управленческий характер. При этом более 60 процентов технологических процессов подлежат автоматизации, из них около 30 процентов — это аналитические процессы, направленные на повышение эффективности деятельности службы.

— Вряд ли перечень долгое время может оставаться актуальным. Как быть с динамикой? Учитываются ли как-то изменения в технологических процессах?

— Мы стремимся идти в ногу со временем, поэтому наш перечень — неокончательный и нестатичный. Он постоянно актуализируется с учетом изменений в законодательстве и нормативных правовых актах, касающихся полномочий нашей службы, а также с учетом внедрения информационной системы нового поколения, автоматизирующей большую часть процессов налогового администрирования. В актуальном состоянии перечень поддерживает Управление модернизации налоговых органов — структурное подразделение центрального аппарата ФНС России, осуществляющее общую координацию вопросов совершенствования и внедрения автоматизированных технологических процессов.

— То есть основная деятельность Федеральной налоговой службы упорядочена, систематизирована и эффективно управляется при помощи процессного подхода. А как быть с инициативами и нововведениями?

— Для этого мы и внедрили два подхода. Процессное управление позволяет обеспечивать выполнение функций, а проектно-ориентированное помогает реализовывать приоритетные задачи, направленные на сокращение сроков достижения результатов и повышение эффективности использования ресурсов. Причем делать это в условиях ограничений по времени и ресурсам.

— Чем вызвано внедрение принципиально нового проектного подхода в устоявшуюся модель управления? Ведомство планирует с его помощью решить какие-то конкретные проблемы?

— Данная мера направлена не на то, чтобы решать проблемы, а на то, чтобы предотвратить их возникновение, эффективно использовать имеющиеся материальные и трудовые ресурсы, получить наибольший результат и оптимизировать свою деятельность. Мы совершенствуем аналитические инструменты, прошли путь от практики тотальных проверок до точечного контроля на основе риск-ориентированного подхода. Мы минимизируем контакты налогоплательщиков с налоговыми органами, развивая безконтактные инструменты взаимодействия, и создаем комфортные условия для оплаты налогов. Сервисы ФНС России, позволяющие физическим лицам оплачивать налоги онлайн, — «Личный кабинет налогоплательщика» и «Заплати налоги» — доступны клиентам 26 кредитных организаций. Создается комфортная среда для бизнеса — равные конкурентные условия, отсутствие избыточных требований, определенность правил налогообложения.

Мы считаем, что проектный подход позволит сделать работу исполнительных органов более современной, быстрой, результативной. Информационное пространство расширяется, и мы понимаем: чтобы быть максимально эффективными, нужно совершенствоваться. Правительство РФ ориентирует государственные органы на изменение способов управления на всех уровнях. Об этом свидетельствует и Положение об организации проектной деятельности в Правительстве РФ, утвержденное 15 октября 2016 года.

— Стратегическое планирование действительно стало одним из приоритетных направлений деятельности правительства в 2016 году. Кстати, когда началось внедрение проектного управления в вашем ведомстве?

— В начале 2016 года. Уже проведена адаптация элементов проектно-ориентированного управления к деятельности Федеральной налоговой службы для эффективного достижения целей проектов. В апреле приказом ФНС России утверждено Положение по управлению проектами в ФНС России. Определены проектный комитет и проектный офис ФНС России, проектные роли и этапы реализации проектов.

— Какова специфика проектно-ориентированного управления в Федеральной налоговой службе?

— Начиная с 2014 года мы ежегодно утверждаем Стратегическую карту ФНС России на три года. Она включает цели, задачи, мероприятия и ожидаемые результаты на ближайшие пять лет.

Мы приняли собственную классификацию проектов, разделив их на стратегические и оперативные. Стратегические проекты имеют ключевой характер, инициируются на основании нормативных правовых актов, решений Президента РФ, Правительства РФ или проектного комитета и находятся под непосредственным контролем руководителя ФНС России. Служба участвует в приоритетных проектах Правительства России, например в проекте реформы контрольно-надзорной деятельности. Оперативные проекты — это проекты структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, осуществляемые под контролем заместителя руководителя. Они инициируются на основании организационно-распорядительных документов службы или решения ведомственного проектного офиса.

— То есть ФНС уже почти год использует в своей работе проектный подход. Можете по собственному опыту сказать, есть ли у этого метода преимущества?

— Безусловно. Современные технологии управления серьезно отличаются от методов, применявшихся ранее. Специалисты учатся использовать элементы проектно-ориентированного управления, преду­сматривающие достижение уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений, а также применять процессно-ориентированную систему управления в текущей деятельности. И в первую очередь с внедрением нового типа управления меняется мышление сотрудников, вследствие чего растет их эффективность, достигаются запланированные результаты, соблюдаются и даже сокращаются сроки их достижения.

— Перестройка рабочих процессов в любом случае занимает какое-то время. ФНС России проводила обучение сотрудников по новым направлениям?

— Было проведено обучение элементам проектно-ориентированной и процессно-ориентированной систем управления как руководящего состава и технологов центрального аппарата ФНС России, так и ответственных технологов территориальных налоговых органов. Его прошли более тысячи человек.

— И как вы оцениваете проектно-ориентированное управление в действии? Насколько оно эффективно в реализации приоритетных проектов в работе именно вашего ведомства?

— Организация работы службы по принципам проектного управления позволила реализовать масштабный проект по внедрению новой автоматизированной информационной системы налоговых органов третьего поколения, получившей название АИС «Налог-3», в части государственной регистрации и администрирования имущественных налогов физических лиц. Ее основные особенности — централизация данных и сервисов, а также оказание услуг пользователям по экстерриториальному принципу на базе центров обработки данных. Сейчас это еще называют «с применением облачных технологий».

Создана централизованная федеральная база данных, содержащая информацию обо всех юридических и физических лицах, индивидуальных предпринимателях. Также в ней содержатся сведения об имущественных налогах, объектах собственности и фактах владений по более чем 170 миллионам объектов собственности граждан страны. Благодаря централизации баз в 2016 году мы направили единое налоговое уведомление об уплате имущественных налогов для граждан по всем объектам, расположенным на территории России. Сегодня работают 47 онлайн-сервисов, которые позволяют практически исключить контакт налогоплательщика с инспекцией.

В рамках процесса совершенствования структур налоговых органов в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России переданы обеспечивающие функции, такие как обработка документов, печать уведомлений и требований для физических лиц, отдельные полномочия в сфере информационных технологий, архивное хранение налоговых документов и другие. В результате мы освободили инспекторов от выполнения рутинных функций, повысили качество обработки налоговых документов и сократили сроки отражения информации в нашей информационной системе, также повысив при этом ее качество.

— В завершившемся году ФНС занималась реализацией только этого проекта или есть и другие?

— В 2016 году наша служба успешно внедрила несколько приоритетных проектов, инициированных Правительством РФ. Например, проект по маркировке товаров контрольными знаками, начатый с меховых изделий, позволяет в реальном времени видеть перемещение товаров по пяти странам Евразийского экономического союза. Эффект ощутимый — 20 процентов участников, которые ранее никогда не сдавали налоговую отчетность, легализовались в системе. Создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который обеспечивает автоматическое присвоение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам без материальных и временных затрат со стороны налогоплательщиков. Готовится к запуску проект по онлайн-кассам, мы будем оперативно получать информацию о расчетах, что позволит нам фактически отказаться от проверок с выходом на место продаж.

Должна отметить, что проектное управление эффективно не только для приоритетных, но и для оперативных внутренних проектов. Один из таких проектов — «Разработка и внедрение системы менеджмента качества ФНС России». Только в ноябре 2016 года мы запустили проект по централизации отдельных функций ресурсного обеспечения деятельности территориальных органов ФНС России на региональном уровне. Наша цель — оптимизировать выполнение функций ресурсного обеспечения деятельности территориальных органов ФНС России. Проект призван улучшить администрирование, повысить эффективность расходования бюджетных средств при осуществлении закупок и управления имуществом, обеспечить единые подходы по обеспечению деятельности налоговых органов и равномерную нагрузку на сотрудников.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно