25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1300 Материалы по теме
Вид на Казань
Губернаторы об изменении региональной политики

16 января Президент России подписал указ об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. В преддверии утверждения документа проблемы региональной политики обсудили главы субъектов РФ — лидеров экономического развития. Дискуссия состоялась в рамках Гайдаровского форума-2017.

Репортаж мероприятия опубликован в февральском номере журнала "Бюджет". Мы размещаем часть статьи, в которой приводятся мнения губернаторов о документе.

Главы субъектов РФ, участвующие в дискуссии, заявили о готовности к изменениям: регионы ощущают способность вносить больший вклад в экономическое развитие, но ждут расширения своих полномочий. Стоит отметить, что последний указ такого рода принимался еще в 1996 году. 

«За это время многое изменилось: страна стала другой, изменились цели и задачи, — подчеркнула губернатор Владимирской области С. В. Орлова. — Нам приходилось руководствоваться Европейской хартией местного самоуправления и Законом № 131‑ФЗ, который, впрочем, давно устарел. В связи с этим данный указ должен стать революционным для регионов».

«Региональная политика — это не застывшая субстанция, она постоянно находится в развитии, и временами эти процессы вызывают недостаточное удовлетворение», — отметил губернатор Калужской области А. Д. Артамонов. В частности, губернатор раскритиковал систему финансовых взаимоотношений регионов и Федерации. 

Она, по мнению Артамонова, носит яркий дестимулирующий характер. «Если сегодня регион добивается роста бюджетных доходов, то сразу выпадает из всех программ поддержки, действующих для дотационных регионов, и получает заоблачное софинансирование по федеральным адресным программам, реализующимся совместно с Правительством РФ, — пояснил свою позицию губернатор. — Например, будучи дотационным, регион из своего бюджета софинансирует пять процентов, а 95 процентов получает из федерального бюджета. Однако как только он выходит за ту самую пресловутую единицу, пирамида переворачивается, и уже пять процентов дает федеральный бюджет, а 95 процентов должен предоставить сам регион. Это будет запретительная мера, и регион начнет отказываться от участия в реализации этих программ».

По мнению Артамонова, развитие России в целом зависит от того, насколько активно будут развиваться территории. «Надо говорить о том, какой интерес есть у каждого региона к тому, чтобы развивать экономику, привлекать инвестиции, повышать налоговую базу и на этой основе развивать социальную инфраструктуру. В воздухе постоянно должна витать мотивация, которую мы должны ощущать и быть уверенными в том, что если ты что-либо сделал, обязательно появятся дополнительные возможности для решения других задач», — пояснил он. 

По мнению Артамонова, следует учитывать, что, привлекая инвесторов на свою территорию, регион вкладывается в создание инфраструктуры, причем зачастую за счет кредитных средств. Доходы от таких инвестиционных площадок получает в первую очередь федеральный бюджет. Так, в Калужской области начиная с 2006 года от деятельности резидентов индустриальных парков в федеральный бюджет перечислено 85,6 миллиарда рублей налогов (или 278,8 миллиарда рублей с учетом таможенных платежей). При этом консолидированный бюджет области получил в 8,3 раза меньше — 33,6 миллиарда рублей.

Калужского губернатора поддержал и глава Республики Татарстан Р. Н Минниханов. «Мы все должны быть мотивированы на какую-то серьезную задачу. Для этого надо мобилизовать территорию. Чтобы управлять территорией, ты должен управлять кадрами, у тебя должны быть деньги. Если какой-то инструмент отсутствует, то схема не работает», — считает глава Татарстана. 

Он напомнил, что центр своими нововведениями лишил республику порядка 8,2 миллиарда рублей (1,9 миллиарда республика ежегодно теряет из-за увеличения ставки НДПИ, 2,8 миллиарда — в результате изменения распределения акцизов на нефтепродукты, еще 3,5 миллиарда — от консолидации 1% налога на прибыль). На эти деньги, по словам Минниханова, республика могла бы построить восемь современных школ и серьезное количество дорог. «Я понимаю, что мы в непростой финансовой ситуации, но все решения должны быть выверены», — заявил он.

Губернатор Красноярского края В. А. Толоконский открыто заявил, что нынешняя региональная политика нацелена скорее на поддержание стабильности, чем на развитие. «Надо понимать, что мы не социально выравниваем регионы, а тормозим их развитие. В сильных регионах тот один процент был инвестицией», — настаивал он. Чтобы компенсировать потери, красноярский губернатор предложил регионам и Федерации осуществить обмен: часть НДС на часть менее прогнозируемого налога на прибыль. 

«Стимулов для развития сегодня действительно нет. Я всегда говорил: чем мы рискуем, если обменяемся частично прибылью и НДС, чтобы у региона была и прибыль, и НДС? Возьмите с нас восемь процентов прибыли и дайте нам два процента НДС. С новым производством коррелирует только налог на добавленную стоимость. Я никогда с высокотехнологичной экономики не получу отдачу в прибыли», — объяснил Толоконский.

Ульяновский губернатор С. И. Морозов и губернатор Владимирской области Орлова также подтвердили, что от решений федерального центра их регионы потеряли существенные суммы. В ответ представитель Минэкономразвития России признал, что эти решения были непростыми. 

Однако он напомнил, что взамен в качестве поощрения высокоэффективных субъектов до 20 миллиардов рублей увеличен фонд грантов, который будет распределяться между регионами-лидерами. «К тому же в региональный бюджет возвращается весь прирост налога на прибыль. Это тоже стимул для саморазвития региона, о котором мы так много говорим», — заметил Цибульский.

Тем не менее серьезным этот довод губернаторы не сочли. Глава Татарстана Минниханов заметил, что по методике расчета этих грантов регион получает всего 610 миллионов рублей, а отдает — 3,5 миллиарда рублей. Губернатор Владимирской области поддержала коллегу: по ее словам, 20 миллиардов — это недостаточно, к тому же методика их распределения нуждается в пересмотре. Таким образом, участвовавшие в дискуссии губернаторы единодушно высказались за то, чтобы не отбирать «излишки» у сильных регионов, а стимулировать дотационные субъекты к развитию и поиску новых источников бюджетных доходов.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно