Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Финансы № 7 Июль 2017 — 16 Июля 2017

Проектный подход и управление бюджетом

проектное управление

Версия для печати 1043 Материалы по теме

В июне в Екатеринбурге прошли традиционные «Уральские встречи-2017», организованные НПО «САПФИР», Министерством финансов Свердловской области, Союзом финансистов России и издательским домом «Бюджет». Мероприятие стало рекордным как по составу и географии участников, так и по продолжительности проведения.

Бюджетные новации

Финансисты и экономисты из разных регионов России на протяжении трех дней участвовали в семинаре, посвященном лучшим практикам проектных подходов к управлению общественными финансами на региональном и муниципальном уровнях. В первый день в рамках семинара, организованного при поддержке Уральского государственного экономического университета, после приветственного слова ректора Я. П. Силина выступил заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров.

В числе новаций бюджетного законодательства 2017–2018 годов заместитель министра финансов выделил Федеральный закон от 7 июня 2017 года № 118‑ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который ужесточил административную ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Так, закон, вступивший в силу 18 июня текущего года, ввел административный штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет за нарушения требований при предоставлении межбюджетных субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и нарушение решений о предоставлении бюджетных инвестиций (в которых указываются сроки осуществления капитальных вложений и ввода объектов в эксплуатацию).

На сайте журнала есть подборка статей, посвященных проектному управлению. Вы можете с ней ознакомиться здесь.

Остановился Лавров и на законопроекте № 45980-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (о порядке предоставления субсидий государственным корпорациям и изменениях отдельных норм Бюджетного кодекса РФ). В том числе документ предусматривает установление критериев невыполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями, при котором часть субсидии на госзадание подлежит возврату в бюджет.

12.png
13.png

Также в работе находится законопроект № 55068-7 о внесении изменений в БК РФ (в части уточнения порядка предоставления дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов). Готовится к рассмотрению в первом чтении в Госдуме законопроект № 187910-7 о внесении изменений в статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Передан на рассмотрение в Правительство РФ законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в связи с введением механизма обоснования инвестиций)».

«Успешное управление в будущем будет построено на следующем принципе: кто быстрее успевает адаптироваться к новым условиям, тот и получит максимальные прибыли (если это бизнес) или максимальный результат (если это госуправление)», — заявил М. М. Шамьюнов, заместитель директора департамента правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов РФ. Необходимо постоянно работать над повышением эффективности использования бюджетных средств. Ведь в будущем роль бюджетов будет снижаться: страна движется по пути рыночных отношений, а это означает, что государственный сектор будет уменьшаться, полагает чиновник. Шамьюнов обратил внимание присутствующих, что в последнем законе о федеральном бюджете впервые появилась норма о том, что в связи с исчерпанием в текущем году средств федерального резервного фонда на замещение нефтегазовых доходов предусматривается использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Также он акцентировал внимание участников семинара на том, что разработан новый законопроект, касающийся межбюджетных отношений, в нем предусматривается возможность установления нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Также уточняются требования к плану восстановления платежеспособности субъекта РФ и муниципального образования. Планируется ввести требования к уведомлению о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Кроме того, в случае утверждения законопроекта на год будут продлены более мягкие бюджетные ограничения в отношении предельного объема государственного/муниципального долга.

Проектное управление

«Сейчас часто можно слышать, что госпрограммы в России себя не оправдали и все было напрасно. Но анализ международного опыта показал, что нет ни одной страны, правительство которой было бы полностью удовлетворено тем, как у них идет внедрение проектно-целевого подхода или БОР», — заметил Н. А. Бегчин, заместитель директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России. Все дело в том, что, когда ставится задача проведения такого рода реформ, на выходе есть ожидание совершенного инструмента, который позволит в полуавтоматическом режиме принимать управленческие решения и оценивать действенность принимаемых мер и эффективность осуществляемых расходов. «На самом деле так не бывает. Мировой опыт показывает, что страны все дальше уходят от попыток увязки каждой копейки бюджетных ассигнований с какими-то конкретными показателями. Потому что эта связь в большинстве случаев линейного характера не имеет. Что же касается проектного управления, его внедрение ни в коем случае нельзя рассматривать как альтернативу программно-целевому планированию. Это надо воспринимать как элемент „докрутки“ ПЦП, как элемент, который должен сфокусировать ПЦП на наиболее значимых приоритетах социально-экономического развития на соответствующем уровне управления», — рассказал Бегчин.

Правительство Свердловской области принимало активное участие в проведении «Уральских встреч» и в рамках совместно разработанной повестки делилось с гостями практическим опытом внедрения проектных принципов в государственном управлении. С приветственными словами выступили заместитель губернатора Свердловской области — министр финансов Г. М. Кулаченко и первый заместитель губернатора региона А. В. Орлов. «Именно проектный подход позволяет концентрировать ресурсы на ключевых направлениях развития экономики и социальной сферы. Проекты в регионах складываются по-разному, и семинар — это хорошая возможность рассмотреть чужой опыт, познакомиться с новациями, применяемыми в этой сфере, разобрать ошибки», — подчеркнул актуальность семинара Орлов.

И. В. Винокуров, начальник управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического центра при Правительстве РФ поделился советами по организации проектной деятельности в органах муниципального управления. Первый шаг — зафиксировать в нормативно-правовых актах муниципального уровня такие понятия, как «проект», «программа», «портфель», «проектная деятельность». Второй — закрепить функции и полномочия органов управления проектной деятельностью, назначить конкретных сотрудников на соответствующие роли в программе и во всех проектах. Третий — создать муниципальный проектный офис необходимого масштаба. Четвертый шаг — организовать внедрение проектного управления в виде проекта или перечня мероприятий (по мнению Винокурова, первый вариант предпочтительнее). Также докладчик познакомил участников мероприятия с принципами снижения управленческих издержек, рассказал, как минимизировать в проекте переделки и риски, раскрыл принципы, по которым строится эффективное планирование проекта.

Логичным продолжением темы стал доклад заместителя министра транспорта и связи Свердловской области А. В. Рукавишникова, посвященный систематизации процесса государственного отраслевого регулирования. «Видимо, не случайно мое выступление поставили после доклада об эффективности применения проектного управления в госсекторе, — пошутил спикер. — Поскольку, по сути, я буду говорить о неудаче применения проектного подхода при размытых полномочиях и неявно прописанной ответственности». Как пояснил замминистра, автоматизация деятельности органов государственной и муниципальной власти требовала проработки, процесс начали с создания мини-проектного офиса, распределили между его специалистами подопечные ведомства и приступили к формированию паспортов проектов автоматизации функций этих ведомств. В итоге были взяты основные операции госуправления и сгруппированы по функциональному признаку. Из них были выделены унифицированные по отраслям группы процессов. В результате получилась так называемая операционная матрица государственного отраслевого управления. Она разделена на два крупных блока: по вертикали — планово-стратегическое и оперативное управление, по горизонтали идет деление от общего к частному: отрасль, полномочия, имеющиеся ресурсы и взаимодействие. «Матрица, возможно, несовершенна: это только наша попытка систематизации процессов государственно-отраслевого регулирования. При этом, на наш взгляд, она является очень хорошим инструментом для проработки ведомственных процессов и конкретизации действий каждого сотрудника ведомства для последующей автоматизации процесса, в том числе и проектного управления», — пояснил Рукавишников.

Об организации проектной деятельности, создании проектного офиса и выборе приоритетных проектов региона в Правительстве Свердловской области и исполнительных органах госвласти региона рассказал Е. М. Гурарий, заместитель руководителя администрации губернатора области. С опытом реализации приоритетного регионального проекта участников «Уральских встреч» ознакомил заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области А. Н. Кислицын. О принципах автоматизации и ключевых особенностях информационных систем управления проектами рассказал представитель НПО «САПФИР» А. В. Карпов.

Меры поддержки предпринимателей при реализации инвестпроектов представил заместитель министра инвестиций и развития Свердловской области А. В. Породнов. Продолжила его доклад, рассказав об опыте автоматизации инвестпроектов области, заместитель начальника управления — начальник отдела методологии НПО «САПФИР» А. А. Змеева. Интерес участников вызвал доклад О. П. Томина о практическом применении технологии блокчейн в городе Тюмень для учета голосов граждан по общегородским вопросам и перспективного использования технологии для организации партисипаторного бюджетирования.

Третий день гостей принимал городской округ Заречный — самый зеленый муниципалитет региона. Также он известен тем, что на его территории расположена Белоярская АЭС, которую участники семинара посетили с экскурсией. На круглом столе с участием главы города А. В. Захарцева Бегчин в рамках своего доклада обозначил планируемые законодательные подходы по интеграции программно-целевых и проектных методов в управлении общественными финансами (статью Бегчина по теме доклада читайте в августовском номере журнала).

14.png

Проектным был подход НПО «САПФИР» к подготовке и проведению «Уральских встреч-2017». Сотрудники действовали в условиях ограниченных временных и финансовых ресурсов, оценивали риски и строили коммуникации с применением современных технологий. Р. Г. Серазиденов, генеральный директор НПО «САПФИР», полагает, что насыщенная программа «Уральских встреч», актуальная повестка и уральское гостеприимство и далее будут собирать в Свердловской области истинных профессионалов — финансистов и экономистов со всей России.

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться