Версия для печати 222 Материалы по теме
Периодичность проверок Федерального казначейства, как правило, один раз в два года
А. Ю. Демидов об использовании опыта внутреннего контроля казначейства

В июльском номере журнала "Бюджет" опубликовано интервью с заместителем руководителя Федерального казначейства Александром Юрьевичем Демидовым. В нем говорится о том, как минимизировать субъективный фактор в работе контролеров, как преодолеть разрозненность и превратить набор территориальных органов в стройную систему, как привести эту систему к новой целевой парадигме, об актуальных задачах и отдаленных планах службы госфинконтроля.

На сайте мы размещаем часть интервью, в которой А. Ю. Демидов отвечает на вопрос о том, как используется в государственном контроле опыт внутреннего контроля казначейства.

— Внутренний контроль самого казначейства признан одним из самых эффективных в системе главных распорядителей средств федерального бюджета. Используете ли вы наработки внутреннего контроля при проведении государственного?

— Конечно. Финансовый контроль в целом складывается из двух больших частей: внешнего контроля, который осуществляют Счетная палата и контрольно-счетные органы на местах, и внутреннего государственного финансового контроля, который осуществляют Федеральное казначейство и контрольные органы в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Но есть еще и третий элемент, который входит в систему госфинконтроля опосредованно, — это внутренний финансовый контроль и финансовый аудит (или внутриведомственный контроль — мне больше нравится это название).

Периодичность проверок Федерального казначейства, как правило, один раз в два года. Частота плановых проверок Счетной палаты также не очень высока. В достаточно длительный промежуток времени между проверками могут произойти нарушения. Чтобы их исключить, должна существовать система внутреннего ведомственного контроля — как самый первый, базовый уровень. Наиболее эффективной является такая система, при которой обеспечение законности всех процедур, стандартов, отчетов осуществляется руками внутренних контролеров, внутренних аудиторов.

В настоящее время Минфин и Счетная палата России при участии Федерального казначейства проводят серьезную работу по уточнению полномочий и задач внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Считается, что внутренний финансовый контроль должен быть интегрирован в процессную деятельность. А внутренний аудит должен быть неким оценивающим элементом, контролером контролеров.

Но это далеко не все, что необходимо сделать. Нужно понимать, что финансовый контроль отвечает не на все вопросы, потому что занимается только проверкой того, как используются денежные средства. А в сегодняшней парадигме программно-целевого метода управления нам важно понимать другое: достигнута цель или нет. Ведь можно истратить деньги вполне законно, но результата не получить. А можно, наоборот, средства использовать не совсем законно, но достичь хорошего результата. Как разрешить эту дилемму? Как соблюсти баланс? Вот на эти вопросы мы сейчас и ищем ответы.

Нужно заниматься контролем не только финансовых потоков, но и функциональной деятельности, информационно-технологического направления, административной и кадровой работы. Потому что от всех этих факторов зависит выполнение поставленных перед организацией задач.

Практика показывает, что наиболее рискоемкими направлениями деятельности казначейства являются сфера закупок и финансово-хозяйственная деятельность. В то же время казначейство и само находится в зоне риска и не застраховано от незаконной закупки, нецелевого или необоснованного использования денежных средств. Несколько лет назад мы создали специализированное подразделение, которое занимается именно этими вопросами, — Центр обеспечения деятельности Федерального казначейства.

С этого года ему переданы полномочия получателя средств федерального бюджета от Федерального казначейства. И теперь этот центр полностью распоряжается нашими деньгами, оплачивает помещение, где мы работаем, обеспечивает материальными ценностями, услугами. За собой же мы оставили контроль наших территориальных органов и контроль за центром обеспечения деятельности. То есть мы создали такой конгломерат, который позволил нам вывести из сферы нашей деятельности очень рискоемкие финансово-хозяйственные операции и в то же время разделить финансовый контроль.

Внутриведомственный контроль, по нашему мнению, является ключевым, базовым, находится, так сказать, в основании пирамиды. Если здесь все правильно организовано, тогда и внешнему контролеру нет необходимости проверять все подряд, есть реперные точки. А самое главное, при четко выстроенной системе внутриведомственного контроля каждый законопослушный руководитель (а мы априори считаем всех именно такими) может сам вовремя выявить и устранить все нарушения.


Поделиться