Версия для печати 186 Материалы по теме
Вид на Мурманск
О модернизации системы закупок в Мурманской области

Дмитрий Аугустович РУУСАЛЕП, председатель Комитета государственных закупок Мурманской области

Создание Управления государственного заказа Мурманской области 27 января 2009 года послужило основой для развития и совершенствования контрактной системы региона. После вступления в силу Федерального закона № 44‑ФЗ о контрактной системе, пришедшего на смену Закону № 94‑ФЗ, на базе управления был создан Комитет государственных закупок Мурманской области (далее — Комитет).

На сегодняшний день Комитет является уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, за исключением запроса котировок и закрытых процедур для госзаказчиков и бюджетных учреждений, унитарных предприятий Мурманской области. Также Комитет осуществляет функции по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Мурманской области.

В период с 2015 по 2017 год при поддержке губернатора Мурманской области Комитет проводит ряд мероприятий, направленных на повышение прозрачности отдельных видов закупок для государственных нужд региона.

1. Обеспечение открытости и прозрачности закупок, проводимых по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ.

В 2015 году Комитетом предложено обеспечить открытость закупок, проводимых по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ (так называемые малые закупки — до 100 тысяч рублей, в отдельных случаях — до 400 тысяч рублей). Напомним, что в целях экономии времени законодательно разрешено заключать договоры такого вида с единственным поставщиком. Однако при этом не соблюдаются принципы прозрачности, что создает предпосылки для неэффективного использования бюджетных средств. Необходимо отметить, что в Мурманской области на такие закупки расходуется ежегодно около 300 миллионов рублей.

Для развития добросовестной конкуренции, расширения возможности участия малого и среднего бизнеса в закупках, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сентябре 2015 года Комитет на базе региональной автоматизированной информационной системы управления закупками Мурманской области «WEB-Торги-КС» создал специальный модуль «Малые закупки». Он представляет собой региональную торговую интернет-площадку, на которой предприниматели, в том числе субъекты малого и среднего бизнеса, представляют свои предложения заказчикам при осуществлении закупок малого объема. За период работы модуля (2015–2017 годы) данная модель показала свою эффективность в части:

  • повышения открытости закупок малого объема (более 8,3 тысячи состоявшихся закупок на сумму 376,3 миллиона рублей);
  • обеспечения свободного доступа к закупкам малого объема всех потенциальных участников, в том числе открытия дополнительных возможностей для малого и среднего бизнеса, особенно для региональных поставщиков (зарегистрировано свыше 2,5 тысячи поставщиков (подрядчиков, исполнителей), среди которых 75% — представители регионального бизнеса);
  • снижения уровня коррупции и развития конкуренции в закупках малого объема (среднее количество участников в закупке — 2,3);
  • экономии бюджетных средств (экономия составила 40,9 миллиона рублей, 10,9%).
  • 2. Стандартизация положений о закупках заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ.

В отличие от Закона № 44‑ФЗ, подробно регулирующего все стадии осуществления закупок, Федеральный закон № 223‑ФЗ носит рамочный характер, определяя общие принципы и правила данной деятельности. По замыслу авторов закона, данный подход должен обеспечить самостоятельность хозяйствующих субъектов, свободу их предпринимательской деятельности и развитие конкуренции. Однако, как показала практика, применение данного закона стало причиной ряда проблем:

отсутствие единого перечня способов закупок. Сегодня в ЕИС зарегистрировано около 4,5 тысячи способов определения поставщика — преобладание закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (применение процедур закупок, замаскированных под конкурентные процедуры закупки у единственного поставщика). Сегодня лишь 5% закупок проводится через конкурс/аукцион, 36% — закупки у единственного поставщика и 59% — иные способы;

отсутствие единых требований к электронным площадкам (большое количество электронных площадок, на которых проводятся закупки по Закону № 223‑ФЗ). На 31 декабря 2016 года в ЕИС зарегистрировано 174 электронных площадки.

Непрозрачность процедур, недостаточный контроль и отсутствие должной ответственности приводят к неэффективному расходованию средств и значительным злоупотреблениям.

Проблемы применения положений Закона № 223‑ФЗ существуют и на региональном уровне. Так, мониторинг, проведенный в области в 2014 году, показал, что часть организаций, подведомственных исполнительным органам власти Мурманской области, не была зарегистрирована в ЕИС, процедуры на электронных площадках проводились редко, закупки свыше 500 тысяч рублей производились у единственного поставщика, закупочная деятельность не соответствовала положениям, принятым юридическими лицами, осуществляющими свою закупочную деятельность в рамках Закона № 223‑ФЗ.

В 2015 году на Комитет были возложены полномочия по методическому сопровождению закупочной деятельности заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 223‑ФЗ. Комитет провел работу по обеспечению приведения положений о закупках товаров, работ, услуг заказчиков в соответствие с типовым положением, содержащим нормы Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, разработанного ФАС России. Были даны рекомендации проводить закупки преимущественно конкурентными способами, в том числе в электронной форме.

В 2016 году заказчиками осуществлен переход на федеральные электронные площадки, отобранные в соответствии с Законом № 44‑ФЗ.

3. Централизация муниципальных заказчиков Мурманской области.

В конце 2014 года по результатам мониторинга освоения средств областного бюджета, предоставляемых муниципальным образованиям Мурманской области в виде субсидий, установлено, что зачастую указанными заказчиками не обеспечивается качественное и своевременное проведение конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Такие факты приводят к срывам заключения контрактов (либо их несвоевременному заключению) и, как следствие, недостижению социально-экономических целей предоставления субсидий.

В 2015 году Правительство Мурманской области поддержало инициативу Комитета о централизации муниципальных заказчиков и утвердило новый порядок формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований. Внесенное изменение определило обязанность исполнительных органов государственной власти Мурманской области устанавливать в условиях выдачи субсидии требование о централизации закупок.

Осуществление закупок через уполномоченные органы позволило обеспечить профессиональное проведение конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, и, как следствие, своевременное и качественное освоение средств субсидий.

Это анонс статьи из журнала "Бюджет". Полностью материал доступен подписчикам издания.

Поделиться