Версия для печати 631 Материалы по теме
Основными разделами Стратегии-2030 стали: индустриальное лидерство, профессиональное образование, комфортные поселения, продовольственная безопасность, современный транспортный комплекс, здоровье населения
Ленинградская область: сохраняя лидерство

Ленинградской области 1 августа 2017 года исполнилось 90 лет. О том, с какими результатами регион встретил нынешний юбилей и каких перемен ожидает к своему 100-летию, рассказывает губернатор Ленинградской области — председатель Правительства Ленинградской области
Александр Юрьевич ДРОЗДЕНКО.

— Александр Юрьевич, охарактеризуйте, пожалуйста, Стратегию социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года. Каковы ее главные цели, задачи? Какие возможности и риски в ней заложены?

— Ленинградская область уже сегодня — признанный лидер во многих отраслях. В нестабильной внешнеэкономической ситуации регион не снижает темпов роста индекса промышленного производства, стабильно растет объем инвестиций в основной капитал, увеличиваются доходы населения.

Четкое представление о приоритетах деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективах стало основой стратегии развития до 2030 года. Документ сочетает в себе конкретные цели в долгосрочной перспективе и перечень мер для их достижения. А именно: войти в топ-10 регионов по уровню промышленного производства, войти в топ-15 регионов по объему производства сельскохозяйственной продукции, закрепить статус второго по величине транспортно-логистического узла в России.

Основными разделами Стратегии-2030 стали: индустриальное лидерство, профессиональное образование, комфортные поселения, продовольственная безопасность, современный транспортный комплекс, здоровье населения.

Так, промышленность должна сформировать основное количество высокооплачиваемых рабочих мест для жителей Ленинградской области, сохранить свою долю в региональной экономике и постоянно обновляться, следуя за инновациями. Объем валового регионального продукта (ВРП) области к 2030 году должен вырасти в четыре раза.

Кроме того, к 2030 году планируется создать региональную сеть современных организаций профессионального образования, с по­мощью которых жители области смогут стать высококвалифицированными специалистами для любой из сфер экономики региона с гарантиями последующего трудоустройства на предприятиях области. Производительность труда в регионе должна вырасти в четыре раза, число высокооплачиваемых рабочих мест будет увеличиваться на 11–18 процентов в год.

23.png

Мы рассчитываем, что к 2030 году городские и сельские населенные пункты Ленобласти станут комфортными для проживания, удовлетворяющими современные потребности жителей в удобном жилье, коммунальных, бытовых, финансовых, социальных услугах, услугах сферы торговли, культуры, спорта и досуга, экологии, связи. Ожидаемый результат проектной инициативы «Комфортные поселения» — создание удобных мест проживания в Ленинградской области в непосредственной близости от мест работы.

Сельское хозяйство к 2030 году будет обеспечивать качественными продуктами питания жителей Ленобласти и соседних регионов, постепенно замещая импортную продукцию и наращивая свою долю в сельском хозяйстве страны. Объем производства в сельхозкомплексе вырастет в 2,5 раза, индекс производства в аграрном секторе увеличится с 1,8 до 17,3 процента в год.

К 2030 году область обеспечит своих жителей возможностью быстро и комфортно добираться до пункта назначения несколькими видами транспорта. Результатом реализации проектной инициативы станет формирование сбалансированной и эффективной транспортной системы, обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения, более полное использование транспортно-транзитного потенциала.

И, наконец, своевременная качественная современная медицинская помощь и регулярная профилактика к 2030 году должны быть доступны на всей территории региона. Ожидаемый результат реализации стратегической инициативы — создание современной системы здравоохранения, способной обеспечить сохранение здоровь­я населения и демографический рост в долгосрочной перспективе. Планируется, что средняя продолжительность жизни населения к 2030 году вырастет на пять лет: с нынешних 71 года до 76 лет.

— Соответственно, можно с уверенностью предположить, что благодаря всем этим положительным переменам численность населения области тоже существенно возрастет. Не возникнет ли у людей проблем с жильем? Каково состояние и перспективы жилищного строительства в области?

— Сейчас в процессе строительства находится около девяти тысяч квадратных метров жилой недвижимости, а документов территориального планирования в области выдано на 26 миллионов квадратных метров. Ближайшие несколько лет мы будем держать планку в два миллиона квадратных метров в год — этого хватит, чтобы выполнить задачи, поставленные перед нами федеральным центром, и вместе с застройщиками успеть обеспечить всей необходимой инфраструктурой новых жителей региона.

24.png

Если говорить о цифровых показателях, то уровень налогов от строительной отрасли, перечисляемых в бюджет Ленинградской области, вырос с 200 миллионов рублей десять лет назад до двух миллиардов рублей сегодня. Объем вводимого жилья также увеличился больше чем в два раза. И сейчас наша цель — не количество, а качество. В Ленинградской области должно строиться только комфортное жилье.

— Известно, что в регионе внедряются инновационные технологии в сфере транспорта. Каковы перспективы строительства сети легкорельсовых трамваев?

— Проект строительства легкорельсового трамвая, так называемого ЛРТ, состоит из двух частей. Первая линия — до Сертолова — оценивается почти в 17 миллиардов рублей. Речи о федеральных субсидиях в проект не ведется. Поэтому область вернулась к идее использования подъездных железнодорожных путей к Сертолову, что значительно удешевляет инфраструктуру. При этом сам проект готов, и в случае появления инвестора регион может приступить к его реализации. В конце апреля состоялась встреча с делегацией автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, где китайские инвесторы выразили желание рассмотреть проект.

Что касается строительства линии ЛРТ до Всеволожска, то там инвестором выступает строительная компания «ЛСР». Область готова софинансировать проект в размере четырех миллиардов рублей, однако дело пока застопорилось. Инвестор разделил проект на две части — город Санкт-Петербург должен построить 800 метров трамвайных путей до границы c областью и путепровод, а регион — остальные девять километров пути. Плюс компания предложила сэкономить и не возводить отдельное депо, а базировать составы в Красногвардейском районе. В итоге город предпочел отдать области свой 800-метровый участок, только чтобы за свои деньги ничего не строить. Вдобавок Смольный попросил разработать методику, по которой область будет платить городу за использование городской инфраструктуры. Считаем, что здесь большую активность должна проявлять АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», так как она и создавалась для организации диалога между двумя регионами.

— Недавний Петербургский экономический форум стал неплохим стимулом к развитию многих российских компаний и даже отраслей российской экономики. Что дало Ленинградской области участие в форуме?

— Повестка форума была для нас крайне насыщенной, по итогам двух сессий регион заключил 24 инвестконтракта на общую сумму более 55 миллиардов рублей. Крупнейшие соглашения были заключены с группой «Сумма», «Филип Моррис», «Кнауф Петроборд», «ФосАгро». Радует, что многие договоры касаются повышения экологической безопасности как отдельных производств, так и городов области в целом.

Привлеченные в рамках ПМЭФ-2017 инвестиции составляют порядка 20 процентов от объема годовых инвестиционных поступлений и около 50 процентов от доходной части областного бюджета. Десять соглашений направлено на развитие промышленности в регионе, три инвестконтракта касаются создания сельскохозяйственных предприятий. На новых производственных площадках будет занято свыше трех тысяч человек.

ПМЭФ также стал для нас площадкой проведения перспективных переговоров. Мы встретились с руководством компаний «Роквул», «Технониколь», «Катерпиллар» и другими. Большинство инвесторов заявили о желании продолжить вкладывать средства в развитие предприятий, расположенных в регионе.

— Насколько большой интерес к региону проявляют иностранные инвесторы?

— По объему иностранных инвестиций, привлеченных в экономику, Ленинградская область является одним из лидеров по стране. Ежегодно в регион вкладывается порядка пяти миллиардов долларов. Несмотря на санкции и непростые внешнеполитические условия, интерес иностранных инвесторов к области не падает. В частности, они по-прежнему активно участвуют в финансировании предприятий химической отрасли, деревоперерабатывающей промышленности, машиностроения, обрабатывающих производств.

25.png

Компании, заинтересованные в локализации бизнеса в России, выбирают именно наш регион благодаря наличию у нас широких логистических возможностей, доступных кадровых ресурсов, привлекательного налогового режима. В Ленинградской области действительно создано весьма достойное законодательство по поддержке инвесторов. Мы даем неплохие налоговые льготы (до 13 процентов налога на прибыль и до ноля процентов налога на имущество) достаточно большому кругу тех предприятий, которые инвестируют от 300 миллионов рублей. В области существует четкая система взаимодействия с инвесторами в режиме одного окна. Наш фронт-офис в Агентстве экономического развития Ленинградской области обслуживает более 150 инициаторов инвестпроектов, все проекты отслеживаются в электронной системе, мы знаем, что происходит по каждому из них. Вся информация по земельным участкам, которые мы предоставляем инвесторам в области, размещается в информационной системе, доступной через персональный компьютер или мобильное устройство.

— Каково ваше отношение к названию области? Некоторые считают его анахронизмом.

— Это очень поверхностный взгляд. История не может быть анахронизмом. Название региона в памяти людей ассоциируется в первую очередь с периодом Великой Отечественной войны, когда почти четыре года здесь проходила линия фронта, велись бои по обороне Ленинграда и его освобождению от фашистской блокады. Тысячи бойцов отдали свои жизни, защищая Родину и великий город, чтобы такое не повторилось никогда.

Мы отметили 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Каждую весну в Ленинградской области начинается работа поисковых отрядов, и каждую неделю в разных районах региона находят боеприпасы минувшей войны. Бережное отношение к своей истории не может быть анахронизмом.

— Александр Юрьевич, не так давно вы стали видеоблогером на YouTube. Что подвигло вас к этому не вполне обычному для губернатора шагу? Какого эффекта вы ожидаете от данной активности?

— Информационное пространство сегодня меняется очень быстро: традиционные СМИ больше не являются единственным средством информирования и коммуникации. В свою очередь, социальные сети дают возможность прямого взаимодействия с аудиторией. Ради этого взаимодействия, возможности напрямую, без согласований и редактуры обратиться к людям я и принял решение об открытии канала на YouTube. Там я могу без купюр высказать свое мнение не только как представитель региональной власти, но и как обычный человек, гражданин своей страны. Там без редактуры получаю от людей обратную связь на темы, которые мне небезразличны.

Подготовила В. И. Маанди

Поделиться