Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
7 июня,
Москва

XI Всероссийский конкурс


«Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
Успейте подать документы до
23 апреля
Версия для печати 674 Материалы по теме
Е. С. Кутукова
Проектное управление и стратегическое планирование

Елена Сергеевна КУТУКОВА, заместитель губернатора Архангельской области — руководитель представительства при Правительстве РФ, доцент, кандидат экономических наук

Проектное управление, перестав считаться новой парадигмой, стало неотъемлемым элементом современной системы управления, включая государственный сектор. Его внедрение в практику органов государственной власти — это достаточно сложная комплексная задача, связанная прежде всего с изменениями существующих управленческих процессов.

Проект — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Такое определение содержится в постановлении Правительства РФ от 15 октября 2016 года № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». В то же время госпрограмма в Федеральном законе от 28 июня 2014 года № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определяется как документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития. 

Основные правила проектного финансирования

Основными правилами проектного финансирования являются:

целевой характер (как правило, это развитие производственной инфраструктуры);

долгосрочный характер вложений (10–20 лет и более);

повышенная стоимость кредитов и займов (включает в себя премию в размере 5–7% годовых за повышенный финансовый риск);

минимизация кредитного риска (диверсификация вложений капитала путем привлечения крупных банков и корпораций в качестве частных инвесторов, предоставление им государственных гарантий, детальное изучение финансово-экономического положения заемщика).

Согласно данным определениям можно сделать вывод, что проект — это продукт декомпозиции госпрограммы, а госпрограмма — набор проектов. Таким образом, переход к проектному управлению начат для более результативной, продуманной и рациональной реализации госпрограмм. Сегодня программно-целевой метод управления постепенно приобретает черты проектного управления. Для решения стратегически важных задач используются госпрограммы, включающие отдельные проекты с целевыми показателями и сроками реализации. Однако сама методология управления такими программами еще далека от идеала и требует модернизации и обновления. 

Проектное финансирование

С проектным управлением неразрывно связано проектное финансирование, которое, по мнению заместителя председателя Совета Федерации Е. В. Бушмина, в условиях ограниченного доступа к внешним рынкам должно стать важнейшим инструментом поддержки структурной перестройки российской экономики. Проектное финансирование используется в рамках финансового обеспечения инвестиционных проектов. Его специфика заключается в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учетом распределения риска между участниками проекта. Долгосрочное заемное финансирование основывается на займе под денежные потоки, создаваемые только самим проектом, и поэтому является сложным организационным и финансовым мероприятием по финансированию и контролю за реализацией проекта. 

Проектное финансирование получило широкое распространение в развитых странах в конце XX века. В Российской Федерации этот инструмент стал использоваться только в последние десять лет. Мировой опыт показывает, что при проектном финансировании репутация и финансовые результаты компании-заемщика имеют существенно меньшее значение, чем экономическое обоснование устойчивости и окупаемости проекта. В связи с тем что любое обоснование носит вероятностный характер, на первый план выходят риски реализации самого проекта, причем для всех его участников.

Участниками проектного финансирования должны быть как минимум три фигуранта: проектная компания, которая создается специально для проекта и отвечает за его реализацию; инвесторы, вкладывающие средства в собственный капитал компании; кредиторы, покрывающие до 80% всех капитальных затрат проекта. Благодаря значительному числу участников проекта проектное финансирование позволяет сконцентрировать значительные денежные ресурсы на решении конкретной задачи, при этом существенно снижая возможные риски.

При проектном финансировании используются различные схемы и методы привлечения финансовых ресурсов на международных и внутренних рынках капитала. Если говорить о методах, то это могут быть банковские кредиты, эмиссия ценных бумаг, собственные ресурсы частных компаний, поддержанные банковскими поручительствами и гарантиями и т. д. При организации проектного финансирования необходимо учитывать следующие аспекты:

смещение оценки с субъекта кредитования на объект, то есть непосредственно на проект;

проведение оценки предынвестиционного, инвестиционного, эксплуатационного и ликвидационного периодов жизненного цикла проекта;

множественность оценок проекта с учетом различий интересов участников проекта;

Управление рисками Для снижения проектных рисков в мировой практике используют различные алгоритмы управления этими рисками. Так, неплохо зарекомендовал себя следующий алгоритм:

Шаг первый — идентификация рисков, то есть выявление действительных, а не ложных рисков.

Шаг второй — оценка вероятности наступления рисков.

Шаг третий — выбор методов и инструментов управления рисками исходя из отраслевой принадлежности, технологии и масштабов проекта.

Шаг четвертый — применение выбранных методов и инструментов с учетом специфических особенностей проекта.

Шаг пятый — оценка результатов, то есть правильности выбора методов и инструментов эффективности их использования.

неопределенность, связанную с закономерностями отраслевого спроса на продукцию (услуги) проекта, а также со специфическими видами проектных рисков, которые действуют в одном или нескольких периодах и затрагивают интересы всех участников проекта.

Управление инвестициями

Беспрекословное проведение на вариативной основе сравнительного анализа различных форм и способов государственной поддержки инвестиционных проектов частных инвесторов, включая заключение специального инвестиционного контракта, предусмотренного Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488 ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», способствовало бы улучшению дел в этой сфере. Сложившееся правовое и нормативное регулирование капитальных вложений, несмотря на разработанную унифицированную электронную форму «Паспорт комплексного инвестиционного проекта», ведет к ограничению возможностей частных инвестиций и их вытеснению из отдельных секторов экономики, к созданию невостребованных объектов инфраструктуры и объектов с низкой степенью загрузки, а также препятствует высвобождению бюджетных средств для решения иных приоритетных задач социально-экономического развития.

Классическим примером успешного использования проектного финансирования стал проект «Евротоннель». При его реализации гарантами по кредиту выступили 50 международных банков, а кредитором — банковский синдикат, в который вошли 198 кредитных учреждений.

Таким образом, формирование целостной системы управления инвестициями, характерной особенностью которой является проектный подход, становится важнейшей задачей. Необходимо разработать и внедрить в практику методику обязательной оценки рисков реализации инвестиционных проектов с государственным или муниципальным участием. При этом решение об источниках покрытия затрат от возможных рисков должно приниматься одновременно с решением о финансировании данного инвестиционного проекта. Реализация проекта должна сопровождаться мониторингом поведения организаций, которые потенциально могут стать объектом дополнительных расходов, для принятия превентивных мер по их недопущению. Определение критериев оказания организациям, реализующим инвестиционные проекты, помощи за счет бюджетных средств, а также установление ее предельных объемов будет способствовать их продуманному и ответственному поведению. 

Поделиться