Версия для печати 3809 Материалы по теме
Всероссийский семинар-совещание
Организаторами первого Всероссийского семинара-совещания «Актуальные вопросы размещения государственного и муниципального заказа и применение положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ», которое прошло в столице Алтайского края Барнауле, выступили Минэкономразвития России, ФАС России, Комитет по государственному заказу и развитию предпринимательства межрегиональной общественной организации «Московская ассоциация предпринимателей» при поддержке Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края. В совещании приняли участие более 600 представителей государственных заказчиков из Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. 
Анастасия АНДРЕЕВА 

Делясь опытом

На мероприятии выступили заместитель директора Департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТ Анна Катамадзе, которая рассказала о новациях законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Доклад начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Александра Пудова был посвящен порядку осуществления федеральной службой контроля за размещением государственного и муниципального заказа. А вице-губернатор Алтайского края Михаил Щетинин подвел итоги работы по исполнению госзаказа Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края. После их выступления у присутствующих была возможность задать вопросы. Представители Минэкономразвития России и ФАС России вели прямой диалог с региональными коллегами больше двух часов.

К реальной экономии

Казалось бы, странно, что местом проведения мероприятия столь высокого уровня был выбран Алтайский край. Однако этот выбор подтверждает две основные тенденции развития системы госзаказа в России: стремление субъектов РФ встать в один ряд с признанными лидерами в этой области, такими как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, а также постепенное успешное освоение регионами нового законодательства в области госзакупок, на основе которого они учатся экономить. И Алтайский край является одним из ярких примеров описанных тенденций. Ведь уже сегодня в национальном рейтинге прозрачности закупок за 2007 г. регион занимает шестое месте среди 77 субъектов. По уровню прозрачности и эффективности закупок край отнесен к престижному второму уровню, где поставлен на второе место.

Поэтому, продолжая мероприятие, губернатор Алтайского края Александр Карлин отметил, что государственный заказ как инструмент регулирования экономики приобретает в регионе все большее значение. На данный момент перед администрацией края стоят две основные задачи. С одной стороны, власти стараются экономно использовать бюджетные средства, решая при этом максимум социальных вопросов и обеспечивая выполнение собственных функций. С другой – пытаются решать проблемы таким образом, чтобы стимулировать наиболее важные сегменты экономики региона и экономику края в целом. В Алтайском крае за сравнительно короткое время выстроена стройная система централизованного размещения госзаказа, создан уполномоченный орган. В результате деятельности всех участников системы государственных закупок в 2007 г. удалось сэкономить свыше 440 млн руб. бюджетных средств, которые затем были направлены на решение социально-экономических проблем территории. При этом все затраты бюджета оказались социально результативными.

Соединяя две стороны

Совещание открыл председатель Комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства межрегиональной общественной организации «Московская ассоциация предпринимателей» Андрей Садофьев. По его словам, ассоциация на протяжении нескольких лет уделяет большое внимание вопросам, связанным с государственными и муниципальными закупками. Главной целью ее деятельности является организация диалога между двумя сторонами этого процесса – государственными заказчиками и участниками размещения госзаказа. За последние четыре года сделано много. Совместно с Минэкономразвития России организованы и проведены три форума-выставки «Госзаказ-2005, 2006, 2007», завершается подготовка четвертого форума-выставки «Госзаказ-2008», который состоится в марте.

Два из девяти докладов на мероприятии были посвящены обеспечению исполнения государственного и муниципального контракта. Актуальность данной темы подтверждается результатами анкетирования, проведенного Московской ассоциацией предпринимателей в ходе семинара-совещания.

Результаты анкетирования

Анкетирование дало богатый материал не только для анализа ситуации, но и для разработки ряда практических рекомендаций по вопросам, связанным с требованиями предоставления, обеспечения и исполнения контрактов, а также по условиям, которым должны отвечать форма и содержание документов, оформляющихся при госзакупках.

Опрос показал, что в качестве обеспечения исполнения контракта заказчики в основном предпочитают залог денежных средств (так считает около половины респондентов) – рис. 1. Страхованию ответственности по контракту отдают предпочтение около 30% заказчиков, банковской гарантии – менее 25%. Объясняется это тем, что, во-первых, при залоге удержать обеспечение легче всего, а во-вторых, сама процедура предоставления такого обеспечения значительно проще и не требует специальных знаний, связанных с формой и содержанием банковской гарантии или страхового полиса.

Госзакупки. Рис. 1










Какая-либо обоснованная система при принятии решения об установлении требования о предоставлении обеспечения контракта на сегодняшний день в 70% случаев* отсутствует (рис. 2).


* В это число вошли также ответы «Всегда» и «Никогда», поскольку такой подход наравне с отсутствием четкой системы следует признать обоснованным.

Госзакупки. Рис. 2





















В качестве единственно обоснованного подхода можно признать лишь установление требования об обеспечении контракта в случаях, когда по условиям контракта предусмотрена выплата аванса. По-видимому, именно для защиты аванса законодатель предусмотрел требование о предоставлении обеспечения контракта, размер которого, как следует из буквального прочтения ст. 28 и 31 Федерального закона № 94-ФЗ, так или иначе «привязан» к сумме аванса. Аналогичный подход широко распространен и на Западе, где в качестве покрытия риска утраты аванса применяется главным образом банковская гарантия.

Из рис. 3 видно, что лишь половина заказчиков (уполномоченных органов) установила хотя бы общие требования к форме и порядку предоставления обеспечения контракта, как, например, это сделано в Нижнем Новгороде**. В сочетании с данными рис. 2 это свидетельствует о непонимании заказчиками роли и места данной правовой конструкции в системе государственного и муниципального контракта. Причинами сложившейся ситуации являются нечеткость исходной нормативной идеи о необходимости введения института обеспечения исполнения контракта, необоснованность такого требования, отсутствие порядка предоставления обеспечения, требований к форме и содержанию банковской гарантии и страхового полиса, а также договора о залоге.


**  См. постановление главы администрации Нижнего Новгорода от 6 августа 2007 г. № 3542 «Об утверждении положения о порядке обеспечения исполнения муниципального контракта».

Госзакупки. Рис. 3














Большая часть заказчиков (около 60%) не считает целесообразным принятие подзаконного нормативного акта, определяющего порядок предоставления обеспечения исполнения контракта и устанавливающего обязательные требования к форме и содержанию обеспечения исполнения контракта (в виде залога, банковской гарантии и страхования ответственности по контракту) – рис. 4. Возможно, они рассчитывают на собственные силы, как администрация Нижнего Новгорода. Тем не менее, как выяснилось в процессе неформального общения с заказчиками, существование такого нормативного акта (например, в форме постановления Правительства РФ) оказало бы им существенную методическую поддержку.

Госзакупки. Рис. 4














Рис. 5 и 6 показывают, что случаи, когда обеспечение исполнения контракта было востребовано, достаточно редки (порядка 20%). При этом защитить интересы заказчиков удалось менее чем в трети случаев, что говорит о недостаточности данного механизма, независимо от способа обеспечения исполнения контракта. Возможно, проблема в том, что у заказчиков отсутствуют необходимые практические рекомендации, позволяющие сформулировать легитимные требования к форме и содержанию документов при оформлении обеспечения.

Госзакупки. Рис. 5












Госзакупки. Рис. 6















Из рис. 7 следует, что, по данным заказчиков, наиболее востребованной формой обеспечения исполнения контракта со стороны участников размещения заказа является страхование ответственности по контракту (почти 50%): экономически это более выгодно и не занимает много времени, как получение банковской гарантии. Кроме того, страхование ответственности предпочтительно и с точки зрения правовых последствий для поставщика. Об этом же свидетельствует низкий показатель востребованности банковской гарантии как способа обеспечения исполнения контракта (менее 20%).

Госзакупки. Рис. 7















Почти в 70% случаев участники размещения заказа вынуждены обращаться с запросами о разъяснении положений документации о торгах в части требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта (рис. 8). Следовательно, закон не дает достаточно полного и четкого представления о требованиях к форме и содержанию способов обеспечения исполнения контракта, а также порядка и условий его предоставления.

Госзакупки. Рис. 8


















Справка

В 2008 г. объем госзаказа Алтайского края по сравнению с 2007 г. увеличится на 19% – до 14,6 млрд руб. Объем региональных бюджетных закупок составит 7 млрд, муниципальных – 7,6 млрд.
В настоящее время в крае действуют 440 госзаказчиков
и 791 муниципальный заказчик.



Источник: © Бюджет, 2008, № 3



Поделиться