Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
Сентябрь,
Москва
Экономика№ 2 февраль 2018 — 22 Февраля 2018

Макроэкономический прогноз на уровне региона

Российская Федерация

Актуальные темы идеи обзоры статистика

Единственное в стране

издание о государственной

финансовой политике

Подробные разъяснения

от законодателей

и методологов страны

Подписаться
Версия для печати 1012 Материалы по теме
Макроэкономический прогноз на уровне региона

Субъекты РФ наравне с разработкой стратегий экономического развития своих территорий обязаны формировать макроэкономический прогноз. Об опыте работы над данным документом Архангельской области рассказывает Елена Сергеевна КУТУКОВА, заместитель губернатора Архангельской области — руководитель представительства при Правительстве РФ, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук.

Как известно, базовым документом, определяющим цели, задачи и основные приоритеты развития региона на долгосрочную перспективу является стратегия социально-экономического развития. Также к документам стратегического планирования, разрабатываемым на региональном уровне, относится прогноз социально-экономического развития субъекта. Рассмотрим суть и структуру этого документа на примере Прогноза социально-экономического развития Архангельской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, отдельных показателей Прогноза социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Этот документ одобрен Правительством Архангельской области в октябре прошлого года. Разработан прогноз в трех вариантах: базовый, консервативный и целевой.

В основу данного документа были положены предложенные Минэкономразвития России и одобренные Правительством РФ сценарные условия, стратегия социально-экономического развития Архангельской области. Также при составлении прогноза учитывались: основные направления бюджетной и налоговой политики региона, особенности и внутренние возможности экономики области, анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в предыдущие годы, оперативные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. Прогноз был разработан путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода, как того требует пункт 4 статьи 173 БК РФ.

Уточнение ключевых параметров прогноза Архангельской области на 2018 год произошло на основании данных по текущей ситуации в области, актуальной информации региональных министерств. А также на основании конъюнктурных и спросовых изменений и предпочтений потребителей согласно перспективным планам производственных предприятий и иных объективных причин. Вместе с тем стоит подчеркнуть, что прогноз региона не обозначает возможные риски, а также количественные и качественные оценки вероятности наступления возможных событий, которые негативным образом могут сказаться на достижении прогнозируемых показателей. Также документ не содержит анализа факторов, оказавших в предыдущие годы существенное (как положительное, так и отрицательное) влияние на сложившиеся тенденции в основных видах экономической деятельности региона. Между тем эта информация необходима для своевременного принятия управленческих решений. Контрольно-счетная палата Архангельской области в своем заключении на проект бюджета региона отметила необходимость предусмотреть в прогнозе анализ рисков.

Рассмотрим основные характеристики областного бюджета на текущую трехлетку (таблица 1). Доходная часть бюджета на 2018 год по сравнению с параметрами, установленными законом об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (в редакции от 9 октября 2017 года), увеличилась на 4,3%, из них налоговые и неналоговые доходы — на 8,1%. Если рассматривать исполнение бюджета за прошедший год, то рост доходов по сравнению с прогнозом составил 2,9%, из них налоговых и неналоговых доходов — 5,9%. Темпы роста доходной части областного бюджета на 2019 и 2020 годы по отношению к параметрам предыдущего года составляют 103,4 и 103,9% соответственно.

Расходы областного бюджета на 2018 год по отношению к параметрам, заложенным в законе об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, увеличились на 0,2% (121,4 миллиона рублей), а по отношению к исполнению за 2017 год — сократятся на 0,4% (299,7 миллиона рублей). Расходы областного бюджета на 2019 год сократятся на 2,5% (1718,2 миллиона рублей) к планируемым расходам текущего года. Такое сокращение обусловлено в основном необходимостью погашения в указанном периоде бюджетных и банковских кредитов на общую сумму 1731 миллиона рублей. В 2020 году регион планирует увеличить свои расходы на 7,7% (5188,1 миллиона рублей) по отношению к расходам 2019 года.

Сокращение населения региона

Первый вопрос, который вызывает тревогу, — сокращение населения региона. Прогнозные показатели подтверждают ежегодную динамику снижения численности населения Архангельской области в целом. При этом доля городского населения ежегодно увеличивается, сельского — снижается, что свидетельствует об оттоке населения из сельской местности в города.

В 2016 году численность постоянного населения Архангельской области (среднегодовая) составила 1126,03 тысячи человек, из них: городское население — 875,85 тысячи человек (77,8%), сельское население — 250,18 тысячи человек (22,2%). Согласно прогнозу среднегодовая численность постоянного населения области в 2017 году составила 1117,83 тысячи человек, а уже в 2018 году в регионе будет постоянно проживать 1109,51 тысячи человек, в 2019 году — 1101,62 тысячи, в 2020 году — 1093,78 тысячи человек.

Сальдо миграции в 2016 году составило -6266 человек. В 2017 году оценивалось как -6500 человек. В 2018 году прогнозируется -6100 человек, в 2019 году — -5980 человек, в 2020 году — -5885 человек. Следует отметить, что за последние четыре года самое высокое сальдо миграции было в 2015 году и составило -8086 человек, в 2014 году чуть меньше — -7727 человек.

По ряду лет коэффициент смертности в регионе превышает коэффициент рождаемости. Естественная убыль в 2016 году прогнозировалась на уровне 1322 человека, фактически же составила 2161 человек, что более чем в 1,6 раза превышает ожидаемый показатель. По оценке, в 2017 году естественная убыль населения региона составит 2056 человек, в прогнозируемом периоде в 2018–2020 годах — 2015, 1942 и 1870 человек соответственно. Среди регионов СЗФО в 2016 году по числу выбывшего населения Архангельскую область, как и в 2015 году, опережает только Республика Коми.

Бедность

Бедность — это вторая проблема, которая нас волнует. В Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения (уровень бедности) составила в 2016 году 13,5%, в 2017 году — 12,8, в 2018 году ожидается 12,3%, в 2019 году — 11,8, в 2020 году — 11,2%.

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения в Архангельской области в 2016 году составила 14,3%, в 2017 году — 14,2, в 2018 году ожидается 14,1%, в 2019 году — 14, в 2020 году — 13,9%. Согласно пояснительной записке к прогнозу снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума по базовому варианту данного документа основано на ожидаемом постепенном росте всех видов доходов и их реального содержания. Сравнение показателей численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения в Архангельской области и в Российской Федерации на 2017 год и прогнозируемый период 2018–2020 годов представлено в таблице 2.

Поделиться