Государство — 19 Февраля 2018

Как построить государство-платформу?

Российская Федерация

Версия для печати 689 Материалы по теме
М. С. Шклярук
Как построить государство-платформу?

В февральском номере журнала «Бюджет» опубликован репортаж с секции Гайдаровского форума, посвященной качеству государственного управления - «Как построить госудаство - платформу?». Что значит эта концепция? Мы приводим на сайте часть репортажа, содержащую ответ на этот вопрос.

Тему государства как платформы продолжила вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Институты и общество» М. С. Шклярук. Она отметила, что в государственном управлении в последнее время наметились некоторые изменения, но для перехода на качественно новый уровень их недостаточно. Сохраняется старая кадровая система, вопросы, решения которых ждут бизнес и граждане, тонут в многочисленных межведомственных согласованиях. 

По мнению сотрудников Центра стратегических разработок, основная проблема государственного управления заключается в том, что нет эффективной работы по достижению стратегических приоритетов и по большому счету нет самих стратегических приоритетов. Формирование и реализация приоритетных проектов — это, конечно, попытка восполнить недостающее, но эти проекты часто не увязаны между собой. «Я думаю, если попросить членов правительства назвать три главные стратегические цели России, их ответы не совпадут», — предположила Шклярук.

Реформу государственного управления следует рассматривать как инструмент проведения  ключевых изменений, которые необходимы стране: удвоение несырьевого экспорта, рост ВВП на 30%, увеличение реальных располагаемых доходов населения на 25%, снижение бедности на 25% и ежегодный экономический рост на 3,6% (целевой прогноз Центра стратегических разработок до 2024 года). Для достижения этих целей и необходимо решить ключевую задачу по созданию системы стратегического планирования.

Конечно, в стране наблюдается попытка формирования единой системы документов стратегирования. Однако, как отметила Шклярук, их количество избыточно — только на федеральном уровне насчитывается порядка 170 таких документов, не считая приоритетных проектов. Но в то же время нет ключевого документа стратегии страны, которая задавала бы единые цели, и по-прежнему деятельность министерств и ведомств ориентирована на решение текущих задач.

Реформа стратегического управления должна быть увязана с кадровой реформой, запуском полного цикла управления персоналом и введением известной бизнесу модели регулярного диалога по целям — необходимо, чтобы члены Кабинета министров как минимум в квартальном режиме проводили анализ процесса достижения конкретной цели, выявляли мешающие факторы и принимали соответствующие решения по их устранению. «В принципе на бумаге это существует и сегодня, но один из основных акцентов предлагаемой нами реформы сделан на признании необходимости ухода от имитационности всех процедур», — отметила Шклярук.

Полностью статья опубликована в журнале «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Каким образом можно обеспечить реализацию стратегических целей? Сейчас Центр стратегических разработок совместно с аппаратом правительства работает над увязкой процесса стратегического планирования и проектного управления с бюджетным процессом, на данный момент есть соответствующие пилотные государственные программы. И следующим шагом должно стать включение такой программы в число приоритетных государственных программ с защищенным бюджетом сроком на шесть лет. Кроме того, должен появиться и так называемый центр, то есть определен федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за внедрение управления по результатам, повышение эффективности деятельности государственного управления. Необходим функциональный анализ — выявление ненужных функций государства, тех функций, которые на данный момент дублируются, и тех, которые могут быть переданы на рынок. У государства-платформы должен появиться главный архитектор, которого сейчас нет и без которого государство-платформу развивать невозможно. Соответственно, активно должна функционировать и обратная связь для того, чтобы государство понимало, нужен или нет тот или иной проект. Поэтому механизмы открытого правительства по-прежнему должны применяться и совершенствоваться так же, как и инициативное бюджетирование.

Что касается целевых показателей государства-платформы, то сотрудники Центра стратегических разработок считают, что создание массива данных, из которого можно черпать нужную для обработки искусственным интеллектом информацию, позволит уже через шесть лет порядка 50 государственных услуг оказывать мгновенно. Эта амбициозная цель (к примеру, в Великобритании это удалось сделать с 20 государственными услугами) заставляет перестраивать все процессы, которые стоят за оказанием государственных услуг и за всеми другими ведомственными процессами.

Кроме главного архитектора этой технологической базы потребуется мощный реинжиниринг процессов, который Центр стратегических разработок предлагает делать исходя из жизненных ситуаций граждан и бизнеса и проводить именно межведомственный реинжиниринг процессов, внедряя так называемый процессный подход в государственном управлении. Конечно, необходимо изменить и кадровую политику. Необходимо внедрение полного цикла управления персоналом с применением современных инструментов оценки. У чиновников должны появиться новые компетенции. Кроме того, в стране следует создать отдельный орган власти, ответственный за управление кадрами на госслужбе, который бы отвечал за внедрение единых методологических подходов к кадровой работе и оказывал бы методологическую поддержку кадровым службам федеральных органов и органам власти субъектов Федерации.

Полностью репортаж доступен для подписчиков в февральском номере журнала «Бюджет».


Поделиться