Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Регионы№ 3 март 2018 — 19 Марта 2018

Удмуртская Республика: задачи новой команды

Удмуртская Республика

Версия для печати 618 Материалы по теме
Удмуртская Республика:  задачи новой команды

Александр Владимирович БРЕЧАЛОВ, глава Удмуртской Республики 

В прошлом году в Удмуртии существенно изменился как состав Кабинета министров, так и подходы к управлению регионом. Как кадровые решения повлияли на жизнь республики?

Кадровый вопрос

Во время прошлогодней ротации губернаторов Президент России высказал пожелание, чтобы новые главы регионов продемонстрировали новые подходы к управлению развитием вверенных им субъектов РФ. Для эффективной реализации поставленных задач необходима слаженная работа правительства республики, глав муниципальных районов и городских округов, других муниципальных образований и, безусловно, депутатского корпуса.

Процесс реорганизации структуры правительства был начат в 2017 году. Из 36 органов госуправления Удмуртии к 1 января 2018 года осталось 28. Реорганизации подверглись 15 министерств и ведомств, часть из них была укрупнена путем объединения. Формирование структуры органов исполнительной власти происходило с учетом задач по оптимизации управления и устранения дублирующих функций. В процессе этой работы мы очень внимательно изучали опыт ведущих регионов страны и наиболее успешный брали на вооружение.

Критерием назначения новых руководителей стали профессионализм и эффективность их деятельности. При этом важно отметить, что новые руководители республиканского правительства проходили собеседования и конкурсные процедуры в федеральных структурах.

Подчеркну, что деятельность Правительства Удмуртской Республики и органов местного самоуправления с самого начала строится как работа единой команды. На это нацелено и системное профессиональное обучение руководителей в рамках специально созданного «Университета компетенций».

Уверен, что повышению эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления будет способствовать внедрение в их деятельность проектного управления. В прошлом году правительство региона приняло постановление «Об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Удмуртской Республики». В республике утверждено 14 приоритетных проектов и три приоритетные программы. Их реализация в 2017 году позволила привлечь в бюджет республики около 1,8 миллиарда рублей. В 2018 году стоит задача систематизировать работу по привлечению средств из федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации, Федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных приоритетных проектов, применив проектный подход.

Бюджет региона

Сегодня бюджет республики исполняется сбалансированно, социальные обязательства перед населением выполняются своевременно и в полном объеме. Мы ушли от практики завышения доходов республики, которая традиционно приводила к необеспеченным расходным обязательствам и заимствованиям для исправления ситуации. Ужесточили долговую политику, чтобы выполнить условия соглашения с Минфином России. Таким образом, поставленная на 2017 год задача по прекращению роста объема государственного долга выполнена. Впервые за последние годы мы остановили рост госдолга.

Важное направление — повышение эффективности и рациональное использование бюджетных средств.Начата работа по отмене непервоочередных расходов и расходов, не отнесенных к региональным полномочиям. По итогам инвентаризации расходных обязательств установлено 11 направлений, по которым принято решение об их отмене с 1 января 2018 года. Аналогичная работа будет проводиться и на муниципальном уровне. Результатом ее должно стать выявление внутренних резервов и снижение нагрузки на расходную часть бюджета республики и местных бюджетов.

В новый формат переводится государственный финансовый контроль в сфере закупок. С 1 июля 2017 года осуществляется казначейское сопровождение контрактов, заключаемых на сумму свыше одного миллиона рублей Министерством здравоохранения, Министерством транспорта и дорожного хозяйства и подведомственными им заказчиками. Бюджетный эффект от внедрения системы предварительного контроля по итогам 2017 года составил 203 миллиона рублей. В текущем году на казначейское сопровождение госконтрактов переведены все министерства и ведомства республики. Таким образом, финансовый контроль выходит на новый качественный уровень: от проверок — к управлению рисками.

В 2018 году необходимо продолжить решение задач, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета и повышение его устойчивости. Безусловно, магистральное направление — укрепление собственной доходной базы. Особое внимание нужно уделить росту поступлений имущественных налогов.Кроме того, мы будем системно подходить к оптимизации расходов.

Повышение эффективности: госпредприятия, земли, недвижимость

В декабре 2017 года на заседании Госсовета РФ Президент России еще раз обратил внимание регионов на необходимость сокращения числа МУПов и ГУПов. Сейчас в Удмуртии таких предприятий более 300. И, мягко говоря, не все они эффективные. В качестве примера неэффективной работы госпредприятий можно привести ГУП «Фармация». В июле прошлого года мы вынуждены были ввести для них антикризисное управление. На тот момент ГУП «Фармация» было близко к ликвидации: кредиторская задолженность составляла более 300 миллионов рублей. Из-за ошибок руководства предприятие дополнительно оплатило налоги и штрафы в федеральную казну в размере 10 миллионов рублей. А к четвертому кварталу 2017 года ГУП «Фармация» вышло на операционную прибыль 12 миллионов рублей!

Схожая ситуация была и в автономном учреждении «Удмуртлес», ответственном за охрану, защиту и восстановление лесов. Здесь антикризисная программа была запущена с августа 2017 года. В тот момент на предприятие было подано заявление от налоговой на банкротство. Убыточность «Удмуртлеса» составляла 50 миллионов рублей ежегодно, которые постоянно гасились прямыми бюджетными субсидиями. Многолетняя налоговая задолженность превысила 115 миллионов рублей.

В результате изменения закупочной политики, наведения порядка с контрагентами учреждение с сентября прошлого года вышло в плюс. Просроченная налоговая задолженность сокращена до 52 миллионов рублей, неукоснительно соблюдаются все социальные обязательства. По результатам года убытки прошлых периодов компенсированы, предприятие впервые вышло на положительный финансовый годовой результат в четыре миллиона рублей. Все это самостоятельно, без бюджетной помощи. Мало того, в настоящее время «Удмуртлес» запускает инвестиционный проект по обновлению лесовозной техники при поддержке Минпромторга России. Объем финансирования, привлеченного в проект, составляет более 500 миллионов рублей.

Еще один республиканский актив — «Ижавиа». Его также будем представлять инвесторам для строительства аэропорта и ремонта взлетно-посадочной полосы.

Сформированы дорожные карты приватизации государственного имущества. Это позволит привлечь дополнительные доходы в бюджет республики.

Не менее важный вопрос — эффективность использования земель и объектов недвижимости. Мы начинаем работу по детальной инвентаризации всех земель и объектов недвижимости Удмуртии. Озвучу цифру: сейчас в собственности республики находится порядка тысячи неиспользуемых объектов недвижимости. Есть примеры, когда готовые здания ветшают и висят мертвым грузом на бюджете, в то время как мы испытываем нехватку спортивных комплексов, детских садов, школ. Работа предстоит огромная. Но ее результатом станет открытая онлайн-площадка, которая будет содержать исчерпывающие сведения обо всех таких объектах.

Исполнение майских указов

2017 год я считаю ключевым с точки зрения исполнения майских указов Президента РФ. В республике приняты решения по повышению заработной платы педагогических работников образовательных организаций на 7% с 1 сентября 2017 года, социальных работников — с 1 июля, медицинских работников — от 11 до 34% с 1 октября и работников учреждений культуры — на 26% с 1 июля. Перед органами государственной власти республики была поставлена задача обеспечить реализацию этих мер.

Также хочу отметить, что с 1 января 2018 года предусмотрена индексация на 4% заработной платы для так называемых неуказных категорий работников бюджетной сферы. Для этого в республике имеется соответствующая нормативная база. Повышение заработной платы данной категории работников не проводилось с октября 2014 года.

Проекты для людей

В республике реализуется приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». И это один из самых эффективных и нужных для людей проектов. На благоустройство дворов и общественных территорий в прошлом году поступило 395,8 миллиона рублей. Из них федеральные средства — 273,1 миллиона рублей, софинансирование из бюджета региона — 122,7 миллиона рублей. При этом важно отметить народное софинансирование. Благоустройство придомовых территорий мы проводили с участием населения — общий объем собранных гражданами средств составил 19 миллионов рублей. В 2018 году  реализация приоритетного проекта будет продолжена, а количество граждан, желающих поучаствовать в проекте, на сегодняшний день уже больше, чем в прошлом году.

Теперь что касается такого важного для людей направления, как строительство жилья. В конце прошлого года на Совете по стратегическому развитию и приоритетным проектам президент страны отметил, что за пять лет по показателю «Получение разрешения на строительство» Россия продвинулась со 178-го на 115-е место. То есть по этому показателю нас опережают 114 стран! И это справедливая критика. Задачи, поставленные президентом, просты и понятны — рост ипотечного кредитования, снижение процентных ставок, сокращение сроков получения разрешений на строительство. Этим вопросом мы занимаемся с первых дней работы в республике. В нулевые годы в Удмуртии только 5% семей могли улучшить жилищные условия за счет кредитов, сегодня таких 35%, а к 2025 году должно быть более 50.

Это непросто, но достижимо — уже с 1 января 2018 года в Удмуртии началась реализация пилотного проекта по льготному кредитованию совместно с Агентством ипотечного жилищного кредитования. Проект предусматривает предоставление займов по ставке на три процентных пункта ниже действующих по ипотечным продуктам нашего АИЖК. Таким образом, ипотечная ставка для заемщиков будет составлять от 5,75% годовых.

Еще хочу добавить, что в республике больше нет места для точечной застройки без комплексного освоения территории. Теперь при строительстве мы создаем единые пространства.

Развитие ЖКХ и дорог

В федеральной Стратегии развития ЖКХ до 2020 года в качестве приоритета обозначено развитие концессионной модели ГЧП. В республике этому направлению также уделяется повышенное внимание. В настоящее время у нас действует 43 концессионных соглашения в 12 муниципальных образованиях. Общий объем инвестиций, предусмотренный по заключенным соглашениям, составляет 5,4 миллиарда рублей. Могу привести такой успешный пример: Удмуртия предоставила инвестору помещение, а компания Fresenius Medical Care вложила в реконструкцию здания и оборудование порядка 250 миллионов рублей. И теперь в республике есть новый диализный центр, где пациенты с хронической почечной недостаточностью будут получать медицинские услуги бесплатно в рамках программы по обязательному медицинскому страхованию. 36 аппаратов «искусственная почка» рассчитаны на помощь 216 пациентам, плюс к этому создано 38 новых рабочих мест.

2018 год в Удмуртии объявлен Годом дорог. Это еще одно из приоритетных направлений нашей работы. В Федеральном дорожном агентстве утверждены списки автодорог Удмуртии на 2018 год, которые будут отремонтированы в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». Запланирован ремонт 43 участков улиц Ижевска и 15 республиканских трасс, всего 109,7 километра. В случае выделения дополнительного финансирования эта цифра может увеличиться до 190 километров. Отдельно отмечу, что очередность работ во многом определили сами жители — голосованием на сайте Миндортранса республики в октябре 2017 года.

Бизнес и власть

Что сейчас необходимо бизнесу в первую очередь? Если вы скажете: доступ к внешним и внутренним рынкам, равные условия для всех, отсутствие административных барьеров, открытость власти, то, безусловно, будете правы. Здесь нет самого необходимого, здесь важны все составляющие, которые в комплексе слагаются в тот самый инвестиционный климат.

Именно так мы работаем в Удмуртии. Далеко за примерами ходить не надо — чуть более трех месяцев назад договорились о сотрудничестве между ФАС России и правительством республики в разработке плана мероприятий по защите конкуренции в государственных закупках. И буквально в конце февраля этот план подписали. И самое главное — к реализации этих принципов я уже приступил в качестве руководителя рабочей группы Государственного совета по вопросам развития конкуренции. Действуем, как всегда, системно и сразу — секретариат рабочей группы уже сформирован и начал работу с регионами.

Еще в декабре прошлого года я говорил, что республика практически не присутствует в программах Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. С тех пор нам удалось добиться определенных результатов. В январе на встрече с генеральным директором корпорации обсудили изменения в дорожную карту взаимодействия. В том числе подключение к «Программе 6,5» региональных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства. Планируется, что МСП по этой программе будут получать кредиты от трех до десяти миллионов рублей, также увеличен срок кредитования по этой программе до десяти лет.

Удмуртия спортивная

В декабре прошлого года в республике прошли биатлонные соревнования «Ижевская винтовка» и лыжный марафон имени Галины Кулаковой. По моему мнению, нам удалось перезагрузить «Ижевскую винтовку»[1], доказательством чего стало более 100 тысяч просмотров трансляции в Интернете. Небывалое ранее количество зрителей собрал и марафон имени Галины Кулаковой.

Удмуртия в силу огромного запроса граждан на спорт стала первым регионом, который проведет любительский чемпионат России по зимним и летним видам спорта. Соответствующий распорядительный документ подписан Минспортом России. Уверен, буквально через несколько лет это будет знаковым, самым ключевым мероприятием спортивной жизни страны. Для примера: олимпиада среди любителей, прошедшая в Новой Зеландии, собрала 26 тысяч спортсменов. Это, безусловно, возрастающий тренд во всем мире. И я очень рад, что благодаря сплоченной работе команды мы добились права провести первый любительский чемпионат в Удмуртии.



[1] «Ижевская винтовка» — всероссийские соревнования по биатлону, проходящие с 1969 года. Это один из главных отборочных стартов для попадания в сборную на январские этапы Кубка мира и Кубка IBU по биатлону.

 






Поделиться