25 апреля 2024 года
Версия для печати 1734 Материалы по теме
Новые резервы для региона

Анатолий Иванович СТРОКОВ, заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики

Актуализация кадастровой оценки объектов недвижимости, оптимизация деятельности органов госвласти, повышение эффективности бюджетных расходов и даже создание банка данных частных и общественных инициатив в области финансовой грамотности — необходимые меры для получения дополнительных бюджетных резервов, и потому входят в число приоритетных задач Правительства Удмуртии.

Управление имущественным комплексом

Объем поступлений от земельных (имущественных) налогов и неналоговых платежей в консолидированный бюджет республики напрямую связан с кадастровой оценкой объектов недвижимости, в том числе земельных участков. Поэтому актуализация кадастровой оценки объектов недвижимости — важная задача, стоящая перед правительством республики. В этой связи необходимо в установленный федеральным законодательством переходный период начиная с 2018 года провести государственную кадастровую оценку объектов капитального строительства и земель, максимально устранив ситуации, связанные с оспариванием кадастровой оценки по рыночной стоимости, создав всем гражданам и субъектам предпринимательской деятельности справедливые и равные условия для налогообложения.

Справедливости ради отмечу, что кадастровая стоимость объектов недвижимости и земельных участков в населенных пунктах региона на протяжении 2015–2017 годов снижалась. Связано это прежде всего с массовым оспариванием результатов кадастровой оценки, установленной на рыночном уровне, гражданами и юридическими лицами в городах Ижевске, Воткинске, Глазове, Сарапуле и в Завьяловском районе.

По информации регионального Министерства имущественных отношений, в 2016 году в результате оспаривания в судах снижена кадастровая стоимость 164 земельных участков в среднем на 60% (с 9,93 до 3,99 миллиарда рублей). Комиссией по оспариванию результатов кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по региону (далее — комиссия) снижена кадастровая стоимость более чем 500 земельных участков категории земель населенных пунктов и земель промышленности в среднем на 40% (с 48,47 до 29,98 миллиарда рублей). В 2017 году оспорена кадастровая стоимость 606 земельных участков, в том числе в комиссии — 521 участка, в судах — 85 участков. В прошлом году общее снижение кадастровой стоимости зафиксировано на уровне 56,3% — с 15,56 до 8,77 миллиарда рублей.

Мы понимаем, что данный вопрос крайне важен как для граждан, юридических лиц, так и для органов госвласти республики, органов МСУ. И задача Правительства Удмуртии — нивелировать ошибки в определении кадастровой стоимости, сделать ее справедливой, обоснованной, привести в соответствие с методикой, установленной Минэкономразвития России.

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Закон от 3 июля 2016 года № 237‑ФЗ «О государственной кадастровой оценке». В соответствии с поправками государственная кадастровая оценка проводится специально созданными в субъекте РФ бюджетными учреждениями. В Удмуртии это Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества.

Поскольку процедура разъяснения результатов государственной кадастровой оценки предусмотрена законодательством, то данные организации помимо кадастровой оценки также предоставляют разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Кроме того, по заявлению заинтересованных лиц они вправе самостоятельно исправлять технические и методологические ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости. Таким образом, правообладатели избавляются от необходимости обращаться в специально созданную комиссию при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике или в суд.

Этапы проведения государственной кадастровой оценки установлены в федеральном законе. Это строго регламентированный, последовательный процесс, который уже начался в 2018 году в отношении 483,1 тысячи объектов.

В связи с наличием значительного объема социальных гарантий (а данные обязательства субъект обязан исполнять в полном объеме) необходимо изыскивать дополнительные бюджетные резервы. В настоящее время разработан целый комплекс таких мероприятий. Одно из них — проведение инвентаризации имущественного комплекса республики с целью осуществления дальнейших оптимизационных процедур. В частности, в ходе данной работы уже приняты решения об оптимизации органов государственной власти субъекта, количество которых с 1 января 2018 года сократилось на восемь.

В соответствии с указом главы региона от 9 октября 2017 года № 338 «О мерах по формированию отдельных исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» проведена реорганизация:

Министерства здравоохранения путем присоединения к нему Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при правительстве республики;

Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды путем присоединения к нему Министерства лесного хозяйства;

Министерства социальной, семейной и демографической политики путем присоединения к нему Министерства труда и миграционной политики;

Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики путем присоединения к нему Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов;

Министерства экономики путем присоединения к нему Агентства инвестиционного развития;

Главного управления по государственному надзору путем присоединения к нему Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов и Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.

Постоянное представительство главы республики при Президенте РФ в настоящее время ликвидируется.

По состоянию на 1 января 2018 года в региональном реестре государственного имущества насчитывается 494 госучреждения. Расходы данных организаций напрямую увязаны с объемом расходных обязательств Удмуртии. Вследствие чего логичными являются не столько действия по сокращению численности государственных гражданских служащих, так как сокращение ставок не самоцель, сколько структурные и качественные преобразования в составе имущественного комплекса региона. В некоторых случаях целесообразно объединение учреждений с целью жесткой централизации, установления единого правового пространства, единообразных подходов в вопросах оказания госуслуг для всех категорий граждан. Поэтому в 2018 году необходимо завершить мероприятия по реорганизации АУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики» путем присоединения к нему имущественных комплексов 26 МФЦ, принятых в собственность субъекта в целях повышения качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг.

Также в настоящее время продолжается инвентаризация и в отношении унитарных предприятий и хозяйственных обществ, принадлежащих республике и ее муниципальным образованиям. У нас уже есть понимание, что необходимо подвергать приватизации, ведь это не только оптимизационное мероприятие, но и механизм привлечения инвестиций в республику.

Аудит министерств и муниципальных образований

Одним из первых механизмов, примененных новой командой правительства республики в целях повышения эффективности бюджетных расходов, стал перевод на казначейское сопровождение государственных контрактов, которые заключаются от имени Удмуртской Республики, в двух отраслях — автодорожном строительстве и здравоохранении. Это было сделано еще в июле прошлого года. С 1 января 2018 года мы перевели на казначейское сопровождение все госконтракты стоимостью от одного миллиона рублей. Под контроль Министерства финансов республики взяты закупочный центр и площадка для торгов. Решается вопрос о централизации закупок в образовании и здравоохранении. Полностью оправдывает себя механизм предварительного контроля закупок.

Следующий механизм, на который мы возлагаем большие надежды, — аудит министерств и муниципальных образований на предмет эффективности организации работы и использования бюджетных средств. Руководить этим процессом будут специалисты Минфина республики с привлечением коллег из отраслевых министерств. Планируется проанализировать работу администраций муниципальных образований и их подведомственных учреждений, предоставляемые ими услуги, заработанные ими средства, количество муниципальных служащих и затраты бюджета на их содержание. Мы будем смотреть, чем занимаются люди на рабочих местах, сколько времени занимает предоставление услуг, количественный состав. Результаты такого анализа в дальнейшем будут использованы при формировании проекта бюджета республики и местных бюджетов, а также при нормировании отдельных направлений расходов муниципальных образований и министерств.

Помимо этого, мы начинаем мониторить подведомственные учреждения республиканских министерств, в частности здравоохранения, образования и науки, культуры и спорта. По итогам будут предприняты шаги по объединению учреждений. Опыт других субъектов показывает, что данная мера дает хороший результат. Когда мы находим учреждение с эффективным менеджментом и к нему присоединяем слабые, весь комплекс в целом со временем начинает работать как часы.

Финансовая грамотность

В рамках повышения финансовой грамотности населения республики в настоящее время мы работаем с Минфином России, готовим к подписанию соглашение о сотрудничестве с Банком России. По инициативе главы республики А. В. Бречалова Удмуртия включена в реализацию пилотного проекта Банка России «Каталог частных и общественных инициатив в области финансовой грамотности». В рамках пилота планируется создать банк данных частных и общественных инициатив в области финансовой грамотности, что в дальнейшем позволит сформировать сборник лучших практик страны, масштабировать наиболее удачные, обмениваться опытом между инициаторами из разных регионов России.

В ноябре — декабре прошлого года в республике был апробирован механизм сбора и оценки инициатив по повышению финансовой грамотности населения и сформирован реестр частных и общественных инициатив — для обмена опытом и поддержки лучших практик. В республиканский реестр вошло 35 инициатив из сферы управления личными финансами, авторские программы по основам финансовой грамотности для учащихся образовательных учреждений, работающей молодежи, предпринимателей, взрослого населения республики, в том числе пенсионеров. Все они направлены в Банк России на рассмотрение экспертного совета. Реализация этого проекта вкупе со связанными с ним мероприятиями, я надеюсь, будет способствовать повышению финансовой грамотности населения Удмуртии и Российской Федерации в целом.

Перспективы данной работы неоднократно обсуждались в правительстве республики. Приняты решения о создании регионального центра финансовой грамотности населения и координационного совета с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления, кредитных и других финансовых организаций, представителей некоммерческих общественных организаций и бизнес-структур, который будет осуществлять общее руководство действиями участников реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности в республике. В настоящее время проводятся организационные мероприятия и разработка соответствующих правовых актов.



Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно