Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
7 июня,
Москва

XI Всероссийский конкурс


«Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
Успейте подать документы до
23 апреля
Версия для печати 380 Материалы по теме
Опыт управления госимуществом в Удмуртии

Анна Анатольевна БОТАЛОВА, министр имущественных отношений Удмуртской Республики

Начало нового финансового года всегда вызывает желание критически оценить год прошедший. 2017-й выдался непростым, прежде всего по причине наличия жестких обязательств для органов госвласти Удмуртии по выполнению условий, установленных Соглашением о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ из федерального бюджета бюджету республики. Эти условия и определили приоритетные направления государственной политики региона на 2017 год — как в части финансового оздоровления, так и в плане социально-экономического развития в целом.

Объединение и синхронизация

В рамках реализации приоритетных направлений главой и Правительством Удмуртии в 2017 году предпринят ряд мер, направленных на снижение уровня дотационности региона и обеспечивающих рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики. Естественно, данные меры охватывают как сферу управления государственными финансами, так и область имущественно-земельных отношений.

Решение главы республики А. В. Бречалова об объединении в единый финансово-имущественный блок под руководством заместителя председателя правительства республики А. И. Строкова Министерства финансов и Министерства имущественных отношений также способствует реализации вышеуказанных приоритетных задач социально-экономического развития региона. При таком объединении усилий однозначно удается добиться и балансировки, и синхронизации действий финансового органа региона по исполнению главного финансового документа республики — Закона о бюджете — в соответствии с установленным законодательством перечнем расходных обязательств с деятельностью органа власти по управлению имущественным комплексом, ревизирующего имеющиеся активы (объекты собственности, включая земельные участки) республики, обеспечивающие полномочия отраслевых органов государственной власти региона, ГРБС, а также «добывающего» доходы.

Задачи имущественного блока

Одной из важнейших задач Министерства имущественных отношений республики в отчетном периоде стало выполнение показателей госпрограммы «Управление государственным имуществом»[1], направленной на обеспечение пополнения доходов консолидированного бюджета региона от использования земельных ресурсов (поступлений от продажи и аренды земельных участков, земельного налога). На 1 января 2018 года в консолидированный бюджет от данных источников поступило 1,8 миллиарда рублей.

Также реализовывалась задача по выполнению Закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2017 год». Минимущество республики в 2017 году обеспечило поступление в бюджет доходов от использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности, в размере 167 миллионов рублей:

сдача в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, — 6,5 миллиона рублей;

арендная плата, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды на земли, находящиеся в собственности Удмуртской Республики, — 12,8 миллиона рублей;

дивиденды по акциям, принадлежащим Удмуртской Республике, — 64,4 миллиона рублей;

перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий республики, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — 9,2 миллиона рублей;

реализация госимущества, находящегося в собственности субъекта, в том числе в оперативном управлении учреждений республики, — 53,3 миллиона рублей;

продажа земельных участков, находящихся в собственности субъекта, — 2,5 миллиона рублей;

прочие неналоговые доходы бюджета республики — 18,3 миллиона рублей.

Структура неналоговых доходов

Анализ структуры неналоговых доходов показывает, что в отчетном году наибольшую долю в них занимают доходы в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Удмуртской Республике (38,5%), доходы от реализации госимущества (от продажи объектов недвижимости) (31,9%) (рисунок 1). Динамика поступления в бюджет доходов от использования имущества, находящегося в собственности республики, в 2011–2017 годах представлена на рисунке 2.

Фактическое снижение доходов от использования госсобственности связано с изменением структуры и состава государственной собственности Удмуртской Республики, с увеличением расходов бюджета региона в связи с передачей полномочий и имущества от органов МСУ. Например, в 2013–2014 годах были переданы в собственность субъекта имущественные комплексы 111 учреждений здравоохранения и соцзащиты. При этом одновременно резко снизилось как количество обеспечивающих доходы бюджета республики государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ в связи с их приватизацией (на 1 января 2018 года — 13 ГУПов и 23 хозобщества), так и доходы от приватизации собственности региона (период активной приватизации завершился до 2012 года).

В Реестре государственного имущества Удмуртии на 1 января 2018 года содержатся сведения о 201 государственном бюджетном учреждении, 148 автономных учреждениях, 75 казенных учреждениях и 70 органах госвласти. Распределение госимущества между данными государственными организациями показано на рисунке 3. Таким образом, бюджетная нагрузка по содержанию госимущества возросла, в то время как активы, приносящие дополнительные доходы в бюджет, значительно сократились.

Оптимизация имущественно-земельных отношений

Данный анализ позволяет сделать выводы о необходимости активизации усилий не только по оптимизации бюджетного сектора, но и в сфере имущественно-земельных отношений, направленных на:

выявление неиспользуемых либо неэффективно используемых объектов собственности (включая земельные участки) с целью снижения бюджетной нагрузки, а также получения дополнительных доходов консолидированного бюджета региона;

выравнивание и стабилизацию базы для налогообложения и исчисления арендной платы и продажной (выкупной) цены за земельные ресурсы — проведение государственной кадастровой оценки. Целью данной работы не является увеличение налоговой нагрузки для предпринимателей. Любая оценка, в том числе и кадастровая, должна быть объективной хотя бы для того, чтобы она не оспаривалась систематически в судах, обрушивая планируемые доходы бюджетов регионов из-за снижения поступлений налоговых и неналоговых доходов (от аренды, продажи земельных участков, объектов недвижимости, земельного налога). Органы госвласти также заинтересованы в стабильной базе для исчисления доходов бюджета, как и предпринимательское сообщество, рассчитывая свои риски при планировании хозяйственной деятельности.

В целом деятельность по обозначенным направлениям не должна быть агрессивной, но добросовестной быть обязана. В любом деле важен разумный, комплексный и сбалансированный подход, командная деятельность, учитывающая интересы граждан, органов власти как субъекта, так и местного самоуправления и основанная исключительно на нормах права.

Дорожная карта

В целях систематизации и координации деятельности исполнительных органов власти Удмуртии, органов МСУ, территориальных органов ФОИВ по осуществлению мероприятий, направленных на выявление неиспользуемого или неэффективно используемого недвижимого имущества на территории региона и вовлечение такого имущества в хозяйственный оборот, указом главы республики утвержден соответствующий план мероприятий (дорожная карта) на 2018 год. Работа нужная, скрупулезная. Дорожная карта предусматривает перечень мероприятий, направленных на сплошную инвентаризацию объектов недвижимости, включая земельные участки, на территории региона. В проекте необходимо участие как федеральных органов — Управления Росреестра по республике, УФНС, Межрегионального территориального управления Росимущества по Удмуртской Республике и Кировской области, так и органов государственной власти региона — Минфина, Минстроя, Минприроды, Минсельхозпрода, а также органов местного самоуправления. Конструктивных предложений также ждем и от общественности.

Мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот наших активов не означают, что все выявленное пойдет на торги и будет подвергнуто приватизации, отнюдь. Решения в отношении выявленных объектов могут быть различными. Например, неиспользуемые нежилые помещения в жилых домах можно реконструировать в жилые и предоставлять нуждающимся гражданам; разрушающиеся объекты, представляющие опасность для жизни и здоровья людей, выявленные в ходе данной работы, снести, земельные участки расчистить и в дальнейшем использовать под застройку в соответствии с генеральными планами поселения. Газовые, водопроводные сети и иные линейные объекты (включая дороги) должны быть поставлены на учет в качестве бесхозяйных, а затем зарегистрированы в муниципальной собственности в целях дальнейшей передачи на обслуживание специализированным организациям, чтобы обеспечивать нужды граждан и т. д.

Кадастровая оценка по-новому

Мы в непрерывном режиме будем работать над реализацией мероприятий дорожной карты, а также еще по одному очень важному направлению — получению объективной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и земельных участков в соответствии с Законом № 237‑ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Данная оценка должна осуществляться в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке».

По новым методическим указаниям под «видом использования объекта» недвижимости понимается его использование в соответствии с фактическим разрешенным использованием. Это означает, что по каждому объекту оценки необходимо определить его фактическое разрешенное использование. Кроме того, методическими указаниями обозначена сегментация объектов недвижимости с указанием кодов расчета видов использования. Кодификация объектов будет подразделяться на 2268 сегментов — по старой методике таких групп было всего 16. Кодировка проводится на основе группировки, объектам недвижимости присваивается индивидуальный номер. Таким образом, объем информации, требующейся для проведения кадастровой оценки, значительно вырос.

В целях исполнения Закона № 237‑ФЗ путем реорганизации государственного унитарного предприятия «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» создано бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества». Его учредителем является Министерство имущественных отношений региона. Центр осуществляет деятельность с 1 сентября 2017 года, государственное задание ему сформировано.

В 2017 году центр осуществлял сбор, обработку, систематизацию и накопление информации в целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, расположенных на территории городских округов. На 2018 год запланировано комплектование архивного фонда документами, предоставление архивных справок, копий, выписок, связанных с реализацией законных прав и свобод граждан и исполнением госорганами и органами МСУ своих полномочий.

В соответствии с распоряжением правительства республики «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в 2018–2020 годах» планируется:

в 2018 году провести кадастровую оценку помещений и объектов незавершенного строительства;

в 2019 году провести кадастровую оценку объектов недвижимости (за исключением земельных участков, помещений, объектов незавершенного строительства) и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда;

в 2020 году провести кадастровую оценку земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Таким образом, задачи на сегодняшний день в сферах управления имуществом и финансами, которые, на наш взгляд, неразрывно связаны, руководством республики поставлены амбициозные. Однако не менее важно всем органам государственной власти и органам местного самоуправления при достижении указанных целей соблюдать единые принципы сбалансированности доходов и расходов, интересов и возможностей, а также стимулирования и применения санкций.



[1] Программа утверждена постановлением
Правительства Удмуртской Республики от 1 июля 2013 года № 270 (ред. от 2 декабря 2017 года).

 




 


Поделиться