Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Инвестиции№6 июнь 2018 — 20 Июня 2018

Мы заложили основу для прорывного развития Вологодчины

Вологодская область

инвестиции

Версия для печати 490 Материалы по теме
Мы заложили основу для прорывного развития Вологодчины

Вологодская область, еще несколько лет назад находившаяся на грани дефолта, досрочно снизила госдолг до экономически безопасного уровня и уже в нынешнем году направляет серьезные ассигнования на собственное развитие. Как региону удалось не только оздоровить финансовую систему, но и привлечь рекордные за последнюю пятилетку объемы инвестиций, а также приступить к реализации масштабных инфраструктурных проектов, журналу «Бюджет» рассказал губернатор области Олег Александрович КУВШИННИКОВ.

— Олег Александрович, еще совсем недавно область фигурировала в числе регионов с высоким уровнем государственного долга. Насколько серьезной тогда была угроза дефолта и введения внешнего управления региональными финансами?

— Действительно, Вологодская область, пожалуй, больше других регионов пострадала от последствий финансово-экономического кризиса 2008 года. Достаточно вспомнить, что в 2009 году Вологодчина недосчиталась почти 40 процентов налоговых и неналоговых доходов. В сложившейся тогда трудной ситуации предотвратить экономический обвал без привлечения заемных средств было бы невозможно. В 2008–2012 годах государственный долг области вырос в 16,5 раза. По итогам исполнения регионального бюджета 2012 года область по уровню долговой нагрузки из 83 субъектов РФ занимала 81-е место. В 2013 году размер госдолга в объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета превысил 105 процентов.

Мы не могли допустить, чтобы регион под грузом долгов оказался финансово несостоятельным и попал под внешнее управление. Поэтому в декабре 2011 года, когда меня назначили на должность губернатора, правительство Вологодчины взяло курс на выстраивание сбалансированной и взвешенной финансовой политики.

— Часто ли при реализации антикризисных мер областные власти были вынуждены принимать непопулярные решения?

— В условиях второй волны мирового финансово-экономического кризиса и высокой долговой нагрузки, когда область, по сути, находилась в преддефолтном состоянии, мы были вынуждены принимать жесткие меры для обеспечения стабильной работы региона — оптимизировать расходные статьи бюджета. Мы шли на это для того, чтобы в будущем иметь возможность реализовать намеченные планы по социально-экономическому развитию области. И, справедливости ради, стоит сказать, что оптимизацию расходов мы начали с себя. Одним из первых моих решений стало сокращение числа заместителей губернатора. За последние годы мы на треть сократили госаппарат. А ведь по числу госслужащих Вологодская область занимала в свое время одно из первых мест в России.

Помимо того, что мы серьезно оптимизировали затраты на аппарат управления, было значительно сокращено и число органов исполнительной власти. Только за счет этого нам удалось сэкономить 2,6 миллиарда рублей. Кроме того, нам пришлось провести ревизию установленных ранее льгот для различных категорий населения, а также оптимизацию учреждений бюджетной сферы. При этом во главу угла мы ставили не просто сокращение, а выстраивание эффективной сети, допустим, учреждений культуры, в том числе освобождаясь от нежизнеспособных в действующих условиях филиалов. В целом за 2012–2017 годы бюджетный эффект от реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, составил 20 миллиардов рублей, на укрепление доходного потенциала региона — 16,5 миллиарда рублей.

— Ряд представителей экспертного сообщества критиковали позицию Министерства финансов РФ за излишнюю жесткость, проявляемую по отношению к регионам при оказании помощи в погашении госдолга. Насколько действенным оказалось соглашение Вологодской области с Минфином России по замещению коммерческих кредитов заимствованиями из федерального бюджета?

— Заключенное в 2014 году соглашение области с Минфином России о замещении дорогих коммерческих займов на значительно более дешевые бюджетные кредиты сыграло одну из ключевых ролей в снижении долговой нагрузки региона. Областной бюджет на 2015 год был принят без дефицита, а уже с 2016 года — с профицитом, который направлялся на погашение госдолга. Эта работа дала результат — в 2015 году впервые за восемь лет удалось остановить рост госдолга области и даже сократить его на полмиллиарда рублей. С того времени сумма задолженности начала неуклонно снижаться. Замена коммерческих кредитов на бюджетные заимствования позволила и значительно сэкономить на обслуживании госдолга. За период 2014–2017 годов на рефинансирование долговых обязательств из федерального бюджета Вологодской области были предоставлены кредиты в общем объеме 26,7 миллиарда рублей по ставке 0,1 процента годовых. Экономия расходов на обслуживание госдолга за четыре года превысила 5 миллиардов рублей.

Прорывным в части сокращения государственного долга стал 2017 год. Благодаря дополнительным поступлениям собственных доходов в областной бюджет объем госдолга Вологодчины удалось досрочно снизить до экономически безопасного уровня. Его объем в минувшем году был сокращен на 7,3 миллиарда рублей (до 23,8 миллиарда), что составляет 47,1 процента от налоговых и неналоговых доходов областной казны. А ведь первоначально планировалось снизить задолженность с 31,2 миллиарда (71 процент налоговых и неналоговых доходов) только на 4 миллиарда. Таким образом, буквально за шесть лет из числа регионов — аутсайдеров по объему госдолга Вологодчина переместилась в первую десятку субъектов Федерации, имеющих самые высокие темпы сокращения задолженности.

— Олег Александрович, не секрет, что сегодня конкуренция регионов за инвесторов ужесточается. Что сделано для повышения инвестиционной привлекательности Вологодской области и формирования благоприятного делового климата? Какие преференции вы готовы сегодня предоставить бизнесу?

— В регионе выстроена и успешно функционирует система поддержки предпринимательства. Пять лет назад был создан инвестиционный совет при губернаторе. За это время инвестсовет уже одобрил порядка 25 проектов в различных отраслях с общим объемом инвестиций почти 100 миллиардов рублей. Получение статуса масштабного инвестиционного проекта дает инициировавшей его компании различные региональные преференции, в том числе получение земельного участка без проведения торгов. Безусловно, одним из направлений нашей работы также является и предоставление преференций региональным проектам, включенным в перечень приоритетных.

Реализация большинства инвестиционных проектов в регионе велась при содействии Корпорации развития Вологодской области. Помимо нее в области созданы и другие институты поддержки бизнеса. С прошлого года на базе АУ ВО «Бизнес-инкубатор» действует областной Фонд развития промышленности, выдающий займы предпринимателям в сумме от 20 до 100 миллионов рублей под пять процентов годовых сроком на пять лет для реализации импортозамещающих и экспортно ориентированных проектов, а также на развитие высокотехнологичных производств. В текущем году на базе Корпорации развития начинает работу специальное инвестиционное агентство, которое будет взаимодействовать с инвесторами в режиме одного окна. Примечательно также, что в 2017 году Вологодская область улучшила свои позиции на 12 пунктов и заняла 36-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив.

Успехи Вологодчины в повышении инвестиционной привлекательности отметил Президент России на заседании Госсовета в декабре прошлого года. В. В. Путин назвал область в числе десяти лучших субъектов страны по динамике инвестиций: их рост в основной капитал по региону достиг почти 40 процентов. По итогам 2017 года объем привлеченных инвестиций в экономику региона составил 130,8 миллиарда рублей. А за предыдущие пять лет эта цифра превысила 500 миллиардов. Эффект от реализации инвестпроектов мы видим воочию: область входит в 20 лучших субъектов страны по росту налоговых доходов в бюджетную систему РФ и региона.

Еще одно важное достижение — в прошлом году Череповец одним из первых городов на Северо-Западе страны получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), дающий право на предоставление бизнесу серьезных налоговых льгот. Для резидентов ТОСЭР предусмотрен конкурентоспособный пакет налоговых преференций как на региональном уровне, так и на муниципальном. Резиденты ТОСЭР «Череповец» на десять лет освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога, а по налогу на прибыль организаций для них действуют максимальные послабления. К возможности введения такого льготного режима мы шли последние 10–15 лет. В рамках ТОСЭР на череповецкой промышленной площадке планируется создание 2,5 тысячи рабочих мест и привлечение более 10 миллиардов рублей инвестиций, что позволит диверсифицировать городскую экономику и уйти от зависимости от градообразующих предприятий. Как итог, в ближайшее время Череповец вполне может покинуть список моногородов.

Реальным инструментом поддержки экономики в Вологодской области являются налоговые преференции. Налоговые льготы инвесторам предоставляются с учетом их предполагаемой бюджетной эффективности, а также приоритетности развития отраслей экономики. Для повышения инвестиционной привлекательности области, развития малого и среднего предпринимательства в 2016–2017 годах принят ряд значимых решений. К примеру, на территории региона улучшены условия ведения микробизнеса за счет совершенствования патентной системы налогообложения. С 1 января 2018 года введена льгота по налогу на имущество организаций в виде освобождения на пять лет от уплаты налога в отношении движимого имущества для организаций, инвестирующих в основные производственные фонды более 100 миллионов рублей в год.

При налогообложении коммерческой недвижимости, исходя из ее кадастровой стоимости для лиц, использующих специальные режимы налогообложения, установлены пониженные ставки налога на имущество. Размер ставок для данной категории граждан ниже применяемых в общепринятой системе налогообложения минимум в два, максимум в пять раз в зависимости от места ведения бизнеса. В настоящее время я дал поручение по перезагрузке условий налогообложения в регионе для инвесторов.

— А насколько бизнес, в свою очередь, готов идти навстречу региональной власти? Можете ли вы привести удачные примеры ГЧП?

— Удачных примеров у нас много, взять хотя бы проекты, которые реализуются в городе Череповце. Буквально в апреле я объявил о строительстве северного автомобильного обхода города. Часть расходов на возведение этой автодороги возьмут на себя ведущие предприятия области — ПАО «Северсталь» и АО «Апатит». Также «Северсталь» направит деньги на ремонт музея Верещагина и строительство спортивного комплекса в одном из спальных микрорайонов, а «Апатит» выделяет 30 миллионов рублей на ремонт Дворца химиков.

Приведу еще несколько примеров. Ежегодно с руководством компании «Апатит» мы подписываем соглашение на обеспечение удобрениями сельхозпроизводителей региона. Вологодские промышленные предприятия реализуют в области программы по жилищному строительству и подготовке кадров, оказывая финансовую поддержку и обеспечивая необходимым оборудованием профильные учебные заведения.

— Продолжая разговор о социально ответственном бизнесе, можем ли мы говорить о том, что проект «Народный бюджет», который уже давно известен за пределами Вологодской области, отчасти тоже является своеобразным инструментом взаимодействия власти, людей и предпринимательского сообщества?

— Одной из главных задач проекта «Народный бюджет» является вовлечение жителей всех уголков Вологодчины в процесс развития своих территорий. При реализации проектов местных инициатив 50 процентов расходов берет на себя бюджет области, а вторую половину — сами жители, муниципалитеты или социально ответственный бизнес. Сейчас могу с уверенностью сказать, что опыт оказался удачным и вызвал заинтересованность людей на местах. Поселения стали справляться с проблемами, которые не могли решить годами. В 2018 году количество поступивших заявок на реализацию проектов местных инициатив достигло рекордной для «Народного бюджета» Вологодской области цифры — 490. Это в 6,5 раза больше, чем в начале реализации проекта. В конкурсе приняли участие поселения всех 26 районов области, что опять же является рекордом. Размер областной субсидии составит 60 миллионов рублей, а совокупный бюджет всех заявок превысит 120 миллионов рублей.

— Для решения всех задач, которые ставит перед собой регион, необходима команда управленцев-профессионалов…

— Действительно, одновременно с реализацией антикризисной программы я подбирал команду, которая соответствует требованиям сегодняшнего времени. Жизнь стала стремительной, время спрессовано, и если от момента возникновения проблемы до ее решения проходит месяц, то это неэффективная работа. С 2013 года мы запустили целый ряд кадровых проектов, объединенных брендом «Команда губернатора». Один из самых масштабных в этой проектной линейке — «Команда губернатора: Ваша оценка», в рамках которого жители области выражают свое мнение о деятельности регионального правительства и работе органов местного самоуправления. Это показатель открытости власти, ориентир для принятия кадровых решений, а также индикатор проблем, на которые следует обратить самое пристальное внимание. Проект доказал свою эффективность — в нынешнем году вологжане выставили рекордные 138 тысяч оценок в ходе интернет-голосования, что в 7,5 раза больше, чем шесть лет назад. Причем на протяжении последних нескольких лет больше всего баллов и экспертных оценок набирает департамент финансов области, что свидетельствует о высоком профессионализме этого блока областного правительства. Сегодня этот проект активно тиражируется и другими субъектами РФ.

— Глава государства сейчас часто говорит о необходимости обеспечения прорывного развития страны. Готова ли Вологодская область, в том числе и с точки зрения наличия ресурсов и возможностей, к такому ускоренному движению вперед?

— Все последнее время мы закладывали основу для этого. Впервые за долгие годы область смогла перейти от бюджета стабилизации к бюджету развития, который на предстоящую трехлетку составляет порядка 18,7 миллиарда рублей. Все дополнительные финансовые ресурсы мы будем направлять на решение первоочередных для региона задач, в том числе по строительству и ремонту социальных и инфраструктурных объектов.

В прошлом году самыми впечатляющими были два крупнейших проекта, реализация которых стала возможна благодаря поддержке Правительства РФ и Президента России. Это завершение строительства автомобильного обхода города Вологды (на него из федерального бюджета выделено 13 миллиардов рублей) и строительство второго моста через реку Шексну в Череповце. Также одна из основных задач в регионе — это решение проблем сферы здравоохранения, расходы на которые в бюджете нынешнего года превысят 9 миллиардов рублей.

Все приведенные примеры тесно связаны с реализацией принятой два года назад после широкого общественного обсуждения стратегии социально-экономического развития области до 2030 года. Если раньше этот документ был направлен на развитие экономического потенциала и увеличение ВРП, то Стратегия-2030 нацелена на развитие человеческого капитала, увеличение народонаселения Вологодской области, количества людей в трудоспособном возрасте. Мы понимаем, что развитие экономики невозможно без устойчивого демографического роста населения. Поэтому реализацию стратегии мы начали с самого главного — с укрепления здоровья вологжан. А сделать это можно только путем строительства по всей области новых спортивных объектов и привлечения к занятиям физкультурой и спортом как можно большего числа жителей региона.

Большой поддержкой в плане повышения качества жизни населения стала инициированная Президентом РФ программа «Формирование комфортной городской среды», в рамках которой мы уже отремонтировали сотни дворовых территорий и общественных пространств в Вологде, Череповце и Великом Устюге. И теперь планируем расширить проект за счет вовлечения в него других исторических городов — Тотьмы, Белозерска и так далее. Уверен, что при поддержке федерального центра нам по плечу решить все задачи на благо развития России!

Подготовил А. Б. Третьяков

Поделиться