Экономика№9 сентябрь 2018 — 12 Сентября 2018

От промышленности до туризма

Астраханская область

Версия для печати 214 Материалы по теме
От промышленности до туризма

Астраханская область известна одновременно и как развитый промышленный регион, и как привлекательная для туризма территория. Мы побеседовали с заместителем председателя Правительства — министром финансов Астраханской области Виталием Александровичем ШВЕДОВЫМ о приоритетах бюджетной политики региона, позиции в отношении местного самоуправления и делегирования полномочий на уровень муниципалитетов.

— Бюджет Астраханской области в 2017 году был исполнен с профицитом почти в 2 миллиарда рублей. Вы ставите перед собой такую задачу — обязательно добиваться профицитного бюджета?

— В нашем случае профицит — это результат масштабной работы, проводимой Правительством Астраханской области, по привлечению доходов в бюджет региона и реализации мер, направленных на рациональное и эффективное расходование средств. Благодаря этому в последние полтора года наметилась положительная динамика доходов бюджета Астраханской области. За 2017 год бюджет Астраханской области получил доходов в объеме 35,6 миллиарда рублей, в том числе собственных — 28,5 миллиарда рублей с темпом роста к 2016 году — 130,7 процента.

30.png

— Что повлияло на рост доходов, благодаря чему сформировался профицит?

— Существенная роль в росте доходов принадлежит налогу на прибыль — в 2017 году его поступило на 5,2 миллиарда рублей больше, чем в 2016 году. На увеличение доходов повлияло принятие областных законов, отменяющих ряд льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль, а также увеличение ставок транспортного налога.

— Профицит прошлогоднего бюджета был направлен на уменьшение госдолга. Насколько госдолг удалось сократить?

— По состоянию на 1 января 2017 года госдолг региона составлял 29,5 миллиарда рублей, или 135,4 процента от собственных доходов. Однако уже второй год экономика демонстрирует уверенный рост по многим показателям, что, в частности, подтверждает увеличение поступлений налогов на прибыль организаций и НДФЛ. Таким образом, можно констатировать, что наша экономика преодолела негативные последствия от санкционных действий 2014–2016 годов.

С целью минимизирования последствий санкций Правительство Астраханской области с 2014 года разработало и планомерно реализовывало мероприятия по оптимизации расходов, мобилизации доходов и совершенствованию долговой политики региона. Была принята согласованная с Минфином России программа финансового оздоровления и социально-экономического развития области на 2016–2019 годы. Комплексный подход к мобилизации доходов и сокращению расходов позволил в 2017 году нарастить собственные доходы на 30,7 процента по отношению к 2016 году, при этом рост расходов регионального бюджета в 2017 году по отношению к 2016 году составил менее трех процентов.

По итогам 2017 года региональный бюджет исполнен с профицитом в объеме 2,1 миллиарда рублей. Одновременно удалось снизить объем долга до уровня 27,8 миллиарда рублей, или 97,4 процента от собственных доходов бюджета. В абсолютном значении объем долга снижен на 1,7 миллиарда рублей, или на 5,9 процента. Кстати, впервые в истории Астраханской области долг уменьшен в абсолютном выражении.

— Как Минфин России оценивает вашу работу по управлению долгом?

— Как следует из анализа, проведенного специалистами Министерства финансов РФ, наш регион — лидер по снижению долговой нагрузки по итогам 2017 года среди всех субъектов Федерации. Нельзя недооценивать поддержку, оказанную субъектам федеральным центром. В непростой для федерального бюджета период Минфин России изыскал возможность не только предоставить регионам бюджетные кредиты на рефинансирование рыночных долговых обязательств, но и реструктуризировать бюджетные кредиты. В частности, были реструктуризированы до 2024 года заимствования Астраханской области в объеме 15,2 миллиарда рублей. Конкретно для нашего региона бюджетный эффект от реструктуризации бюджетных кредитов оценивается на уровне 5 миллиардов рублей.

— Какие планы по работе с госдолгом в 2018–2019 годах?

— Соглашение о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенное областью с Минфином России в декабре 2017 года, предусматривает ряд условий, касающихся принятия и исполнения регионального бюджета, а также управления государственным долгом. В частности, регион обязан ежегодно снижать объем госдолга на два процента. Конечной целью является доведение к 2024 году объема госдолга Астраханской области до уровня менее 50 процентов от собственных доходов бюджета.

— Порядка 70 процентов консолидированного бюджета области расходуется на социальную сферу: образование, здравоохранение, культуру и спорт. Сейчас активно обсуждается возможность передачи школ с муниципального на региональный уровень. Какой позиции придерживаетесь вы? Это целесообразно?

32.png

— Вопрос передачи общеобразовательных организаций на региональный уровень в Астраханской области на данный момент остается открытым. Муниципальная система образования в настоящее время не обеспечивает формирование единого образовательного пространства и не в полной мере удовлетворяет государственный и общественный образовательный запрос. Органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с действующим законодательством полномочиями учредителя, не несут ответственности за финансирование образовательного процесса. Ответственность регионального уровня ограничивается лишь финансовым обеспечением образовательного процесса посредством предоставления субвенций муниципальным бюджетам. Использование такой модели порождает фактическую разбалансировку управления и ее децентрализацию, а по сути — отсутствие управленческой вертикали.

В 2017 году Астраханская область приняла участие в отборе субъектов РФ для участия в пилотном проекте по передаче отдельных полномочий органов МСУ — муниципальных районов и городских округов — в сфере общего образования на уровень регионов РФ. Базовой идеей проекта являлось внедрение совместного учредительства образовательных организаций органами госвласти и органами местного самоуправления муниципальных образований как института, обеспечивающего их субсидиарную ответственность в процессах управления образовательной организацией. Мы готовы включиться в работу после того, как решение о запуске проекта будет принято на федеральном уровне.

На наш взгляд, такая модель экономически более целесообразна. Она обеспечит как восстановление управленческой вертикали, так и открытость муниципальных границ для потребителей образовательных услуг. Новая модель даст возможность сочетать функции муниципального и государственного управления, выполнять финансовые обязательства государства по реализации прав граждан на образование и обеспечивать эффективное использование предоставляемых финансовых ресурсов.

Поделиться