25 апреля 2024 года
Финансы — 21 сентября 2018

Как сэкономить 30 миллионов в год через централизацию учетных функций: опыт Оренбургской области

Оренбургская область

Версия для печати 2144 Материалы по теме
Вид на Оренбург
Как сэкономить 30 миллионов в год через централизацию учетных функций: опыт Оренбургской области

Елена Дмитриевна Федорова, директор государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр бюджетного учета и отчетности»

С 2018 года в деятельность бухгалтерских структур различных уровней внедряются новые федеральные стандарты учета и отчетности. В связи с внедрением стандартов будет изменяться порядок ведения бухгалтерского учета. Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений, цель которых – повысить эффективность работы учреждений.

Среди целей, которые учреждению необходимо достичь при передаче учетных функций в централизованную бухгалтерию, можно выделить:

Е. Д. Федорова

·         Переход на единую технологическую платформу и единую методологию учета, в том числе  унификацию требований к представлению субъектами отчетности;

·         Приведение должностных обязанностей в соответствие штатному расписанию;

·         Сохранение квалифицированных специалистов;

·         Как следствие - повышение управляемости учреждения.

Современные технологии в сфере автоматизации учета позволяют рационально организовать бухгалтерский учет как отдельных учреждений, так и групп взаимосвязанных учреждений. Поэтому при выборе схемы централизации учета в Оренбургской области мы ознакомились с лучшими практиками российских регионов и выбрали механизм, который, на наш взгляд, наиболее точно соответствует местной специфике. Для этого рабочая группа, созданная Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 12 сентября 2016 года, проанализировала ПО, используемое в учреждениях, вопросы информационной безопасности, текущую численность бухгалтеров и экономистов для определения оптимального числа сотрудников, после чего разработала документацию о передаче учетных функций от учреждений в создаваемую централизованную бухгалтерию.

Согласно разработанному рабочей группой соглашению, к централизованной бухгалтерии перешли функции бюджетного планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений, бухгалтерского учета и составления отчетности. При этом обслуживаемые учреждения сохранили за собой обязанность оформлять все проводимые финансово-хозяйственные операции оправдательными документами, принимать участие в составлении проекта бюджетной сметы, заключать административно-хозяйственные договоры и государственные контракты, обеспечивать сохранность имеющихся нефинансовых активов, использовать материальные и финансовые ресурсы в соответствии с нормативами в рамках бюджетных смет.

Следующим этапом стало создание с 1 января 2017 года государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр бюджетного учета и отчетности" (ГКУ ЦБУ). В его полномочия входит ведение централизованного бюджетного учета и отчетности в органах государственной власти и государственных учреждениях Оренбургской области. Учредителем ГКУ ЦБУ и ответственным за проведение мероприятий по его созданию является Министерство финансов Оренбургской области.

На текущем этапе централизации в юрисдикцию ГКУ ЦБУ перешли:

·         Анализ баз данных бухгалтерского учета и отчетности, планирования и анализа деятельности учреждений;

·         Заключение соглашений о передаче функций;

·         Перенос копии учетных баз данных от учреждений;

·         Подключение к базе отчетности и планирования учреждений.

В результате проведенных мероприятий были сокращены 54 специалиста в 15 ОИВ и двух ГКУ, а экономия бюджетных средств только за 2017 год составила 30 миллионов рублей. Экономия средств направлена и будут направляться на развитие социально значимых и инвестиционных программ Оренбургской области. По данным на 1 июля 2018 года ГКУ ЦБУ обслуживает 15 органов исполнительной власти и 5 подведомственных им государственных казенных учреждений.

На сегодняшний день опыт Оренбургской области в сфере централизации учета и отчетности можно отнести к передовому среди субъектов РФ. Разработанная нами структура позволяет руководителю учреждения непосредственно взаимодействовать с назначенным куратором из ГКУ  ЦБУ по вопросам планирования, исполнения сметы, уплаты налогов, администрирования доходов, ведению учета и составлению отчетности. 

Благодаря использованию электронного документооборота с применением ЭЦП удалось значительно ускорить процесс обмена информацией, при этом обеспечив ее юридическую достоверность. Кроме того, ГКУ ЦБУ осуществляет постоянный финансовый контроль в части переданных полномочий по каждому обслуживаемому учреждению, регистрируя выявленные нарушения и оперативно сообщая о них. Все это обеспечивает повышение качества ведения учета и в конечном итоге - прозрачности управления общественными финансами региона.

Централизация учета (иллюстрация в Бюджет)

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно