25 апреля 2024 года
Версия для печати 5684 Материалы по теме
Централизация бухгалтерского учета в Пензенской области

Людмила Вячеславовна ШАШАНОВА, начальник отдела учета и отчетности — главный бухгалтер Министерства финансов Пензенской области

Одной из важнейших задач, на решение которых нацелена деятельность финансовых органов в условиях ограниченности доходных источников и необходимости соблюдения параметров государственного долга, является оптимизация бюджетных расходов по различным направлениям. Среди инструментов ее реализации — централизация бухгалтерского учета в исполнительных органах государственной власти и учреждениях бюджетной сферы. Кроме экономии за счет сокращения численности работников бухгалтерских служб, централизация дает возможность улучшить качество бюджетного учета путем применения единой методологии, а также сократить количество нарушений по его ведению.

Работа по централизации бухгалтерского учета и отчетности в Пензенской области была начата еще в 2011 году и проводилась в два этапа (рисунок).

Первым этапом стало построение региональной системы централизации бухгалтерского учета в отрасли здравоохранения. Для осуществления функций по бухгалтерскому учету было создано ГБУ «Центр бухгалтерского обслуживания Пензенской области». В 2015 году данное учреждение реорганизовано путем присоединения к ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр» (ЦБО) и создания в его структуре управления бюджетного учета.

В настоящее время на обслуживании в ЦБО находятся 13 учреждений здравоохранения, основным источником содержания которых является субсидия на выполнение государственного задания. Кроме того, все 48 учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области, переведены на единую систему централизации бухгалтерского учета, которая позволяет упорядочить учет и составление отчетности, обеспечить получение сводной аналитической информации. С момента централизации сокращено 60 ставок бухгалтеров, что привело к ежегодной экономии около 20 миллионов рублей. Передача функций по ведению бухгалтерского учета учреждений здравоохранения, содержащихся за счет средств обязательного медицинского страхования, не проводилась, так как средства на содержание бухгалтерии предусмотрены в тарифе на оказание медицинской помощи и централизация учета в таких учреждениях привели бы к увеличению нагрузки на региональный бюджет.

ЦБО стал своеобразным методическим центром, который рассматривает различные финансово-экономические вопросы учреждений здравоохранения в регионе, проводит анализ показателей их деятельности, разбирает спорные ситуации ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. На базе ЦБО осуществляется прием у всех учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области, бухгалтерской отчетности, составление на ее основе сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.

На втором этапе проведена централизация бухгалтерского учета в исполнительных органах государственной власти, учреждениях культуры, физической культуры и спорта. Для координации данной работы Правительством Пензенской области в 2014 году были утверждены отраслевые планы мероприятий по созданию централизованных бухгалтерий (ЦБ), контроль за ходом реализации которых осуществляло Министерство финансов области и соответствующие ведомства. Была подготовлена необходимая нормативная база: внесены изменения в ведомственный перечень услуг, оказываемых государственными учреждениями; разработаны внутренние нормативные правовые акты об учетной политике учреждений, должностные инструкции работников; составлены и утверждены штатные расписания; заключены договоры на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета.

Централизация бухгалтерского учета в исполнительных органах государственной власти включала передачу указанных функций в ГБУ «Управление делами губернатора и Правительства Пензенской области» и создание в его структуре сектора централизованной бухгалтерии. В соответствии с нормами законодательства полномочия по принятию и исполнению обязательств, а также планово-экономические функции остались в ведении исполнительных органов государственной власти. В результате в состав ЦБ вошло 19 исполнительных органов государственной власти, численность бухгалтеров в этих органах сократилась с 103 до 78 штатных единиц, то есть на 25 единиц, из которых 17 переведены в сектор централизованной бухгалтерии. Общее сокращение численности составило восемь человек, и экономия по фонду оплаты труда — 5,3 миллиона рублей в расчете на год.

Одновременно с этим решение о централизации бухгалтерского учета было принято по 14 государственным учреждениям культуры, а также по восьми государственным учреждениям физической культуры и спорта, которые находятся на территории города Пензы. В результате централизации в учреждениях культуры общее сокращение численности работников составило девять единиц, экономия бюджетных средств — 2,8 миллиона рублей в год, в учреждениях физической культуры и спорта — шесть единиц и 1,9 миллиона рублей соответственно.

Результаты работы по централизации представлены в таблице. Среди основных положительных моментов централизации можно отметить:

  • соблюдение единых требований к оформлению первичной учетной документации и формированию отчетности;

  • взаимозаменяемость сотрудников при их нахождении в отпуске, на больничном и в иных случаях;

  • оптимизация численности работников бухгалтерии и экономия фонда оплаты труда;

  • применение единой методологии бухгалтерского учета.

Проблемы

В процессе централизации учета мы столкнулись со следующими проблемами, которые возникают в основном из-за неурегулированности действующего законодательства.

1. Разграничение ответственности должностных лиц за нарушение требований к бухгалтерскому учету. Так, ведение бухгалтерского учета в организации производится ЦБ на основании гражданско-правового договора. Но в случае грубого нарушения ЦБ правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности руководитель организации, передавшей полномочия по ведению бухгалтерского учета, не освобождается от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.11 КоАП РФ, так как в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета (постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ»).

Для решения данной проблемы в нашем регионе заключены дополнительные соглашения к договорам о передаче функций по ведению бухгалтерского учета. В них предусматривается возмещение убытков, понесенных в связи с уплатой организацией либо должностным лицом этой организации административных штрафов по вине исполнителя, оказывающего бухгалтерские услуги. В случае отказа от добровольного возмещения этот вопрос рассматривается в судебном порядке.

2. До сих пор не отработаны вопросы нормативного регулирования организации внутреннего финансового контроля (ВФК) при осуществлении бюджетного учета централизованными бухгалтериями. В рамках проводимой деятельности в ЦБ осуществляется контроль в отношении каждой проведенной хозяйственной операции. Указанный контроль проводится как исполнителями (самоконтроль), так и руководителями (контроль по уровню подчиненности). То есть фактически при осуществлении такого контроля достигаются поставленные перед ВФК цели. На наш взгляд, вполне логично было бы возложить на ЦБ осуществление ВФК в части переданных полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Однако в настоящее время передача бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств по осуществлению ВФК централизованной бухгалтерии не представляется возможной ввиду того, что согласно статье 160.2-1 БК РФ указанные полномочия осуществляет непосредственно ГРБС.

3. Еще одной актуальной проблемой является переход на федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (СГС). С 2018 года в Российской Федерации вступило в силу пять первых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Наиболее сложными для применения из них стали СГС «Основные средства» и СГС «Аренда».

При первом применении СГС в централизованной бухгалтерии мы столкнулись со сложностями, связанными с проведением инвентаризаций объектов основных средств и объектов сдаваемого в аренду (пользование) имущества, так как обязанность проведения инвентаризации законодательством РФ возложена непосредственно на экономический субъект, а ЦБ является иным юридическим лицом. Поэтому встал вопрос об утверждении Порядка взаимодействия ЦБ и обслуживаемых экономических субъектов (организаций) в части проведения инвентаризаций, связанных с первым применением СГС, и внесении соответствующих изменений в договоры (соглашения) по передаче функций по ведению бухгалтерского учета. Кроме того, потребовалась доработка Порядка представления документов на согласование списания имущества, внесение изменений в перечень недвижимого, особо ценного движимого имущества для бюджетных и автономных учреждений, а также разработка Порядка определения справедливой стоимости имущества.

Наработки, полученные при централизации бухгалтерского учета на региональном уровне, в настоящее время используются при организации данной работы в муниципальных образованиях области.

Планы

Следующим этапом развития централизации учетных функций станет внедрение юридически значимого электронного документооборота на базе автоматизированной системы управления бюджетным процессом Пензенской области «АЦК-Финансы» (АСУ БП) для оперативного взаимодействия между ЦБ и обслуживаемыми учреждениями. Для организации электронного документооборота потребуется:

разработка нормативно-правовой и нормативно-технологической базы;

лицензирование деятельности в области защиты информации;

аттестация и сертификация АСУ БП;

создание инфраструктуры открытых ключей;

организация эксплуатации, сопровождения и технической поддержки пользователей АСУ БП и т. д.

Таким образом, нам предстоит провести большую работу, в результате которой будет осуществляться в оперативном порядке сбор, обобщение, анализ информации, необходимой для принятия руководителями органов государственной власти и государственных учреждений эффективных управленческих решений.

 

Таблица. Результаты работы по централизации бухгалтерского учета

Количество бухгалтерских должностей, высвобожденных в учреждениях в связи с централизацией, ед.

Общий эффект от централизации учета в год, млн руб.

ИОГВ

Здравоохранение

Физкультура и спорт

Культура

8

60

6

9

30

 

 


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно