Версия для печати 756 Материалы по теме
Мы используем все внутренние резервы

Глава Республики Карелия Артур Олегович ПАРФЕНЧИКОВ рассказал о реализации новых инвестиционных проектов, создании стимулов для развития бизнеса, решении социальных проблем.

— Артур Олегович, Президент РФ поставил перед регионами масштабные задачи по социально-экономическому развитию. Предусматриваются серьезные финансовые ресурсы на реализацию национальных проектов. Однако согласитесь, что эффективность деятельности регионального правительства зависит в первую очередь от того, насколько комплексно будут осуществляться все необходимые мероприятия.

— Реализация указа Президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года № 204 — наш приоритет на ближайшие шесть лет. И, безусловно, эффективность межбюджетного взаимодействия возможна только в том случае, если сам регион заинтересован в поиске внутренних резервов развития. Оценивая итоги года, мы можем говорить об устойчивом позитивном тренде. Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет республики за 2018 год по сравнению с предыдущим годом составил более 30 процентов, в консолидированные бюджеты муниципальных образований — в среднем более пяти процентов. Кроме того, Карелия выполнила целевые показатели, установленные соглашением с Минфином России по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов республики.

13-1.png

Важный индикатор — снижение долговой нагрузки. Доля государственного долга в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета Карелии на 1 января 2019 года составила 77,9 процента, в том числе коммерческого долга — 43,4 процента. Карелия вышла из группы регионов с низкой долговой устойчивостью.

— Достижение ключевых индикаторов социально-экономического развития зависит от конкретных стимулов для развития бизнеса. Какие механизмы применяют в Карелии?

— Если говорить о конкретных действиях, то хорошим стимулом для укрепления промышленного потенциала, улучшения инвестиционного климата стало существенное снижение тарифов на электроэнергию для бизнеса. В течение 2017 года на региональном уровне приняты решения по оптимизации расходов субъектов электроэнергетики, а с января 2018 года в результате снижения необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций региона цена на электрическую энергию для прочих потребителей снизилась на семь процентов. Включение республики в перечень территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, обеспечило дополнительное снижение конечной стоимости с 1 апреля 2018 года на 22–26 процентов в зависимости от диапазона напряжения. В итоге конечная стоимость электроэнергии для прочих потребителей в Карелии составила 5,64 рубля за киловатт-час — это одно из самых низких значений в Северо-Западном федеральном округе. Снижение за год составило 43 процента.

Мы понимаем, что помимо содействия сокращению издержек производства, необходимы и качественные изменения в экономике. В республике проводится активная работа по диверсификации экономики, в том числе моногородов, созданию территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Организациям, получившим статус резидента ТОСЭР, предоставляются существенные льготы. Это нулевые ставки по налогу на имущество организаций в течение пяти лет с момента постановки на баланс и земельному налогу в течение десяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, ставка налога на прибыль в размере пяти процентов на первые пять лет и в размере десяти процентов на следующие пять лет, пониженные тарифы страховых взносов на десять лет в размере 7,6 процента.

В 2018 году в два раза к уровню предыдущего года увеличен объем государственной поддержки аграриев из регионального бюджета. Нам удалось стабилизировать объемы производства молока, мяса и заготовки кормов, не допущено спада производства продукции сельского хозяйства, выросли объемы производства пищевых продуктов.

Полностью изменена система поддержки малого и среднего бизнеса. В том числе введены дополнительные меры: субсидирование части затрат на электроэнергию, присоединение к электрическим сетям, строительство и реконструкцию объектов придорожного сервиса, создание средств размещения (гостиницы, гостевые дома и так далее) и другие. В 2018 году внедрена система добровольной сертификации продукции «Сделано в Карелии».

Растет интерес предпринимателей к освоению минерально-сырьевой базы республики. В целях наращивания темпов производства щебня при взаимодействии с Правительством РФ и ФАС проводится работа, направленная на уменьшение расчетного расстояния перевозки грузов железнодорожным транспортом из Республики Карелия до станций Московского региона.

Эффективность реализованных мероприятий подтверждается положительной динамикой инвестиций. С начала 2018 года сохраняется тенденция роста объема инвестиций в основной капитал. На 40 процентов сократилось количество убыточных организаций. В активной стадии реализации такие проекты, как реконструкция и модернизация предприятий лесопромышленного комплекса, строительство завода по производству ориентированно-стружечных плит (OSB), строительство в Петрозаводске завода по производству лесозаготовительной техники. В сентябре 2018 года создан Фонд развития промышленности Республики Карелия.

Также акцентирую внимание на таких масштабных и важных для республики инвестиционных проектах, как развитие Онежского судостроительного завода, литейного завода «Петрозаводскмаш», создание нового производства лесозаготовительной техники на площадке Онежского тракторного завода с участием компании «Амкодор».

— Вы заговорили об инвестициях, капитальных вложениях. Чем руководствуется республика при определении приоритетных направлений для вложений?

— Как и в других регионах, ориентир — это в первую очередь стратегические документы. В декабре 2018 года Правительством Республики Карелия утверждена стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Условно стратегию можно назвать планом 50 шагов. Документ определяет такие точки роста, как «инфраструктура для жизни», «развитие экономики и предпринимательства», «развитие туризма и индустрии гостеприимства», «устойчивое пространственное развитие» и другие. Первостепенные задачи — снижение территориальной дифференциации транспортной и энергетической обеспеченности, рост качества и развитие инженерной и железнодорожной инфраструктуры, гражданской авиации, реализация проектов в области водного транспорта, повышение инвестиционной и туристической привлекательности, диверсификация экономики, создание комфортной среды проживания. Конечно, эти задачи находят непосредственное отражение в виде мероприятий и целевых показателей государственных программ Республики Карелия.

Вместе с тем фундамент экономического роста, развития производственной сферы — федеральная целевая программа «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». В марте и ноябре 2018 года по итогам совместной работы с Минэкономразвития России и Минфином России в программу внесены изменения. В частности, актуализирован перечень объектов исходя из приоритетов социально-экономического развития. Финансовое обеспечение из федерального бюджета предусмотрено в размере 3 миллиардов рублей ежегодно с 2018 по 2020 год.

На январь 2019 года заключено 35 контрактов на строительство и реконструкцию объектов в разных районах республики, на многих из них уже ведутся работы. С опережением графика идет строительство автодороги Медвежьегорск — Толвуя — Великая Губа с выходом к водной переправе на Кижи, полностью произведены работы по вырубке лесополосы, устройству семи водопропускных труб, переустроены линии связи. В рамках программы будут проведены сети газопровода в нескольких районах республики. Реализация федеральной целевой программы позволяет не только решить наиболее острые проблемы, но и дополнительно привлечь инвестиции для новых проектов уже за рамками программы, обеспечить современные стандарты жизни для всех жителей Карелии.

— Актуальный вопрос: что сделано в республике в части переселения людей из аварийного жилищного фонда?

— Действительно, у нас этот вопрос стоял достаточно остро. В 2018 году программа по переселению из аварийного жилья в Карелии завершена. Проведена масштабная работа — за год расселено более 55 тысяч квадратных метров аварийного фонда, новое жилье получили порядка трех тысяч человек. Итог пятилетней региональной программы — более 143 тысяч расселенных квадратных метров аварийного жилья и 8,5 тысячи новоселов.

Значительных результатов удалось достичь и в инфраструктурном развитии отраслей социальной сферы. На сегодняшний день завершено строительство перинатального центра на 130 коек в Петрозаводске, открыт ледовый комплекс с плавательным бассейном Президентского кадетского училища. Развивается сеть фельдшерско-акушерских пунктов, проведены мероприятия по развитию материально-технической базы медицинских организаций.

С привлечением средств феде­рального бюджета в 2018 году в 21 шко­ле реализованы мероприятия по модернизации физкультурно-спортивной инфраструктуры и спортивного инвентаря. Расширяется спектр популярных в республике видов спорта — это прыжки на лыжах с трамплина, ездовой, парашютный спорт, зимнее плавание, мотоциклетный спорт, стрельба из лука, рыболовный спорт, триатлон и так далее. В 2018 году за счет внебюджетных средств завершено строительство регионального центра спортивной гимнастики в Петрозаводске и крытой хоккейной площадки в Кеми. В рамках проекта «Местный дом культуры» в 2018 году 15 муниципальных учреждений культуры смогли улучшить свою материально-техническую базу и провести текущий ремонт.

Еще раз хочу подчеркнуть, что эффективная реализация инвестиционной политики, включая привлечение инвестиций в объекты социальной сферы, обеспечивается благодаря взаимодействию всех органов государственной власти республики и органов местного самоуправления, согласованности экономического курса с реализацией бюджетной и налоговой политики. Мы постоянно контролируем достижение целевых индикаторов, установленных федеральным центром, в том числе по уровню долговой нагрузки, доле просроченной кредиторской задолженности в расходах, динамике основных бюджетообразующих показателей и показателей социально-экономического развития.

Достигнутая положительная динамика показателей социально-экономического развития, рост налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц позволили внести изменения в принятый бюджет Республики Карелия на 2019 год и на плановый период уже в начале этого года. Увеличен план по налоговым и неналоговым доходам, соответственно, мы планируем и увеличение расходов бюджета на обеспечение дальнейшего развития экономики республики, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, социальной сферы. Это повышение качества и доступности общего образования, строительство образовательных организаций, улучшение жилищных условий многодетных семей, повышение доступности транспортных услуг, поддержка некоммерческих организаций, реализация мероприятий в сфере культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и патриотического воспитания, организации отдыха детей и другое.

Достижение целей социально-экономического развития требует реализации комплекса мер, направленных на обеспечение бюджетного баланса и долгосрочной устойчивости как регионального, так и муниципальных бюджетов. Наши основные задачи: усиление бюджетной консолидации, развитие межбюджетных отношений, а также повышение открытости и прозрачности деятельности органов власти.

Подготовил Н. П. СМИРНОВ

Поделиться