25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4164 Материалы по теме
Подарок под новый год – изменения контрактной системы

Елена Николаевна ГИРЕВА, ведущий эксперт Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС

С 1 января 2019 года все конкурентные закупки, такие как конкурс и все его виды, аукцион, запрос котировок и запрос предложений, по общему правилу проводятся исключительно в электронной форме1. Это главная новация в сфере закупок, но не единственная. В статье мы расскажем об изменениях в законодательстве, которые уже действуют, и о тех, что еще не обрели законную силу.

56-2.png

Вне закона

Время подготовиться к проведению закупок исключительно в электронном формате у заказчиков было. В течение всего прошлого года они не только свыкались с мыслью, что работать придется по-новому, но и могли работать в новом формате. С 1 января 2019 года закупки на бумажных носителях объявлены вне закона. Правда, не все. Бумажные закупки проводить можно, если речь идет:

о закупке товаров на территории иностранного государства;

о запросе котировок на оказание скорой медицинской помощи;

об отборе поставщиков во время оказания гуманитарной помощи и устранения последствий чрезвычайных ситуаций;

о закупке у единственного поставщика;

о закрытой закупке и проведении закупок по решению Правительства РФ.

Новый реестр

Также с начала января 2019 года началось формирование единого реестра участников закупок в единой информационной системе. Ответственным за ведение реестра назначили Федеральное казначейство1. В связи с введением единого реестра с 1 января 2019 года старый порядок аккредитации участников на электронной площадке перестал действовать2, появился новый порядок регистрации участников, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2018 года № 1752. Данным документом определены порядок и срок подачи документов для регистрации в ЕИС. Участник может аккредитоваться на любой электронной торговой площадке только после регистрации в ЕИС. Это означает, что собирать документы и подавать заявки на все отобранные электронные площадки нет необходимости. Но если участник закупки аккредитован на ЭТП и включен в реестр участников электронного аукциона до 1 января 2019 года, то он вправе участвовать в закупках без регистрации в ЕИС до 31 декабря 2019 года (часть 50 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).

В текущем году изменится и порядок обеспечения заявок. Так, до 30 июня включительно участники электронных закупок могут вносить обеспечения только денежными средствами. Однако регулятор контрактной системы обещает добавить такой способ внесения обеспечения, как банковская гарантия. Мы надеемся, что с 1 июля 2019 года участник электронных процедур сможет обеспечивать заявку банковской гарантией. Безусловно, такое нововведение позволит участвовать в закупках наибольшему количеству организаций.

Также с 1 января 2019 года начало работать новое основание для проведения запроса предложений. Теперь заказчик имеет право проводить запрос предложений при закупке жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.

57.png

СМСП

С 1 января 2019 года изменился порядок расчета совокупного годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) и социально ориентированных некоммерческих организаций. Теперь в отчет будут включаться контракты, заключенные по результатам несостоявшихся процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей с единственным участником закупки. Естественно, речь идет о закупках, участниками которых могут быть только СМСП.

Кстати, заказчику следует иметь в виду, что с 1 декабря 2018 года вступила в силу часть поправок, внесенных Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 313-ФЗ в Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В соответствии с ними к субъектам малого и среднего предпринимательства теперь также относятся хозяйственные товарищества.

Некоторые изменения претерпел и перечень сведений о субъекте, содержащихся в реестре СМСП. Новый пункт 5.1 предусматривает включение сведений о среднесписочной численности работников юридического лица за предшествующий календарный год в случае, если такие сведения размещены на официальном сайте уполномоченного органа в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса.

Планирование и нормирование

Определенные изменения коснулись планирования и нормирования. Так, с 7 декабря 2018 года вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2018 года № 1419 в постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 года № 927. Последним документом утверждены Правила определения требований к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг). Благодаря изменениям постановление № 927 приведено в соответствие Закону № 44-ФЗ в актуальной редакции, действующей с 1 июля 2018 года. В частности, в перечень субъектов (пункт 1 правил), на которые распространяются указанные правила, включены Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Кроме того, изменилась и форма, по которой составляется ведомственный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе к качеству) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

С 1 апреля 2019 года начнет действовать постановление Правительства РФ от 21 декабря 2018 года № 1618, которым были внесены изменения в постановления Правительства РФ о ведении планов закупок3. Так, с названной даты заказчики должны включать информацию о закупке, предусматривающей заключение энергосервисного контракта, в план закупок отдельно от закупок товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), а также от закупок электрической энергии, мазута, угля и закупок топлива, используемого в целях выработки энергии.

И вновь подарок под новый год

Уже стало традицией, что под занавес уходящего года Госдума принимает законы, вносящие изменения в законодательство о закупках. Так было в конце 2017 года, так произошло и в конце 2018-го. В последние дни декабря минувшего года было принято три закона (федеральные законы от 27 декабря 2018 года № 502-ФЗ, № 512-ФЗ, № 518-ФЗ), которые внесли существенные поправки в Закон № 44-ФЗ. Справедливости ради стоит заметить, что в силу они вступают поэтапно.

Прежде всего расскажем об изменениях, которые уже обрели силу. Так, с 27 декабря 2018 года начали действовать поправки, содержащиеся в Законе № 502-ФЗ и предусматривающие, что при применении антидемпинговых мер победитель обязан одновременно подтвердить свою добросовестность (как именно это сделать, подскажет статья 37 Закона № 44-ФЗ), предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, который указал заказчик в документации. Законом № 502-ФЗ также определено, что не предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке теперь могут все государственные и муниципальные учреждения, участвующие в процедурах в качестве участников закупки, а не только казенные, как было ранее.

Этим же законом урегулирован вопрос о внешней экспертизе при несостоявшихся электронных процедурах определения поставщика, подрядчика, исполнителя. Теперь не нужно привлекать сторонних экспертов и экспертные организации для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по контрактам, заключенным по результатам несостоявшихся электронных процедур. В перечень исключений, когда внешняя экспертиза не требуется, добавили закупки по пунктам 25.1—25.3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Следующие изменения, касающиеся экспертизы, содержатся в Законе № 512-ФЗ. В силу они вступили с 7 января 2019 года. Согласно поправкам результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, оформляются в виде заключения, которое подписывает эксперт или уполномоченный представитель экспертной организации. Оно должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. За предоставление недостоверных результатов экспертизы,

экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение требования о письменном уведомлении о допустимости участия эксперта в проведении экспертизы должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Единственный поставщик

Законом № 502-ФЗ были внесены изменения и в статью 93 Закона № 44-ФЗ, касающуюся закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. С 27 декабря 2018 года установлено новое основание для заключения такого контракта. Это изготовление бланков документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации и за ее пределами, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, выдаваемых в Российской Федерации. А также бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, бланков временных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ и дающих ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию и т. д.

Законом № 518-ФЗ внесены поправки, регламентирующие правила закупки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя, определенного указом или распоряжением Президента РФ либо Правительства РФ. В частности, предусмотрено, что в такие правовые акты обязательно включаются предмет контракта и его предельный срок действия, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) выполнить контракт лично или с привлечением субподрядчиков, соисполнителей. А также требование к объему исполнения единственным поставщиком своих обязательств по контракту лично, условие об обязанности заказчика установить требование к обеспечению исполнения контракта. Данные поправки вступают в силу с 28 марта 2019 года.

С 1 июля 2019 года

Заказчику необходимо помнить, что часть изменений, предусмотренных Законом № 502, вступят в силу с 1 июля 2019 года. С этой даты заказчики будут обязаны включать в контракт сроки возврата не только всего обеспечения исполнения контракта, но и его части. Также появилось условие о том, что в случае если банка, выдавшего банковскую гарантию, лишили лицензии, то исполнитель по контракту обязан предоставить заказчику новую банковскую гарантию в течение месяца с даты, когда он получил такой запрос от заказчика.

С 1 июля 2019 года размер обеспечения исполнения контракта может быть уменьшен только в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения. Данное правило может быть применено, если исполнитель уже выполнил обязательства по контракту на сумму аванса, а заказчик принял работы и не требует уплаты неустойки либо возврата аванса, а также в случаях, которые определит Правительство РФ.

Урегулирован вопрос с ведением реестра контрактов. Так, с 1 июля 2019 года заказчиков обязали включать в реестр контрактов информацию об этапах их исполнения как при заключении контракта, так и при его изменении и исполнении.

58.png

НДС

Не остался без внимания вопрос по поводу применения НДС с 1 января 2019 года. Повышение НДС до 20% вызвало много вопросов у заказчиков по поводу контрактов, которые были заключены в 2018 году и ранее, ведь тогда НДС был 18%. Регулятор контрактной системы неоднократно высказывался по данному поводу. Так, в письме от 8 ноября 2018 года № 24-03-07/80187 ведомство сообщило, что так как ставка НДС не является существенным условием контракта, что следует из положений статьи 432 ГК РФ, то она может быть изменена путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта.

Однако Закон № 502 дополнил статью 112 Закона № 44-ФЗ частью 54, согласно которой предусмотрено право заказчика — получателя бюджетных обязательств в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта до 1 октября 2019 года по соглашению сторон увеличить цену контракта, заключенного до 1 января текущего года, в пределах увеличения ставки НДС. Предусмотренное изменение возможно только в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых по контракту будет осуществляться после 1 января 2019 года и только в случае, если в условиях контракта НДС был указан в размере 18%.

Закупки через агрегатор

С 1 января 2019 года заказчики обязаны включать в условия контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей. Это связано со вступлением в силу 1 января 2019 года постановления Правительства РФ от 28 ноября 2018 года № 1430 «О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета». Так, если контракт не содержит этапов выполнения работ либо этапы выполняются последовательно, то размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа.

Если контракт содержит этапы исполнения, сроки которых совпадают, то размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимост­ью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Указанный порядок расчетов распространяется только на федеральных заказчиков. Напомним, что в 2018 году такой порядок был предусмотрен для контрактов с казначейским сопровождением.

Как известно, с 1 ноября 2018 года федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения закупки канцелярских товаров в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ должны были проводить с использованием единого агрегатора торговли. С 1 марта текущего года все закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ будут осуществляться с использованием единого агрегатора.

Обязанность использовать агрегатор для проведения малых закупок не распространяется на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственное управление в сфере обеспечения безопасности, а также на организации, проводящие закупки для обеспечения деятельности Президента и Правительства РФ.

Остальные заказчики могут проводить закупки с использованием единого агрегатора по своему усмотрению, если иное не будет предусмотрено актами субъекта Федерации или муниципального образования.

1 Постановление Правительства РФ от 4 мая 2018 года № 548 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года № 442».

2 В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 504 статья 61 Закона № 44-ФЗ утратила силу

3Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 года № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг», Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно