Версия для печати 2511 Материалы по теме
Совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов

Светлана Владимировна ГОЛОВА, первый заместитель директора Департамента финансов Ивановской области — статс-секретарь

В Российской Федерации реализуется целый комплекс мер, направленных на обеспечение стабильности и предсказуемости межбюджетного регулирования, совершенствование структуры, порядка и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов. При формировании объемов трансфертов важно учитывать приоритетные задачи социально-экономического развития, а также свести к минимуму риск нарушений, допускаемых при их предоставлении и расходовании.

В бюджете Ивановской области расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляют 42%. Поэтому стабильность и предсказуемость межбюджетного регулирования на федеральном уровне важны как для областного, так и для местных бюджетов. Доля целевых межбюджетных трансфертов в бюджетах последних в среднем составляет около 40%. В этой связи важно поэтапное увеличение объема целевых межбюджетных трансфертов, распределяемых законом об областном бюджете. Несмотря на то что этот объем ежегодно увеличивается (в 2018 году по отношению к 2016 году на 33%), в настоящее время он не превышает 60%.

Решение многих инфраструктурных и социальных проблем нашего региона зависит от федеральных средств. Это предопределило то, что подходы в предоставлении целевых межбюджетных трансфертов, применяемые на федеральном уровне при софинансировании расходных обязательств субъектов РФ, мы используем при предоставлении целевых средств бюджетам муниципальных образований Ивановской области.

По правилам

Постановлением Правительства Ивановской области от 23 марта 2016 года № 65-п утверждены единые правила предоставления и распределения из областного бюджета субсидий муниципальным образованиям (далее — Правила). Правила применяются в отношении субсидий, которые предоставляются в рамках государственных программ Ивановской области, непрограммных направлений деятельности органов государственной власти и иных государственных органов региона. Исключение составляют субсидии из резервного фонда Правительства Ивановской области и субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований при реализации ими отдельных расходных обязательств.

Исполнительные органы государственной власти области привели в соответствие с вышеназванным постановлением нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление субсидий муниципальным образованиям. Все это в значительной степени упорядочило межбюджетное взаимодействие с муниципалитетами и стало важным этапом повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов на региональном уровне.

Внедрение в практику Правил содействовало организации надлежащего учета бюджетных обязательств при предоставлении субсидий муниципалитетам, создало основу для изменения подходов к формированию кассового плана исполнения бюджета в части планирования выплат по межбюджетным трансфертам. В кассовый план включаются выплаты в соответствии с графиками перечисления трансфертов — их наличие является обязательным. Это не только положительно сказывается на планировании выплат из бюджета, ликвидности единого счета бюджета, но и позволяет эффективнее управлять свободными средствами, обеспечивая, в частности, досрочное погашение банковских кредитов, более точное прогнозирование сроков их привлечения.

Так, в 2018 году благодаря мерам по улучшению организации учета бюджетных обязательств, планированию кассовых выплат на основании графиков, указанных в соглашениях и планах по размещению государственных заказов, досрочно погашен долг в объеме 3,7 миллиарда рублей, расходы на его обслуживание сокращены на 120 миллионов рублей. Постепенно сокращаются установленные Правилами сроки, в течение которых главные распорядители распределяют средства межбюджетных трансфертов муниципалитетам. Это способствует увеличению объема освоенных средств. Если в 2016 году на 1 апреля было распределено 4,9 миллиарда рублей целевых межбюджетных трансфертов (85% объема, подлежащего распределению) и освоено в течение года 57%, то в 2018 году на аналогичную дату эта сумма увеличилась до 7,9 миллиарда рублей (90%), освоено в течение года 94%.

Под потребность

Решению задачи по повышению эффективности предоставления межбюджетных трансфертов способствует и активное использование механизма предоставления средств в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств получателей средств местных бюджетов. Мы ежегодно расширяем перечень межбюджетных трансфертов, передаваемых под потребность. В 2017 году под потребность было предоставлено две субсидии и две субвенции, это 1% от объема целевых межбюджетных трансфертов. В 2018 году — 17 субсидий и три субвенции, или 11% от объема целевых межбюджетных трансфертов. В текущем году из 78 межбюджетных трансфертов под потребность будет предоставлено 69. Это 40% от объема ассигнований на предоставление целевых трансфертов.

Практика показывает, что данный механизм отлично справляется с решением задачи по сокращению остатков в бюджетах всех уровней. Если в 2016 году остатки межбюджетных трансфертов в бюджетах муниципальных образований составляли 470 миллионов рублей, то на конец 2018 года эта сумма снизилась до 25,4 миллиона (рисунок).

Однако следует отметить, что механизм предоставления средств под потребность имеет недостатки, которые ограничивают сферу его применения. Например, в случае, когда средства предоставляют бюджету поселения, передавшему часть своих полномочий по решению вопросов местного значения муниципальному району, этот механизм не работает на уровне конечных получателей бюджетных средств муниципального района, также как и контроль доли софинансирования. Кассовые расходы и остатки средств по уровням бюджета формируются в отчетности неверно, так как корректное формирование отчетности об операциях консолидированного бюджета возможно только в случае, когда кассовые выплаты производятся в том местном бюджете, в который поступают средства из областного бюджета.

Тем не менее механизм предоставления средств под потребность является важным элементом предварительного и текущего контроля, в том числе соблюдения муниципалитетами уровня софинансирования. Однако для субъектов РФ, не имеющих собственного казначейства, в число которых входит и Ивановская область, повышение эффективности предварительного и текущего контроля возможно лишь при эффективном взаимодействии органов Федерального казначейства, финоргана и главных распорядителей бюджетных средств. Поэтому при применении механизма предоставления средств под потребность главные распорядители контролируют соблюдение муниципалитетами требований, установленных соглашениями на этапе предоставления субсидий, а УФК по Ивановской области производит контроль в рамках санкционирования бюджетных расходов. Но контроль за бюджетными средствами, осуществляемый разными органами неодновременно и без оперативного обмена информацией при санкционировании бюджетных расходов, не позволяет повысить эффективность предварительного и текущего контроля в отношении предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам. Отчасти в этом причина значительного количества нарушений условий предоставления целевых средств, выявляемых контролирующими органами при последующем контроле.

Надеемся, что мощный кадровый потенциал и опыт в области внедрения передовых технологий Федерального казначейства позволят в ближайшее время решить эту проблему. Использование данных, содержащихся в государственных информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство, будет способствовать улучшению качества планирования и исполнения региональных и муниципальных бюджетов.

Поделиться