Версия для печати 2172 Материалы по теме
Совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов

Светлана Владимировна ГОЛОВА, первый заместитель директора Департамента финансов Ивановской области — статс-секретарь

В Российской Федерации реализуется целый комплекс мер, направленных на обеспечение стабильности и предсказуемости межбюджетного регулирования, совершенствование структуры, порядка и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов. При формировании объемов трансфертов важно учитывать приоритетные задачи социально-экономического развития, а также свести к минимуму риск нарушений, допускаемых при их предоставлении и расходовании.

В бюджете Ивановской области расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляют 42%. Поэтому стабильность и предсказуемость межбюджетного регулирования на федеральном уровне важны как для областного, так и для местных бюджетов. Доля целевых межбюджетных трансфертов в бюджетах последних в среднем составляет около 40%. В этой связи важно поэтапное увеличение объема целевых межбюджетных трансфертов, распределяемых законом об областном бюджете. Несмотря на то что этот объем ежегодно увеличивается (в 2018 году по отношению к 2016 году на 33%), в настоящее время он не превышает 60%.

Решение многих инфраструктурных и социальных проблем нашего региона зависит от федеральных средств. Это предопределило то, что подходы в предоставлении целевых межбюджетных трансфертов, применяемые на федеральном уровне при софинансировании расходных обязательств субъектов РФ, мы используем при предоставлении целевых средств бюджетам муниципальных образований Ивановской области.

По правилам

Постановлением Правительства Ивановской области от 23 марта 2016 года № 65-п утверждены единые правила предоставления и распределения из областного бюджета субсидий муниципальным образованиям (далее — Правила). Правила применяются в отношении субсидий, которые предоставляются в рамках государственных программ Ивановской области, непрограммных направлений деятельности органов государственной власти и иных государственных органов региона. Исключение составляют субсидии из резервного фонда Правительства Ивановской области и субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований при реализации ими отдельных расходных обязательств.

Исполнительные органы государственной власти области привели в соответствие с вышеназванным постановлением нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление субсидий муниципальным образованиям. Все это в значительной степени упорядочило межбюджетное взаимодействие с муниципалитетами и стало важным этапом повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов на региональном уровне.

Внедрение в практику Правил содействовало организации надлежащего учета бюджетных обязательств при предоставлении субсидий муниципалитетам, создало основу для изменения подходов к формированию кассового плана исполнения бюджета в части планирования выплат по межбюджетным трансфертам. В кассовый план включаются выплаты в соответствии с графиками перечисления трансфертов — их наличие является обязательным. Это не только положительно сказывается на планировании выплат из бюджета, ликвидности единого счета бюджета, но и позволяет эффективнее управлять свободными средствами, обеспечивая, в частности, досрочное погашение банковских кредитов, более точное прогнозирование сроков их привлечения.

Так, в 2018 году благодаря мерам по улучшению организации учета бюджетных обязательств, планированию кассовых выплат на основании графиков, указанных в соглашениях и планах по размещению государственных заказов, досрочно погашен долг в объеме 3,7 миллиарда рублей, расходы на его обслуживание сокращены на 120 миллионов рублей. Постепенно сокращаются установленные Правилами сроки, в течение которых главные распорядители распределяют средства межбюджетных трансфертов муниципалитетам. Это способствует увеличению объема освоенных средств. Если в 2016 году на 1 апреля было распределено 4,9 миллиарда рублей целевых межбюджетных трансфертов (85% объема, подлежащего распределению) и освоено в течение года 57%, то в 2018 году на аналогичную дату эта сумма увеличилась до 7,9 миллиарда рублей (90%), освоено в течение года 94%.

Поделиться