Версия для печати 1931 Материалы по теме
Новые видения контрактной системы

Масштаб и значимость национальных проектов требуют пересмотра сложной и многоэтапной процедуры закупок. Упрощение — вот цель, которая должна привести к расширению круга поставщиков и снижению административной нагрузки на заказчиков, а также к развитию ЕИС в сфере закупок. Этим вопросам был посвящен юбилейный, XV Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки».

«Ускоряем цифровизацию закупок — выполняем указы президента» — так называлось пленарное заседание XV Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки». Участие в нем приняли представители Минфина России, Федерального казначейства, ФАС, Госдумы и т. д.

По словам заместителя министра финансов России А. М. Лаврова, национальные проекты предъявили к контрактной системе дополнительные требования, в частности это сокращение сроков контрактации и упрощение системы. Данную работу регулятор планирует провести в два этапа. Первый пакет поправок затрагивает закупки строительных работ, на которые приходится половина госзаказа. В частности, законопроект предполагает переход от заявки на участие в торгах к согласию на выполнение работ, предусмотренных техзаданием (подробнее об этом читайте в материале «44‑ФЗ: идеальных законов не бывает»).

При этом регулятор, конечно же, подумал о минимизации рисков, связанных, например, с подачей заявок участниками, которые не готовы к исполнению строительных контрактов. И предлагает для этого проверять наличие соответствующего опыта до того, как участники будут допущены к подаче ценовых предложений, отказаться от авансов в случае снижения цены более чем на 25% и т. д.

Также Лавров указал на то, что рассматривается возможность внесения изменений в заключенный контракт на строительство в пределах 30% срока или объема работ при возникновении непредвиденных обстоятельств, в частности таких как недостатки проектной документации. «Вместо того чтобы расторгать контракт и вступать в новую процедуру закупки, мы предлагаем возможность вносить такие изменения, правда, по согласованию с правительством соответствующего уровня и при условии, что подрядчик выплачивает все предусмотренные неустойки», — пояснил новацию замминистра. Параллельно Минфин России готовит более обширный законопроект, который включает упразднение ненужных процедур, полную цифровизацию учета всех этапов исполнения контракта и расчета цен, а также упрощение планирования.

Кроме того, регулятор предлагает разрешить продлевать контракты с единственным поставщиком в сфере естественных монополий, отказаться от предоставления отчетов об исполнении контрактов. Также в этом году Минфин России планирует завершить формирование каталога товаров и услуг. «Наполнение каталога идет с опережением графика, — отметил Лавров. — В конце текущего года мы рассчитываем создать каталог по всем наиболее часто закупаемым товарам».

В онлайн-режиме

Как отметил заместитель руководителя ФАС России М. Я. Евраев, над совершенствованием системы закупок антимонопольная служба работает в связке с Минфином и Казначейством России, Госдумой. «У нас много разных идей — например, мы хотим, чтобы “правило согласия” пришло не только в сферу строительства, но и, с определенными оговорками, в остальные закупки товаров, работ, услуг», — отметил Евраев. Также он указал, что в подготовленном законопроекте о строительстве срок подачи заявок заканчивается всего за четыре часа до момента начала электронного аукциона. Но, по мнению спикера, этого недостаточно. Было бы настоящим прорывом, если бы все происходило в онлайн-режиме: любой из участников, зарегистрированный в ЕИС, подает свое ценовое предложение на аукцион, автоматически блокируется его обеспечение. При таком подходе предварительный круг участников неизвестен, соответственно, все вопросы по организации сговоров уходят в прошлое. «Конечно, мы будем стремиться к такому порядку и действительно рассчитываем, что в ближайшее время наши заказчики будут проводить закупки не за 30–60 дней, а значительно оперативнее, — считает представитель ФАС. — В идеале — в течение одного дня, но для этого нужно вводить агрегаторы торговли в нормативное правовое поле закупок, с тем чтобы появились быстрые и короткие процедуры».

К конкуренции и эффективности

Аудитор Счетной палаты РФ М. С. Рохмистров, который неустанно пропагандирует «закупку в один клик», на форуме сосредоточил внимание участников дискуссии на конкуренции. Он напомнил, что уровень конкуренции по Закону № 44‑ФЗ оценивается в среднем три заявки на один лот. Этот результат наблюдается уже на протяжении нескольких лет. Никакого движения не происходит. «Мы проанализировали 44‑ФЗ с момента его вступления в силу на предмет неконкурентных закупок, результаты заставляют задумываться», — отметил спикер. Так, в 2014 году аудиторы насчитали чуть более 30% неконкурентных закупок, в 2015 году, когда закон начали совершенствовать, неконкурентных закупок было 45,4%, в 2017 году — 60,6%, в 2018 году — 53,8%.

Эти результаты говорят о том, что бизнес не хочет участвовать в государственных закупках. Об этом свидетельствуют и следующие данные. В стране зарегистрировано 4,5 миллиона предпринимателей, которые потенциально могут быть участниками закупок. Вместе с тем в ЕИС зарегистрировано чуть больше 100 тысяч участников, а личных кабинетов создано всего 74 тысячи. По мнению Рохмистрова, нежелание предпринимателей включаться в госзакупки порождает низкую конкуренцию, высокие коррупционные риски, картельные сговоры и т. д. «Давайте общими силами сделаем систему закупок привлекательной для добросовестных участников, — призвал собравшихся экспертов представитель Счетной палаты, — Не надо создавать защиту от недобросовестных чиновников, надо делать комфортную систему для предпринимателей». В связи с чем, по его мнению, необходимы дружелюбный интерфейс для добросовестных поставщиков и барьеры для недобросовестных.

Кроме того, Рохмистров указал на необходимость повышения эффективности контрактной системы, а именно на снижение затрат. «Для того чтобы что-то купить, государство сегодня несет большие издержки: на содержание и обучение контрактной службы, на содержание ЕИС, последняя обходится в 2,5 миллиарда рублей в год, — отметил аудитор. — Немалые затраты и у поставщиков, которые к тому же увеличиваются по мере внедрения в контрактную систему новаций».

Электронный акт о выполненных работах

Казначейство России сегодня работает не только над решением краткосрочных задач, например над скорейшим внедрением в ЕИС предстоящих новаций, но и над тем, как будет выглядеть система в ближайшей перспективе. Так, по словам заместителя руководителя Федерального казначейства А. Т. Катамадзе, Казначейство России планирует включить в реестр участников закупок, определяющий правоспособность юридического лица, те документы, которые требуются в качестве допуска ко второй части закупки: допуски СРО, лицензии и т. д. Это необходимо для того, чтобы разгрузить вторую часть заявки или объединенную единую заявку, уменьшив объем документов, которые поставщик должен готовить для каждой закупочной процедуры. «Логичнее свести все эти документы в одном реестре, чтобы они всегда были наготове», — полагает спикер.

С 1 июля текущего года Казначейство России запускает сервис электронного актирования. «Акт выполненных работ — это единственный документ, который на сегодняшний день подписывается на бумаге, — напомнила Катамадзе. — Электронный документооборот в сфере закупок обрывается на реестре контрактов и превращается в бумажный». По словам представителя ведомства, электронный акт о выполненных работах позволит оставлять в ЕИС «аудиторский след»: вовремя ли был подписан документ, оплачены ли работы, весь ли объем работ выполнен, применены ли штрафные санкции. Аудиторский след призван защитить и заказчика при общении с контролерами, и поставщика в случае несвоевременной оплаты контракта или при затягивании сроков подписания акта выполненных работ. Данный сервис станет частью юридически значимого документооборота.

Переход на принцип живой торговли

По словам Катамадзе, сегодня вся мировая электронная торговля идет по пути выбора товара «с полки». «Нам кажется, что ключевым направлением развития должно быть не объявление процедуры, ожидание подачи заявки, допуски к ней, а выбор “с полки” того товара, который поставщик “положит” на эту полку заблаговременно, — поделилась она перспективами развития ЕИС. — Для этого необходимо, чтобы каталог перестал быть просто инструментом описания товара и стал основанием для сделки». Для этого необходима интеграция каталога с биржами, электронными магазинами. И реализуемый сегодня пилотный проект — агрегатор торговли — это своего рода пробы пера, проверка самой идеи.

Кроме того, представитель Казначейства России отметила важность оперативной работы службы поддержки пользователей ЕИС. «Сейчас в системе два миллиона пользователей. Для повышения эффективности работы с инцидентами мы в ближайшее время запускаем функционал, который позволит автоматически передавать обращения в службу инцидентов и пользователь сможет видеть процедуру разбора ситуации в онлайн-режиме», — рассказала Катамадзе.

Казначейство России запустило мобильное приложение ЕИС для поставщиков

В рамках юбилейного, XV Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки» Федеральное казначейство представило мобильное приложение Единой информационной системы в сфере государственных закупок для поставщиков. По словам руководителя Казначейства России Р. Е. Артюхина, главная задача ведомства — сделать сервисы сайта госзакупок максимально простыми для взаимодействия заказчиков и поставщиков.

56.png

«Создание личного кабинета поставщика в ЕИС — это только начало тех масштабных сервисов, тех интересных опций, которые мы планируем внедрять для поставщиков», — сказала заместитель руководителя Федерального казначейства А. Т. Катамадзе. Первая версия мобильного приложения ЕИС для поставщиков — лишь один инструмент из этого списка.

Приложение позволит пользователям осуществлять поиск и анализ извещений о закупках в рамках законов № 223‑ФЗ и № 44‑ФЗ, а также получать уведомления о событиях закупки и внесенных заказчиком изменениях в документы. Кроме того, для пользователей приложения будет доступен сервис «Аналитика», призванный помочь поставщикам найти потенциальных заказчиков и провести анализ закупок.

«Учитывая стремительный рост мобильных пользователей в России, важно обеспечить возможность использовать нашу систему 24/7. Информация и аналитика по более чем 23 миллионам извещений о закупках — в одном приложении! Думаю, такое приложение ждали все участники рынка», — отметил Артюхин.

На данный момент для скачивания доступна версия приложения для мобильной платформы iOS. В ближайшее время Казначейство России планирует запустить приложение на платформе Android.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться