25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3311 Материалы по теме
Цель — обогнать инфляцию. Что будет с доходами регионов в 2019 году?

В марте первый заместитель министра финансов России Л. В. Горнин заявил, что Минфин ожидает замедления роста доходов регионов в 2019 году. Темпы роста по итогам года уменьшатся почти в два раза. Мы спросили аналитиков, с чем это будет связано, а также о других тенденциях текущего года.

По словам Горнина, доходы регионов по итогам текущего года должны вырасти на 6–7%. Для сравнения: в прошлом году налоговые и неналоговые доходы регионов выросли на 14%, в сумме они достигли 10,2 триллиона рублей. Свои доходы увеличили все 85 регионов.

Разница будет видна еще сильнее, если учесть инфляцию. По данным Росстата, в 2018 году цены увеличились на 4,3%. В 2019 году инфляция, как ожидается, будет несколько выше. Официальный прогноз Минэкономразвития России составляет те же 4,3% по итогам года. Однако глава ведомства М. А. Орешкин в феврале 2019 года говорил, что рост цен превысит этот прогноз, хоть и будет меньше 5%.

Рекордные результаты прошлого года

Напомним, в 2018 году впервые за последние десять лет все российские регионы закончили год с положительной динамикой доходов бюджетов. Ситуация сильно отличается от 2014–2015 годов, когда Россия испытывала сильное внешнеэкономическое давление, а субъекты Федерации должны были повысить зарплаты работникам бюджетной сферы. В Минфине России отмечали, что сегодняшние результаты обеспечены не только за счет программы реструктуризации, но и благодаря ответственным решениям самих руководителей субъектов РФ.

Как писал журнал «Бюджет» в прошлом номере (март 2019 года), в прошлом году консолидированные бюджеты регионов впервые с 2007 года были исполнены с профицитом. Суммарный профицит составил 510 миллиардов рублей. Для сравнения: в 2017 году суммарный дефицит регионов составлял 52 миллиарда рублей.

Число регионов с дефицитом резко снизилось — с 47 по итогам 2017 года до 15 регионов в 2018-м. Профицит сложился в 70 регионах, в то время как годом раньше их было 45. Всего три региона увеличили дефицит по итогам года. Это Московская область, Хабаровский край и Сахалинская область.

На фоне профицитных бюджетов сократился государственный долг. В прошлом году объем госдолга регионов сократился на 109,1 миллиарда рублей, или почти на 5%. В 2015 году больше 15 регионов имели долг, превышающий их годовые собственные доходы. Сейчас таких субъектов осталось только два.

Доходы будут расти медленнее из-за сырья

Горнин пояснил, что замедление темпов роста доходов в 2019 году будет связано с тем, что у регионов не будет эффектов от конъюнктурных налогов (в первую очередь по налогу на прибыль), полученных в 2018 году. В прошлом году рост по налогу на прибыль составил 20%.

Как пояснила журналу «Бюджет» заместитель директора группы региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Е. С. Анисимова, основная причина роста поступлений действительно заключалась в налоге на прибыль. Рублевые цены на сырье и продукты переработки в 2018 году находились на пике. В текущем году ожидается снижение этих цен. Следовательно, возможности регионов по дальнейшему росту налога на прибыль будут ограниченны.

По словам директора методологической группы рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (агентство принадлежит РБК) А. Г. Шуракова, прирост консолидированных бюджетов 2018 года (налоговые и неналоговые доходы увеличились (ННД) на 13,8%) показал достаточно сильное отклонение в положительную сторону от тренда 2011–2017 годов. В указанный период прирост ННД составлял в среднем 7,5%: показатель был минимальным в 2013 году (3,2%) и максимальным в 2012-м (9,7%).

Ожидаемый в 2019 году результат на уровне 6–7% эксперт считает скорее не замедлением, а возвращением к средним, нормальным темпам прироста. «Пока нет предпосылок для изменения тренда и устойчивого роста на 13–14 процентов в год при инфляции 4–5 процентов», — отметил Шураков.

Ситуация 2018 года — благоприятное стечение обстоятельств: позитивная конъюнктура сырьевых рынков и комфортная для экспортных отраслей динамика валютного курса рубля. По оценкам «Национальных кредитных рейтингов», конъюнктура обусловила как минимум 3,3% (из 13,8%) процентного пункта прироста ННД. В результате в 2018 году добыча полезных ископаемых принесла в региональные бюджеты 629 миллиардов рублей налога на прибыль, в то время как в 2011–2017 годах эта сумма составляла в среднем 332,2 миллиарда.

Может ли «сырьевое везение» продолжиться в 2019 году? Даже если это и произойдет, то все равно для поддержания высоких темпов роста доходов регионам нужны будут дополнительные источники. Если поступления от добычи полезных ископаемых вернутся на средний уровень прошлых лет, то региональным бюджетам, чтобы сохранить ННД на уровне 2018 года, нужно будет изыскать резервы в других видах деятельности. Поэтому 6–7% прироста ННД консолидированных бюджетов по итогам 2019 года будет, по мнению Шуракова, вполне неплохим результатом.

«Отмечу, что с точки зрения доходов и расходов бюджета важнее реальные, а не номинальные темпы. Если в 2019 году ННД регионов увеличится на семь процентов при инфляции 4,3 процента — это будет небольшой, но положительный реальный рост в размере 2,7 процента. Напомню, что три года подряд, в 2013–2015 годах, ННД консолидированных бюджетов снижались в реальном выражении», — заключает Шураков.

Планы на текущий год

Как рассказал Горнин, большинство бюджетов субъектов РФ на 2019 год, представленных в Минфин России, были реалистичны и достижимы в части оценки налогового потенциала. Для всех расходов, которые предстоят регионам, есть источники покрытия. Кроме того, для реализации нацпроектов в 2019 году регионы получат порядка 560 миллиардов рублей дополнительных средств. Это одна из крупнейших сумм трансфертов за последние 20 лет.

Кроме средств на реализацию нацпроектов, регионы могут получить компенсацию за снижение в 2020 году доходов от отмены налога на движимое имущество. Минфин будет обсуждать это с главами регионов весной 2019 года. Пока методика и объем ресурсов с субъектами РФ не обсуждались. Возможно, это будет прямой трансферт или дополнительные доходные источники по аналогии с акцизами на крепкий алкоголь. Ранее федеральный центр компенсировал регионам выпадающие из-за отмены налога доходы 2019 года. Дотации были предоставлены еще в 2018 году, их размер составил 96,6 миллиарда.

Аналитики отмечают, что отмена налогообложения движимого имущества может оказать негативное влияние на динамику налоговых поступлений. «Хотя изменение норматива акцизных отчислений с продаж алкоголя в пользу регионов призвано нивелировать этот эффект, наши расчеты показывают, что полной компенсации не произойдет. Это одна из причин замедления в 2019 году темпов роста налоговых доходов», — считает Анисимова.

Конкуренция с инфляцией

По мнению Анисимовой, в 2019 году одной из задач, стоящих перед большинством регионов, станет прирост ННД темпами выше инфляции. Территории, которые смогут два года подряд (в 2018–2019 годах) обгонять инфляцию, будут рассчитывать на улучшение условий реструктуризации бюджетных кредитов.

В конце 2017 года Минфин России реструктурировал большинство бюджетных кредитов регионам, кроме целевых (на капитальный ремонт дорог, на ликвидацию последствий засухи, на проведение крупных мероприятий). Вместо того, чтобы истребовать эти кредиты по первоначальному графику (в 2018–2020 годах), Минфин отодвинул сроки погашения на семь лет. В течение этих лет регионы будут постепенно выплачивать реструктуризированные долги.

Рост ННД выше инфляции два года подряд позволит еще больше продлить срок погашения — на 12 лет. Учитывая льготный характер получения средств (процентная ставка составляет всего 0,1% в год), инфляция за 12 лет значительно обесценит эти кредиты.

В 2018 году большинство регионов смогли выполнить это условие, только семь из них не достигли цели. Они не смогут пролонгировать погашение (если они участвуют в реструктуризации — незначительная часть субъектов РФ приняли решение отказаться от заключения таких соглашений).

«По прогнозу АКРА, инфляция в 2019 году составит порядка 4,8 процента. В условиях прогнозируемого снижения цен на сырье и товары первичной переработки, возможно, для некоторых регионов выполнить это условие будет сложнее, чем в 2018 году», — говорит Анисимова. В АКРА полагают, что по итогам года достичь цели по росту доходов удастся только тем регионам, чье экономическое развитие опережает среднестрановые показатели. Речь идет о территориях, где появляются новые мощности и, следовательно, новые налогоплательщики, или о тех субъектах РФ, которые смогли сократить налоговые льготы и не потерять налогоплательщиков.

К. В. СУГРОБОВ

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно