Версия для печати 1134 Материалы по теме
Цель — обогнать инфляцию. Что будет с доходами регионов в 2019 году?

В марте первый заместитель министра финансов России Л. В. Горнин заявил, что Минфин ожидает замедления роста доходов регионов в 2019 году. Темпы роста по итогам года уменьшатся почти в два раза. Мы спросили аналитиков, с чем это будет связано, а также о других тенденциях текущего года.

По словам Горнина, доходы регионов по итогам текущего года должны вырасти на 6–7%. Для сравнения: в прошлом году налоговые и неналоговые доходы регионов выросли на 14%, в сумме они достигли 10,2 триллиона рублей. Свои доходы увеличили все 85 регионов.

Разница будет видна еще сильнее, если учесть инфляцию. По данным Росстата, в 2018 году цены увеличились на 4,3%. В 2019 году инфляция, как ожидается, будет несколько выше. Официальный прогноз Минэкономразвития России составляет те же 4,3% по итогам года. Однако глава ведомства М. А. Орешкин в феврале 2019 года говорил, что рост цен превысит этот прогноз, хоть и будет меньше 5%.

Рекордные результаты прошлого года

Напомним, в 2018 году впервые за последние десять лет все российские регионы закончили год с положительной динамикой доходов бюджетов. Ситуация сильно отличается от 2014–2015 годов, когда Россия испытывала сильное внешнеэкономическое давление, а субъекты Федерации должны были повысить зарплаты работникам бюджетной сферы. В Минфине России отмечали, что сегодняшние результаты обеспечены не только за счет программы реструктуризации, но и благодаря ответственным решениям самих руководителей субъектов РФ.

Как писал журнал «Бюджет» в прошлом номере (март 2019 года), в прошлом году консолидированные бюджеты регионов впервые с 2007 года были исполнены с профицитом. Суммарный профицит составил 510 миллиардов рублей. Для сравнения: в 2017 году суммарный дефицит регионов составлял 52 миллиарда рублей.

Число регионов с дефицитом резко снизилось — с 47 по итогам 2017 года до 15 регионов в 2018-м. Профицит сложился в 70 регионах, в то время как годом раньше их было 45. Всего три региона увеличили дефицит по итогам года. Это Московская область, Хабаровский край и Сахалинская область.

На фоне профицитных бюджетов сократился государственный долг. В прошлом году объем госдолга регионов сократился на 109,1 миллиарда рублей, или почти на 5%. В 2015 году больше 15 регионов имели долг, превышающий их годовые собственные доходы. Сейчас таких субъектов осталось только два.

Доходы будут расти медленнее из-за сырья

Горнин пояснил, что замедление темпов роста доходов в 2019 году будет связано с тем, что у регионов не будет эффектов от конъюнктурных налогов (в первую очередь по налогу на прибыль), полученных в 2018 году. В прошлом году рост по налогу на прибыль составил 20%.

Как пояснила журналу «Бюджет» заместитель директора группы региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Е. С. Анисимова, основная причина роста поступлений действительно заключалась в налоге на прибыль. Рублевые цены на сырье и продукты переработки в 2018 году находились на пике. В текущем году ожидается снижение этих цен. Следовательно, возможности регионов по дальнейшему росту налога на прибыль будут ограниченны.

По словам директора методологической группы рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (агентство принадлежит РБК) А. Г. Шуракова, прирост консолидированных бюджетов 2018 года (налоговые и неналоговые доходы увеличились (ННД) на 13,8%) показал достаточно сильное отклонение в положительную сторону от тренда 2011–2017 годов. В указанный период прирост ННД составлял в среднем 7,5%: показатель был минимальным в 2013 году (3,2%) и максимальным в 2012-м (9,7%).

Ожидаемый в 2019 году результат на уровне 6–7% эксперт считает скорее не замедлением, а возвращением к средним, нормальным темпам прироста. «Пока нет предпосылок для изменения тренда и устойчивого роста на 13–14 процентов в год при инфляции 4–5 процентов», — отметил Шураков.

Ситуация 2018 года — благоприятное стечение обстоятельств: позитивная конъюнктура сырьевых рынков и комфортная для экспортных отраслей динамика валютного курса рубля. По оценкам «Национальных кредитных рейтингов», конъюнктура обусловила как минимум 3,3% (из 13,8%) процентного пункта прироста ННД. В результате в 2018 году добыча полезных ископаемых принесла в региональные бюджеты 629 миллиардов рублей налога на прибыль, в то время как в 2011–2017 годах эта сумма составляла в среднем 332,2 миллиарда.

Может ли «сырьевое везение» продолжиться в 2019 году? Даже если это и произойдет, то все равно для поддержания высоких темпов роста доходов регионам нужны будут дополнительные источники. Если поступления от добычи полезных ископаемых вернутся на средний уровень прошлых лет, то региональным бюджетам, чтобы сохранить ННД на уровне 2018 года, нужно будет изыскать резервы в других видах деятельности. Поэтому 6–7% прироста ННД консолидированных бюджетов по итогам 2019 года будет, по мнению Шуракова, вполне неплохим результатом.

«Отмечу, что с точки зрения доходов и расходов бюджета важнее реальные, а не номинальные темпы. Если в 2019 году ННД регионов увеличится на семь процентов при инфляции 4,3 процента — это будет небольшой, но положительный реальный рост в размере 2,7 процента. Напомню, что три года подряд, в 2013–2015 годах, ННД консолидированных бюджетов снижались в реальном выражении», — заключает Шураков.

Поделиться