Версия для печати 751 Материалы по теме
Казначейский контроль за использованием средств господдержки сельского хозяйства

Вадим Александрович МИХАЙЛОВ, начальник отдела казначейского сопровождения Управления Федерального казначейства по Саратовской области

51.png

Первый свой опыт казначейского сопровождения субсидий для сельского хозяйства Управление Федерального казначейства по Саратовской области (далее — Управление) получило в 2017 году, когда открыло семь лицевых счетов, на которых отражалось лишь несколько направлений государственной поддержки. А именно: поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм и развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Руководство региона отметило положительный эффект применения нового механизма и приняло решение о переводе с 2018 года на казначейское сопровождение максимально широкого перечня субсидий.

Открытие лицевых счетов

В 2018 году в Саратовской области на казначейское сопровождение переведены следующие сельскохозяйственные субсидии:

на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями и виноградниками;

на возмещение части затрат на приобретение элитных семян;

на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования;

на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

на государственную поддержку сельского хозяйства в области развития мелиорации сельскохозяйственных земель Саратовской области и др.

Перечисление средств из областного бюджета началось в первом квартале 2018 года, когда в регионе традиционно в самую активную фазу вступает подготовка к весенне-полевым работам. Поэтому задачей номер один для Управления стало недопущение срыва сроков ее проведения. В оперативном режиме — в течение трех дней — сельхозпроизводителям области было открыто порядка полутора тысяч лицевых счетов (рисунок 1).

В целях скорейшего доведения субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и обеспечения выполнения запланированных мероприятий в установленные сроки Управление обратилось в Федеральное казначейство с предложением упростить ряд процедур по открытию лицевых счетов. В частности, было предложено распространить технологию резервирования лицевых счетов на сельхозпроизводителей, а также использовать для открытия соглашения о предоставлении субсидий, разработанные Министерством сельского хозяйства Саратовской области в электронном виде.

Но наиболее важной стала наша инициатива по предоставлению специалистам территориальных органов Федерального казначейства права заверения карточек образцов подписей. Суммы предоставляемых небольшим крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидий незначительны, а стоимость нотариального заверения карточек образцов подписей составляет не менее 1,5 тысячи рублей. Поэтому Управление обратилось в центральный аппарат Федерального казначейства с просьбой рассмотреть возможность оформлять карточки в присутствии должностного лица органа Федерального казначейства, который проставит отметки об удостоверении полномочий и подписей. Инициатива была поддержана и нашла отражение в приказе Федерального казначейства[1].

Адаптация клиентов

Другой, не менее важной для Управления задачей стало создание максимально комфортных условий для адаптации клиентов к работе по новым правилам. С этой целью было проведено несколько совещаний с участием представителей Министерства сельского хозяйства Саратовской области, районных управлений сельского хозяйства, сельскохозяйственных товаропроизводителей (в том числе в режиме видеоконференций).

На них подробно обсуждался порядок проведения операций при казначейском сопровождении средств (начиная с заключения соглашения о предоставлении субсидии и открытия лицевого счета и заканчивая его закрытием после исполнения всех обязательств). Кроме того, разъяснялись алгоритмы взаимодействия с органами казначейства, порядок подключения к электронному документообороту и его преимущества по сравнению с традиционным бумажным (рисунок 2). Но ввиду небольшого количества проводимых платежных операций абсолютное большинство получателей субсидий приняло решение обслуживаться с применением бумажного документооборота.

На территории Саратовской области активно функционируют многочисленные сельскохозяйственные организации различных форм собственности, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства. Причем это многообразие представлено во всех муниципальных районах. В связи с этим основная нагрузка по обслуживанию данной категории клиентов пришлась на территориальные отделы Управления. Подразделения выступили в роли так называемых фронт-офисов, они непосредственно взаимодействовали с аграриями и оказывали им всестороннюю помощь в оформлении заявлений на открытие лицевых счетов, карточек образцов подписей, сведений об операциях с целевыми средствами, платежных поручений для проведения расходных операций, консультировали по применению нормативных правовых актов.

Всего в 2018 году сельскохозяйственным товаропроизводителям Саратовской области было открыто более трех тысяч лицевых счетов, на которые перечислено 2,3 миллиарда рублей государственной финансовой поддержки. Объем проведенных платежей с лицевых счетов составил почти 2,16 миллиарда рублей, или 95%. Подавляющее большинство платежей — это возмещение ранее понесенных расходов — две третьих всех кассовых выплат (рисунок 3). Это обусловлено самим характером субсидий — большинство из них предоставлялось на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей.

Для проведения операций получатели субсидий представляют в органы Федерального казначейства платежные поручения и первичные документы, подтверждающие возникновение обязательств по оплате товаров, работ и услуг, — договоры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. д. На этапе проведения выплат казначеи проверяют соответствие планируемых расходов предмету и целям соглашения о предоставлении субсидии. При этом помимо первичных документов рассматриваются сведения об операциях с целевыми средствами, в которых обозначены все направления расходования ассигнований, а также планируемые суммы выплат по ним. Каждое из направлений можно детализировать до необходимого уровня, выделив, к примеру, приобретение запасных частей, горюче-смазочных материалов, объектов основных средств и т. д. Тем самым можно разложить субсидию, предоставленную конкретному сельскохозяйственному товаропроизводителю, на составные части с последующим проведением анализа основных направлений ее использования.

Плюсы казначейского сопровождения

Помимо обеспечения контроля за целевым использованием средств казначейское сопровождение субсидий способствует, во-первых, повышению прозрачности движения бюджетных средств от ГРБС до конечного получателя. Раньше деньги из бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям направлялись на их расчетные счета, открытые в кредитных организациях, и при этом никак не выделялись в составе общего остатка. Теперь бюджетные средства, отраженные на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, подсвечиваются уникальным идентификационным кодом, присваиваемым каждому заключенному соглашению.

Во-вторых, механизм способствует повышению уровня информированности ГРБС, поскольку они, являясь уполномоченными органами на предоставление средств государственной поддержки, могут получать полную информацию о ходе исполнения аграриями своих обязательств, включая сведения о произведенном кассовом расходе и остатке средств на лицевых счетах на любую календарную дату.

Еще один важнейший аспект — наличие аудиторского следа. Хранящиеся в информационных системах Федерального казначейства первичные и расчетные документы в дальнейшем могут быть запрошены органами государственного (муниципального) финансового контроля при проведении проверок в отношении получателей средств господдержки.

Справка

Саратовская область — один из крупнейших аграрных регионов страны. Согласно данным областного правительства, в 2016 году сельское хозяйство обеспечило более 13% валового регионального продукта[2]. На поддержку сельхозпроизводителей из федерального бюджета в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия поступают значительные средства. Так, в последние годы отрасль получает пятую часть средств, выделяемых региону, что уступает только финансированию социальной сферы.

История казначейского сопровождения

Задача по осуществлению предварительного фактического контроля за расходованием бюджетных средств в важнейших отраслях ставилась еще в XIX веке. Так, в период правления Александра III (1881–1894) в декабре 1882 года были утверждены Правила о контрольной проверке операций по постройке оборонительных сооружений у города Ковно (территория современной Литвы) и деревни Оссовец (территория современной Польши). На основании этого документа у контрольных учреждений появлялось право на проверку отпуска денежных средств и фактически выполненных работ по постройке сооружений, инвентаризацию материалов, хранящихся на складах и т. д. А на следующий год свет увидели Правила о контрольном надзоре за постройкой и эксплуатацией казенных железных дорог, которые конкретизировали направления текущего контроля. Он осуществлялся, в частности, при приеме и освидетельствовании приобретаемых материалов и имущества для нужд железной дороги; при освидетельствовании проведенных работ и используемых материалов и т. д.[3]

 




[1] Приказ Федерального казначейства от 28 декабря 2018 года № 42н «О Порядке открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов”».

 



[2] Официальный сайт Правительства Саратовской области: saratov.gov.ru.

 



[3] Сакович В. А. Государственный контроль в России, его история и современное устройство в связи с изложением сметной системы, кассоваго порядка и устройства государственной отчетности. Ч. 1-2 / [соч.] В. А. Саковича. Санкт-Петербург: Типо-литография Берман и Рабинович, 1896–1897. XXIV, 358, XXIV, 91 с. [Электронный ресурс] // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003554018 (дата обращения: 19.02.2019).

 




Поделиться