Версия для печати 526 Материалы по теме
Новации, нацпроекты, доходы. О чем говорили  на XII муниципальной конференции

В начале июня в Москве прошла XII Всероссийская муниципальная конференция на тему «Бюджетная политика муниципальных образований в современных условиях». Мероприятие организовано Издательским домом «Бюджет» совместно с Союзом финансистов России при поддержке Совета Федерации. О чем говорили участники на конференции — в нашем репортаже.

На конференции встретились главы, члены представительных органов, руководители финансовых органов и экономических служб муниципалитетов, сотрудники финансовых органов субъектов РФ, эксперты. Кроме традиционных финансовых вопросов, на мероприятии обсудили широкий спектр тем, связанных с развитием городов и муниципальных районов. Это новации федерального законодательства и их влияние на доходную базу местных бюджетов, инструменты муниципального земельного контроля, совершенствование информационного взаимодействия ФНС и органов МСУ и многое, многое другое.

В рамках мероприятия традиционно подвели итоги Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами». Список победителей также опубликован в «Российской газете» в номере от 5 июня 2019 года.

Исполнительный директор конкурса, руководитель объединенной редакции ИД «Бюджет» В. Д. Дзгоев, приветствуя участников, обратил внимание на сохраняющийся высокий интерес к мероприятию. Он отметил символизм того, что конференция проходит в один день с Петербургским экономическим форумом. Конференция, также как и форум в Санкт-Петербурге, способствует развитию экономической мысли — только на муниципальном уровне, заключил Дзгоев.

Новое на федеральном уровне

О новациях федерального законодательства и их влиянии на доходную базу местных бюджетов рассказала председатель совета Союза финансистов России, зампредседателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам Н. С. Максимова. Одна из таких новаций — поправка в Бюджетный кодекс, которая разрешит регионам предоставлять муниципалитетам не только дотации, субсидии или субвенции, но и иные межбюджетные трансферты. Сейчас такой возможности нет. Еще одно изменение — горизонтальные трансферты (финансовая помощь от муниципалитета к муниципалитету). Обе эти поправки, скорее всего, будут узаконены в весеннюю сессию Госдумы.

Максимова также рассказала, что уже внесен законопроект, предусматривающий новый вид муниципального образования — муниципальный округ. Такие образования можно будет создавать за счет объединения поселений или районов городских округов. Это, кроме прочего, позволит экономить средства за счет сокращения административных расходов, а также повысить качество управления. (Подробнее о муниципальных округах читайте в интервью «Бюджета» с председателем Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления А. Н. Диденко на стр. 44.)

По словам Максимовой, с 2020 года в России стартует еще один фактически национальный проект. Речь идет о госпрограмме комплексного развития сельских территорий в 2020–2025 годах, принятой в мае 2019 года. Она предусматривает федеральное финансирование в размере 2,88 триллиона рублей по комплексу направлений, таких как образование, демография, культура, спорт и многое другое. От муниципалитетов требуется, чтобы они передали в региональные органы власти заявки по объектам, которые, по их мнению, должны попасть в эту программу. Сроки очень сжатые: курирующее эту работу Министерство сельского хозяйства РФ будет рассматривать заявки в июле текущего года. Пока заявки можно подавать без проектно-сметной документации.

Депутат также напомнила муниципалитетам о выпадающих доходах, связанных с появлением новых групп населения со льготами по налогу на имущество. Так, это предпенсионеры, которые с 1 января 2019 года получили те же послабления, что и пенсионеры. Вторая группа — семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми. В ходе мероприятия эту тему обсудили еще раз: опытом расчета выпадающих доходов бюджетов муниципальных образований в связи с налоговыми вычетами многодетным семьям поделились представители Чеченской Республики — министр финансов региона С. Х. Тагаев и заместитель главы Администрации Урус-Мартановского района Р. А. Заурбеков. (Статью, написанную на основе их доклада, читайте на стр. 58.)

Туристический сбор и компенсация ЕНВД

В ближайшее время у муниципальных образований появится еще один источник доходов — туристический сбор. Об этом рассказала заместитель начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России И. И. Скляр. Согласно законопроекту, разрабатываемому ведомством, источник дохода станет доступен всем видам муниципальных образований. Ввести сбор планируется с 2021 года; его будут уплачивать физические лица. Ожидается, что особенно важным новый источник окажется для исторических поселений.

39_1.png

Еще одно ожидаемое решение — компенсация выпадающих доходов муниципалитетов в связи с отменой ЕНВД. Пока Минфин России прорабатывает имеющиеся предложения совместно с ФНС и финансовыми органами субъектов РФ.

В результате отмены ЕНВД налогоплательщики будут переходить на общий режим, а также на УСН, патент и, возможно, на налог на профессиональный доход. Это режимы с большей реальной налоговой нагрузкой. Скорее всего, в результате этого перехода консолидированные бюджеты субъектов РФ не потеряют доходы, а, напротив, увеличат их. Однако муниципалитеты лишатся одного из источников доходов.

Для того чтобы обеспечить сбалансированность местных бюджетов, за ними предлагается закрепить нормативы отчислений от УСН. Существует два варианта. Первый — единые нормативы отчислений по УСН из бюджетов субъектов РФ муниципальным образованиям. Второй — установить в Бюджетном кодексе обязанность регионов передавать местным бюджетам часть поступлений в зависимости от некоторых показателей (выпадающие доходы в результате отмены ЕНВД, статистика по малому и среднему бизнесу, в том числе объемы выручки, доходы, численность работников и т. д.).

О стратегии развития муниципалитетов

О стратегических аспектах рассказал референт Департамента планирования территориального развития Министерства экономического развития РФ А. А. Дьяконов. Он напомнил, что в начале этого года была принята Стратегия пространственного развития. Документ содержит несколько целей, связанных с муниципальными образованиями. Среди них:

создание условий для прорывного развития крупнейших городов, являющихся центрами экономического роста;

определение уникальных инновационных и эффективных специализаций в малых и средних городах;

комплексное развитие социальной, транспортной и других видов инфраструктуры малых, средних городов и сельской местности;

снятие инфраструктурных ограничений, повышение транспортной доступности.

40_1.png

Стратегия отводит значительную роль развитию городских агломераций как центров экономического роста страны. Документ определяет около 40 таких агломераций — это крупные города с прилегающими муниципалитетами. Они должны выступить локомотивами развития территорий, попадающих в зону агломерационного влияния. Для ускорения модернизации этих городов предполагается определить их ключевые специализации, которые получат государственную поддержку.

Стратегия предусматривает задачи не только по развитию городских агломераций, но и малых городов, и населенных пунктов сельской местности. Подробнее о документе можно прочитать в интервью врио директора Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России А. А. Елина. Материал опубликован во втором номере журнала «Метод» и на сайте издания (gosmetod.ru/article/377828).

Как растут доходы местных бюджетов

Последние годы динамика доходов муниципальных образований стабильна и, в отличие от федерального бюджета, не сильно зависит от внешней конъюнктуры. Доходы муниципалитетов больше коррелируют с такими показателями, как уровень занятости или декларируемая заработная плата. Об этом, а также о других тенденциях доходов муниципалитетов, рассказал начальник Аналитического управления ФНС России В. Н. Засько.

За 2018 год доходы муниципальных образований выросли на 10,7% (на 39 миллиардов рублей), и такие же темпы роста сохранились в январе-апреле текущего года. Наиболее высокие темпы роста демонстрируют поступления по специальным налоговым режимам (+13,5%). Доходы от НДФЛ увеличились на 10,4%, от налогов на имущество — на 5,5%.

Доходы муниципалитетов растут, в том числе за счет улучшения налогового администрирования. Так, за последние 10 лет поступления по налогу на имущество физических лиц выросли в шесть раз. В 2018 году их объем составил 61 миллиард рублей. Это стало возможно благодаря верификации баз данных регистрирующих органов, вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимости, внедрению новых информационных технологий, объединению сроков уплаты имущественных налогов физлиц, созданию удобных для граждан сервисов.

Как муниципалитеты будут участвовать в нацпроектах

41.png

Система мониторинга и проблемные вопросы финансового обеспечения нацпроектов на региональном уровне стали темой выступления директора Департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Минфина России Н. А. Бегчина. По его словам, рассматривался вариант, чтобы муниципалитеты формировали проекты на своем уровне, которые должны соотноситься с региональными проектами, направленными на реализацию национальных. Это бы создало своего рода сквозную систему. Однако от такой идеи отказались. Вместо этого муниципальные образования, также как и учреждения (и региональные, и муниципальные), станут участниками проектной деятельности на региональном уровне, включившись в региональные проекты.

В рамках «Электронного бюджета» функционирует подсистема управления национальными проектами. Органы местного самоуправления должны быть подключены к этой системе и отвечать за свои конкретные результаты. Например, если речь идет об объекте в муниципальной собственности, то за результаты будет отвечать местная власть.

Где посмотреть полные доклады

42_1.png

Формат одной статьи не позволяет раскрыть всю проблематику, затронутую на муниципальной конференции. Поэтому с 1 июля 2019 года на портале bujet.ru, на сайте форума — lmorf.ru/lmo_XII и в соцсетях (ВКонтакте и Facebook) будут доступны полные видео докладов. Кроме прочего, вы увидите выступления партнеров и спонсоров конкурса: Компании БФТ («Использование ИТ-технологий в практике инициативного бюджетирования: действенный инструмент повышения эффективности бюджетных расходов»), НПО «Криста» («АС “Управление имуществом” — основной инструмент стимулирования роста доходов бюджетов»), СМП Банка («Типовые контракты как способ модернизации кредитования субфедеральных бюджетов»).

О совершенствовании контроля и аудита на муниципальном уровне рассказал заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. С. Бычков. Темой выступления заместителя начальника Управления государственного геодезического и земельного надзора Росреестра России С. А. Анохина стали инструменты муниципального земельного контроля (как органам МСУ эффективно бороться с нарушениями в сфере землепользования), члена Экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления М. В. Масловой — показатели эффективности и качества МСУ. Эти доклады, а также выступления представителей муниципалитетов также будут доступны на сайте.

К. В. ОВЧАРУК

 

Всероссийская конференция, организуемая Издательским домом «Бюджет» и Союзом финансистов России, из года в год поднимает наиболее важные и острые проблемы в работе органов местного самоуправления. Обсуждаемые в этом году вопросы показали, что сегодня невозможно представить бюджетный процесс без активного взаимодействия органов местного самоуправления и населения. Поэтому на продвижение инициативного бюджетирования на местах стоит обратить особое внимание, в том числе и как на дополнительный ресурс для развития городов и районов.

Для превращения инициативного бюджетирования в эффективный инструмент управления необходимы новые площадки по обмену мнениями между органами власти и общественностью. Представленный на конференции портал Компании БФТ «Решаем вместе» обеспечивает сопровождение полного цикла мероприятий инициативного бюджетирования: от приема заявок и проведения голосований до формирования и выгрузки отчетов, тем самым позволяя достичь социальных, экономических и управленческих эффектов.

Н. Ю. ЗЕЙТЕНИДИ, коммерческий директор Компании БФТ

40.png

На протяжении многих лет Компания БФТ плечом к плечу работает с муниципальными образованиями по всей стране. За эти годы мы вместе реализовали сотни успешных проектов, и итоги конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» — лучшее тому подтверждение. Благодарю организаторов за проделанную работу и от всей души поздравляю лауреатов конкурса с победой! Уверена, что впереди нас ждут не меньшие успехи, и общими усилиями мы добьемся достижения поставленных задач.

 

Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» — значимое событие в экономической жизни России. Он позволяет выявить наиболее успешные практики в управлении общественными финансами на уровне местного самоуправления и познакомить с ними широкую общественность, прежде всего большой круг представителей государственных и местных органов власти, специалистов, экспертов. Это, безусловно, способствует повышению качества управления общественными финансами в масштабе всей страны.

Ю. А. ЧЕРНЫХ, генеральный директор НПО «Криста»

41_1.png

Итоги XII Всероссийского конкурса показали, что многие муниципальные образования уверенно идут по пути экономического развития. Финал конкурса порадовал как большим числом призеров, так и подробной демонстрацией лучшего опыта в разных аспектах управления финансами в муниципальной сфере.

НПО «Криста» в течение ряда лет является стратегическим партнером конкурса. Для нас это большая честь. От лица всего коллектива компании сердечно поздравляю лауреатов и желаю всем муниципальным образованиям благополучия, а их руководству — новых профессиональных достижений!

 

Т. А. ГЕРАСИМОВА, вице-президент СМП Банка

42.png

Уже много лет подряд АО «СМП Банк» выступает партнером Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», организованного журналом «Бюджет» совместно с Союзом финансистов России.

По сложившейся традиции, помимо участия в награждении основных победителей банк награждает призеров в номинации «За лучшее управление муниципальным долгом». АО «СМП Банк» является одним из лидеров в России по объемам кредитования субъектов бюджетной сферы, поэтому ему хорошо знакомы примеры качественного управления муниципальным долгом. Стоит отметить, что в целом по стране уровень качества управления муниципальным долгом остается на стабильно высоком уровне, и более того — эффективность управления муниципальным долгом постоянно растет. В 2019 году, по нашему мнению, победителями в нашей спецноминации стали финансисты городов Ижевск, Ярославль и Орел.

От лица АО «СМП Банк» искренне поздравляю победителей конкурса. Желаю всем муниципальным образованиям финансовой стабильности и процветания, а их руководителям — интересных проектов и успеха в достижении целей!


Поделиться