Версия для печати 790 Материалы по теме
Сто лет истории  и новые проекты

Национальные проекты — одна из масштабнейших за последние десятилетия попыток создать механизм решения государственных задач, включающий четкое ресурсное обеспечение каждого запланированного мероприятия. В новых реалиях страна живет уже полгода. О финансировании нацпроектов, контроле использования этих средств в пятом по численности населения субъекте РФ — Свердловской области — мы поговорили с Галиной Максимовной КУЛАЧЕНКО, заместителем губернатора — министром финансов региона.

Ключевые факты о Свердловской области:

4,3 миллиона человек — численность населения.

94 муниципальных образования.

3-е место в РФ по грузообороту после Москвы и Санкт-Петербурга.

В 4 раза рост промышленного производства превышает общероссийский показатель.

6-е место в РФ по объему отгруженной промышленной продукции.

Топ-10 в Интегральном рейтинге регионов.

«1В» (высокий потенциал — умеренный риск) — инвестиционный рейтинг.

«BB+», прогноз «позитивный» — рейтинг Fitch.

Свердловская область с демидовских времен — «опорный край державы, ее добытчик и кузнец», крупнейший индустриальный центр страны. Здесь производят свыше 90% российского титана, более половины отечественной катодной меди, 40% российского чугуна и стали. Промышленный комплекс области включает порядка 14 тысяч предприятий.

— Галина Максимовна, какова региональная составляющая нацпроектов в Свердловской области?

— На сегодняшний день у нас в рамках 12 национальных проектов реализуется 57 региональных проектов, индикаторами их выполнения определены 320 целевых показателей. Общий объем средств из федерального и регионального бюджетов на реализацию нацпроектов в области на 2019 год — 27,5 миллиарда рублей, с учетом всех источников финансирования — 29,1 миллиарда рублей.

Безусловно, наиболее финансово емкие для нас — это проекты социальной сферы. Так, на реализацию региональной составляющей нацпроекта «Демография» в Свердловской области в текущем году предусмотрено 13,2 миллиарда рублей — это свыше 45 процентов общего объема финансирования нацпроектов в регионе на 2019 год. Также значительный объем финансирования имеют проекты по здравоохранению и образованию — 3,4 и 1,7 миллиарда рублей соответственно.

Но и другие нацпроекты для региона не менее важны. Например, нам удалось привлечь дополнительное финансирование из федерального бюджета на создание комфортной городской среды — 30 миллионов рублей на 2019 год и 179 миллионов — на следующий. По итогам Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды получены гранты на благоустройство общественных территорий в малых городах и исторических поселениях области. Это позволило нам увеличить количество благоустраиваемых территорий. Для формирования бережного отношения к объектам городской среды используется механизм финансового участия граждан в реализуемых проектах.

В следующем году сокращать финансирование проектов не планируется, оно будет обеспечено не ниже уровня текущего года. Это касается и социальной сферы — в соответствии с поручением губернатора области Евгения Владимировича Куйвашева в 2020 году будут сохранены все социальные льготы и меры соцподдержки населения.

— Как организован контроль использования средств федерального бюджета на цели национальных проектов?

— Это зона ответственности Министерства финансов Свердловской области. Мы отслеживаем полноту и динамику финансирования мероприятий ГРБС по каждому региональному проекту. Реализация национальных проектов в регионе находится на личном контроле губернатора области. Еженедельно главе региона представляется отчет о ходе реализации проектов, неотъемлемой частью которого являются данные регионального Минфина по кассовым расходам в рамках проектов.

— Основной объем финансирования национальных проектов в области — это бюджетные средства (свыше 97 процентов), использование которых всегда жестко регламентировано и связано с проведением конкурсных процедур. Как эти конкурсные процедуры организованы в регионе?

— Безусловно, изменения, внесенные в Закон № 44‑ФЗ, способствуют своевременному выполнению мероприятий, реализуемых за счет бюджетного финансирования. Вопросу заключения контрактов уделено значительное внимание на федеральном уровне, и мы в свою очередь осознаем прямую взаимосвязь сроков заключения контрактов и успешности достижения результатов. Поэтому в Свердловской области в ходе реализации региональных проектов ведется соответствующий мониторинг и контроль заключения государственных и муниципальных контрактов.

Во многом этому способствуют и мероприятия по автоматизации работы с нацпроектами. Сегодня уральская компания НПО «САПФИР» разрабатывает современные универсальные программные продукты, которые позволяют учитывать национальные проекты в кодах бюджетной классификации, а также отражать их в структуре государственных и муниципальных программ в качестве подпрограмм, мероприятий и основных мероприятий.

— По оценкам экспертов, Свердловская область — один из регионов, где проектная деятельность организована на высоком уровне.

— Для осуществления проектной деятельности у нас создана вся необходимая нормативная и методическая база, а также сформированы органы проектного управления: Совет при губернаторе по приоритетным стратегическим проектам Свердловской области, Проектный комитет Свердловской области, ведомственные проектные офисы, региональный проектный офис, функции которого выполняет Департамент управления проектами областного Министерства экономики и территориального развития.

Организационная структура управления проектной деятельностью соответствует сформированной на федеральном уровне, что обеспечивает соблюдение единых методологических подходов к реализации поставленных задач. Для осуществления постоянного мониторинга и контроля реализации проектов внедрена автоматизированная информационная система управления проектной деятельностью.

— Галина Максимовна, скоро вы отметите важную дату — 100 лет финансовой системы Свердловской области. Как Минфин готовится к празднику?

— Подготовка началась еще год назад, и к ней подключились все сотрудники областного Минфина. Мы решили под эгидой юбилея не только организовать традиционные праздничные мероприятия, но и в течение всего года делать добрые и полезные дела для жителей города и области. Так, в новом и самом быстрорастущем микрорайоне Екатеринбурга — «Академический» — появилась аллея Финансистов. Сотрудники Минфина посадили здесь 100 саженцев шаровидных ив. Сегодня ивы уже подросли и украшают наш город.

Другое полезное дело — серия уроков финансовой грамотности, которые провели сотрудники министерства и финансовых органов муниципалитетов в школах и вузах региона. По инициативе нашего ведомства в муниципалитетах Среднего Урала прошло 350 уроков финансовой грамотности для школьников 7–9-х классов. В них приняли участие более 15 тысяч ребят. Тема уроков «Бюджет страны, города, семьи» была выбрана не случайно. Ребятам важно понимать, что деньги не появляются сами по себе, это большой труд как их родителей, так и всех жителей нашего региона.

Для нас работа по повышению финансовой грамотности очень важна еще и потому, что грамотный человек всегда имеет хорошее качество жизни. К примеру, открытые лекции для студентов сотрудники финансового ведомства проводят на постоянной основе. В этом году мы их читали для студентов и преподавателей Уральского федерального университета, Уральского государственного экономического университета, Технического университета Уральской горной металлургической компании.

Другое юбилейное мероприятие связано со спортом: в Свердловской области организован турнир по волейболу на Кубок регионального Минфина, соперники — команды органов исполнительной и законодательной власти региона. Вообще спорт — неотъемлемая часть жизни министерства. Спорт не только помогает поддерживать здоровый образ жизни, но и влияет на сплоченность коллектива, его командный дух. Недаром в выходной, когда проходила итоговая игра турнира, поболеть за свою команду пришли все сотрудники министерства, а многие даже с семьями.

— Сегодня многие компании, ведомства обращаются к своим истокам, ищут архивные материалы о своей истории. Вы с коллегами провели большую работу, разыскали много интересных фактов о периоде становления и развития финансовой системы региона.

— Да, пожалуй, поиск архивных материалов стал самым значительным вкладом финансистов в празднование юбилея. Это оказалась непростая, но очень интересная и результативная работа, благодаря которой появилась книга «История Министерства финансов Свердловской области». В нее вошли уникальные архивные материалы, фотографии, воспоминания ветеранов.

В ведомстве появилась галерея портретов руководителей финансового органа начиная с далекого 1918 года. Готовится к открытию небольшая музейная экспозиция, благодаря которой, в том числе с помощью современных технологий, можно познакомиться с финансовой историей Урала. На завершающей стадии находится монтаж документального фильма о финансовой системе нашего региона.

Большую гордость за нашу профессию, желание отдавать ей свои время, опыт и энергию, делиться профессиональными знаниями с молодыми финансистами — все это мы ощущаем накануне нашего 100-летнего юбилея. Уверена, этот праздник разделят с нами все жители Свердловской области.

Подготовила С. А. Стрельникова

Исторические факты

1 августа 1919 года создан финансовый отдел исполнительного комитета Екатеринбургского губернского Совета рабочих, крестьянских депутатов. Тогда это была Уральская область, которая объединила Свердловскую, Челябинскую и Обь-Иртышскую области. В структуру Губфинотдела входили три подотдела: сметно-кассовый, прямых налогов и косвенных налогов.

15.png

Федор Сыромолотов — первый руководитель комиссариата финансов Урала. Горный техник по профессии, он стал партийным деятелем с большим стажем нелегальной работы, известным под псевдонимом Федич.

В 1930-е годы Уральский облфо вплотную занялся решением вопросов, связанных с прибытием в регион значительной партии спецпереселенцев, количество которых исчислялось десятками тысяч. Приходилось изыскивать источники финансирования для обеспечения прибывших жильем, питанием, медицинским обслуживанием, создания дошкольных детских учреждений, строительства школ, изб-читален.

В годы Великой Отечественной войны работники финансовых органов Свердловской области оказывали помощь фронту, квалифицированно выполняли свою работу, ежемесячно перечисляли однодневный заработок в фонд обороны СССР.

С 1950-х годов практически ежегодно расширялись функции финансовых органов, прежде всего по взиманию налогов, выдаче патентов, финансированию отраслей народного хозяйства.

С 1990-х годов финансовая система Российской Федерации разделена на три уровня — федеральный, региональный и местный. В Свердловской области удалось сохранить единую вертикаль государственных финансовых органов.

В марте 1996 года указом губернатора Свердловской области Облфинуправление переименовано в Департамент финансов. В то же время в нем появляются новые отделы: финансирования муниципальной и областной собственности, материально-технического снабжения и хозяйственного обеспечения финансовых органов.

В 1998 году указом губернатора Департамент финансов преобразован в Министерство финансов Свердловской области.

Поделиться