Версия для печати 361 Материалы по теме
Преемственность приоритетов и новые возможности

В текущем году в Алтайском крае сменился министр финансов. Мы попросили нового главу ведомства
Данила Геннадьевича СИТНИКОВА ответить на вопросы, касающиеся ключевых для развития региона направлений. Это реализация нацпроектов, долговая политика, поддержка местных инициатив и, конечно, прохождение эксперимента по применению курортного сбора.

Справка «Бюджета»

Д. Г. Ситников, заместитель председателя Правительства Алтайского края, министр финансов Алтайского края.

Родился в 1976 году в городе Барнауле Алтайского края.

В 1998 году окончил Алтайскую академию экономики и права по специальности «Финансы и кредит».

С января 1999 года работает в Министерстве финансов Алтайского края:

· с июля 2015 года — заместитель министра финансов Алтайского края;

· с апреля 2019 года — заместитель председателя Правительства Алтайского края, министр финансов Алтайского края.

— Данил Геннадьевич, в этом году вас назначили на должность заместителя председателя Правительства, министра финансов Алтайского края. Какие основные задачи в сфере управления государственными финансами вы видите?

— Алтайский край проводит последовательную работу, направленную на наполнение бюджета региона путем обеспечения роста налоговых поступлений и на повышение эффективности бюджетных расходов. Рост поступлений достигается за счет повышения налогового потенциала и увеличения собираемости доходов.

Эта работа имеет системную основу и проводится на протяжении уже ряда лет. В приоритетном порядке решались значимые для региона темы, к примеру, осуществлена оптимизация сети бюджетных учреждений. Выполнены мероприятия, позволяющие сократить расходы и повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, — возможности получения государственных и муниципальных услуг сохранены, при этом оптимизированы издержки и повышено качество услуг. Реализованы мероприятия по повышению результативности предоставления социальной помощи гражданам, что позволило обеспечить адресность мер соцподдержки и большую социальную защищенность жителей края. Продолжается выполнение мероприятий, направленных на обеспечение эффективного и рационального использования энергетических ресурсов в учреждениях бюджетной сферы.

В крае действует региональная госпрограмма «Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае». Ее исполнение позволяет четко и на перспективу выстраивать отношения с муниципалитетами.

Основа бюджетной политики — исполнение на территории края указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Реализация основной задачи будет осуществляться с учетом мероприятий, предусмотренных в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах.

Нашими приоритетами являются увеличение собственных доходов бюджета края и повышение эффективности расходов, направляемых на социальное обеспечение граждан и предоставление государственных и муниципальных услуг. К приоритетным направлениям также относятся сдержанная политика в сфере долговых обязательств, усиление роли модельного бюджета как инструмента бюджетного планирования и анализа и, конечно же, повышение эффективности бюджетных инвестиций.

— Какие параметры бюджета заложены на 2019 год?

— Объем доходов краевого бюджета в текущем году составляет 101,4 миллиарда рублей, рост к 2018 году — 112 процентов. Налоговые и неналоговые доходы составляют 52,6 миллиарда рублей, с ростом к прошлому году 109 процентов. Основными источниками налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета являются: НДФЛ — 18,1 миллиарда рублей (35 процентов общего объема налоговых и неналоговых доходов), налог на прибыль организаций — 13,2 миллиарда (25 процентов), акцизы — 11,6 миллиарда (22 процента), налог на имущество организаций — 3,8 миллиарда (7 процентов). Безвозмездные поступления составляют 48,8 миллиарда рублей, рост к 2018 году — 115 процентов.

Расходы краевого бюджета запланированы в сумме 111,5 миллиарда рублей, рост к 2018 году — 117 процентов. Доля расходов краевого бюджета на финансирование отраслей социальной сферы составляет 70 процентов общей суммы расходов, это 78,4 миллиарда рублей. Важнейший приоритет для правительства края — повышение уровня жизни в регионе и увеличение заработной платы. Основным направлением расходов краевого бюджета является исполнение законодательно установленных социальных и иных первоочередных расходных обязательств субъекта РФ.

— Одна из самых актуальных сейчас тем для регионов — нацпроекты. Сколько проектов реализует край?

— На федеральном уровне сформировано 12 национальных проектов, которые декомпозированы на 67 федеральных проектов, из них в Алтайском крае реализуются 53. Их финансовое обеспечение составляет более 17 миллиардов рублей из всех источников финансирования. В том числе 9,4 миллиарда рублей — средства федерального бюджета.

— Как продвигается исполнение нацпроектов, что уже успели сделать?

— В настоящее время реализован весь необходимый набор инструментов: заключены соглашения с федеральными органами исполнительной власти, доведены лимиты до краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. По каждому проекту установлены результаты, целевые показатели и контрольные точки, обозначены мероприятия, необходимые для их достижения. Упрощены процедуры конкурсов, увеличены горизонты планирования, ускорены процедуры заключения соглашений как с федеральными органами власти, так и с муниципальными образованиями.

Работа предстоит напряженная. Строиться она будет на проектной основе. При реализации региональных проектов существует необходимость усиления ответственности их администраторов на всех уровнях.

— Рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило рейтинг Алтайского края до максимального в Российской Федерации. Какие факторы повлияли на изменение рейтинга?

— Мероприятия в сфере государственных внутренних заимствований в Алтайском крае направлены на поддержание объема госдолга края на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков. Также они предусматривают минимизацию затрат по обслуживанию государственного долга региона, своевременное и полное исполнение принимаемых обязательств и поддержание достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости.

Долговая нагрузка Алтайского края продолжает оставаться минимальной — объем госдолга по итогам 2018 года составил 1,9 миллиарда рублей. Это наименьший показатель в расчете на одного жителя среди субъектов Сибирского федерального округа и третий среди всех субъектов Федерации.

Это стало ключевым условием для повышения кредитного рейтинга Алтайского края. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило рейтинг региона до уровня «ВВВ-». Уровень рейтинга на текущий момент является максимальным для субъектов РФ и присвоен всего десяти регионам. В пресс-релизе агентства отмечено, что Алтайский край осуществляет взвешенный контроль расходов, о чем свидетельствует динамика расходов, близкая к динамике доходов в течение последних трех лет. Оценка дается на основе регулярного анализа социально-экономического развития региона, долговой политики, организации бюджетного процесса, результатов проводимой бюджетной политики, инвестиционной привлекательности и других параметров.

— Алтайский край входит в четверку регионов, где в соответствии с федеральным законодательством реализуется эксперимент по взиманию курортного сбора. C 1 мая прошлого года в крае введена плата за пользование курортной инфраструктурой. Какой муниципалитет вы выбрали для пилота?

— Территорией эксперимента определено одно муниципальное образование — город-курорт федерального значения Белокуриха. Размер курортного сбора в 2018 году составлял 30 рублей за одни сутки фактического проживания, потом он был повышен и на 2019–2022 годы составляет 50 рублей.

— Удовлетворяют ли краевой Минфин первые результаты проекта?

— За 2018 год поступления от курортного сбора составили 18,3 миллиона рублей — это значительная сумма для Белокурихи. В 2019 году ожидается, что сумма достигнет 34,7 миллиона рублей. За первое полугодие текущего года проект принес 21,5 миллиона рублей.

— Куда направляются полученные средства?

— Доходы от уплаты курортного сбора являются основным источником формирования бюджетных ассигнований Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края. В 2018 году за счет средств фонда выполнены работы по благоустройству лесов, прилегающих к курортной зоне, произведена расчистка поросли и уборка валежника. Также благоустроены берега реки Белокуриха, приобретены и установлены скамейки и урны.

В 2019 году средства планируется направить на благоустройство и содержание терренкуров[1], пешеходных зон, архитектурных объектов, выполнение работ по обустройству прилегающих к курортной зоне лесов, проектирование и строительство тротуаров, пешеходных переходов, велосипедных дорожек. По нашему мнению, этот опыт заслуживает распространения на территории всех заинтересованных субъектов страны.

— В 2016 году Алтайский край вошел в число территорий, где реализовывался проект поддержки местных инициатив. Какую пользу в итоге получил регион?

— 444 проекта за 2017–2019 годы было реализовано в крае в рамках федерального проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах РФ в 2016–2018 годах». Их общая стоимость 401,8 миллиона рублей, в том числе средства краевого бюджета — 258,6 миллиона рублей. Особенностью нашего конкурсного отбора проектов стала подача участниками заявок в электронной форме с помощью официального портала проекта алтайпредлагай.рф.

— Планируется ли дальнейшее развитие инициативного бюджетирования и увеличение целевой аудитории?

— Планируется. В ходе реализации проекта поддержки местных инициатив в Алтайском крае мы увидели отклик наших жителей, поэтому было принято решение ежегодно увеличивать объем средств, выделяемых на эти проекты. Кроме того, с 2019 года мы запускаем новое направление «Молодежный бюджет», которое будет направлено на повышение гражданской активности учащихся 9–11-х классов, реализацию новых идей по обустройству школьной инфраструктуры и улучшению учебно-воспитательного процесса, инициированных и поддержанных старшеклассниками. «Молодежный бюджет» предусматривает вовлечение органа школьного ученического самоуправления в предварительный анализ проектов, выдвинутых старшеклассниками на классных собраниях. Старт конкурса — начало предстоящего учебного года.

Привлечение населения к решению вопросов местного значения, внедрение практики инициативного бюджетирования — один из инструментов по повышению эффективности бюджетных расходов. И в Алтайском крае этот инструмент активно используется.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА




[1] Терренкур — это метод санаторно-курортного лечения, который предусматривает физические нагрузки в виде пешеходных прогулок, восхождений в гористой местности по определенным, размеченным маршрутам.

 




Поделиться