Версия для печати 1584 Материалы по теме
Региональная специфика и ключевые драйверы развития газомоторного рынка

По оценкам многих экспертов, уже в самом ближайшем будущем газомоторное топливо (метан) имеет все шансы занять существенную долю на рынке топлива для транспорта. В интервью журналу «Бюджет» Василий Леонидович ЗИНИН, победитель первого Всероссийского конкурса «Лидеры России», исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации, рассказал о том, как сегодня в России обстоят дела с использованием природного газа в качестве моторного топлива, о работе регионов в этом направлении, проблемах, с которыми сталкиваются участники рынка, и своим видением решения насущных задач.

052.png

— Василий Леонидович, насколько важно сегодня для государства развивать рынок газомоторного топлива?

— Необходимость и целесообразность развития рынка газомоторного топлива неоднократно подчеркивались Президентом РФ В. В. Путиным и в обращении к Федеральному собранию, и во время прямого общения с населением. Почему эту задачу руководство страны видит приоритетной? Здесь есть объективные причины. Во-первых, экономические: Россия обеспечена природным газом, мы являемся мировым лидером по его запасам и себестоимость добычи у нас высококонкурентна. В связи с этим перевод транспорта на природный газ дает ощутимый эффект для экономики в целом — это существенная экономия затрат на топливо.

Если говорить про рост налоговых поступлений, то реализация подпрограммы развития рынка газомоторного топлива может дополнительно принести в бюджет порядка 350–380 миллиардов рублей. Но это не только красивые цифры, здесь очень важны и структурные изменения: предполагается перераспределение капитала за счет сокращения затрат на топливо в пользу промышленных предприятий, транспортных компаний — реального сектора. Иными словами, дополнительные деньги получит российская промышленность, которая сейчас страдает от нехватки оборотных средств, ограниченного доступа к долгосрочному заемному финансированию и так далее.

Во-вторых, социальный фактор. Для конкретного потребителя переход на природный газ (метан) — хорошая возможность сэкономить на топливе практически в три раза благодаря низким ценам. Для большей части населения это очень важный момент. Также необходимо отметить и возможность сдерживания цен на услуги, например по пассажирским перевозкам за счет перевода автобусных парков на природный газ, на продовольственные товары, товары повседневного спроса, где существенная доля себестоимости — это логистика и транспортировка.

В-третьих, экологический эффект. В России мы пока не очень большое внимание уделяем экологии, хотя во всем мире органы государственной власти весьма требовательны к участникам рынка в вопросах экологии. А природный газ имеет очень хорошие экологические характеристики при его использовании в качестве топлива для транспорта. И здесь я бы акцентировал внимание не только на выбросах углекислого газа, о которых модно сейчас говорить (хотя и тут есть существенное снижение), но и на выбросах так называемых твердых сажевых частиц. Мы этой сажей дышим, и именно она оказывает самое негативное влияние на здоровье человека. А при использовании природного газа твердых сажевых частиц практически не выделяется. Это принципиально изменит экологию среды, в которой мы живем.

В целом развитие газомоторного топлива — тема действительно очень актуальная и интересная, и в России есть все предпосылки для того, чтобы этот сегмент рынка развивался динамично и успешно.

— Какой объем инвестиций будет вложен в развитие инфраструктуры в ближайшие годы?

— Ключевым драйвером развития рынка в ближайшие годы будет государственная поддержка. Есть соответствующая инициатива Министерства энергетики РФ. Подписана дорожная карта по финансовой поддержке участников рынка. Предполагается субсидирование как создания газозаправочной инфраструктуры, так и перевода транспорта на природный газ.

В этом году объемы финансового вливания в рынок газомоторного топлива со стороны федерального бюджета можно оценивать на уровне 8 миллиардов рублей, а в последующие, до 2024 года включительно, по 10 миллиардов ежегодно. Необходимым требованием для реализации программы является и привлечение частных инвестиций в соотношении 10:1. То есть на каждый рубль федерального финансирования в отрасль должно прийти десять рублей частного. И здесь мы уже выходим на совсем другие цифры — можно рассчитывать на порядка 750 миллиардов рублей инвестиций до 2024 года.

При этом, по оценкам Национальной газомоторной ассоциации, для того, чтобы создать минимально необходимую инфраструктуру, первичный рынок, чтобы все крупные потребители смогли добраться до газовых заправок и не чувствовали «бутылочного горлышка», нужно вложить порядка 210 миллиардов рублей (рисунок 1). И начинать следует уже сегодня. В нашем понимании дать сейчас первый важный импульс для развития этого рынка на ближайшие 3–5 лет — первостепенная задача.

— Как планируется мотивировать региональные власти, чтобы те активнее развивали газомоторное направление?

— Концепция, которую изначально предложило Минэнерго России, — софинансирование со стороны федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, причем последние должны быть распределителями этих средств. Сейчас ведется большая работа по разработке всех методик и регламентов в части процесса субсидирования.

Правительство не уговаривает регионы участвовать в этой программе, скорее наоборот, оно отбирает самых достойных. Субъекты конкурируют за возможность получить эти федеральные субсидии, будет выбрано порядка 25 пилотных регионов. Их интерес понятен — это возможность создать новый рынок и поддержать региональные компании. При этом государственная поддержка накладывается здесь на возможность той экономии, которая предполагается изначально, исходя из ценовой конъюнктуры.

Надо понимать, что цены на природный газ в нашей стране регулирует государство. Трубопроводный газ стоит в регионах в среднем порядка 4,5 рубля за кубометр. На АГНКС средняя цена по России — 16,5 рубля за кубометр. Существующая разница — основа маржинальности потенциальных владельцев метановой инфраструктуры. При этом для потребителя разница между 16,5 рубля и ценой на бензин или дизель, которая варьируется сегодня от 42 до 50 рублей, — экономия практически в три раза. При доступе к инфраструктуре и при поддержке региональных властей крупных игроков не придется уговаривать. Они прекрасно понимают экономические выгоды исходя из простой калькуляции.

— Можно ли уже сегодня сказать, какие выгоды получат субъекты от перевода транспорта на газомоторное топливо? Есть ли какие-то цифры, подтверждающие это?

— Как я же упоминал, создание, по сути, нового рынка позволит сократить транспортные издержки промышленных предприятий, транспортных и логистических компаний, торговых сетей. У регионов появится возможность сдерживать цены на социально значимые услуги и товары: автобусные пассажирские перевозки, продукты питания, товары повседневного спроса.

Снизятся транспортные расходы для социально незащищенных слоев населения, увеличится занятость, повысятся налоговые выплаты. Безусловно, качественно изменится экологическая среда в крупных городах. Все это приведет к повышению конкурентоспособности предприятий регионов и улучшению социальной обстановки. По нашим оценкам, в целом по стране к 2024 году экономия предприятий и домохозяйств от перехода на природный газ может составить 430 миллиардов рублей.

— Назовите основные на сегодняшний день проблемы, которые тормозят развитие региональных рынков ГМТ?

— Я бы выделил несколько ключевых проблемных направлений. Во-первых, основная сложность развития любого рынка на начальном этапе — координация действий участников. Любой проект в рамках этого рынка не существует в отрыве от других проектов.

Поясню, что имею в виду. Допустим, частный инвестор в одном из регионов начинает строить газозаправочную станцию, но параллельно он должен сразу создать и спрос — договориться с потенциальными потребителями. Те, в свою очередь, до этого не имели доступа к данной инфраструктуре, они только думают переводить свой транспорт на газ. Получаются сложносоставные проекты с большим числом участников. При этом все участники должны синхронизироваться по срокам, взять на себя взаимные обязательства, постоянно коммуницировать в процессе реализации проекта.

Это всегда сложно, и у нас механизмов такой коммуникации ни на федеральном, ни на региональном уровнях пока нет. Нужно думать, как ее выстроить. Национальная газомоторная ассоциация старается максимально содействовать этой коммуникации на нашей площадке. Но здесь также крайне важна роль таких инструментов, как федеральная и региональная программы поддержки, когда субъект Федерации занимает позицию координатора и помогает игрокам действовать в рамках единого программного видения.

Второе направление — проблемы в информационном поле. Если брать потенциального потребителя в широкой массе, то многие не до конца представляют, что такое газомоторное топливо. В сознании обычного потребителя оно чаще воспринимается как пропан, а не метан. Надо проводить активную информационную политику, разъяснять, что это разные продукты. У метана более интересные потребительские характеристики: он и безопаснее, и экологичнее, и ценовое позиционирование у него лучше.

Требуется грамотная информационно-разъяснительная работа, скоординированные действия всех заинтересованных участников рынка по совместному продвижению метана. Нужно информировать население о том, как на него перейти, какие есть проверенные и надежные участники рынка.

Третье направление — это, конечно, нормативно-правовая база.

— Кстати, какие изменения требуется внести в законодательство, чтобы создать современную нормативно-правовую базу использования газомоторного топлива?

— Если мы говорим о том, что существует государственная программа, предполагающая бюджетное финансирование, то весь механизм субсидирования должен быть прописан и отлажен. Это то, над чем сейчас активно ведется работа.

Если говорить о государственном регулировании рынка, то самым горячим вопросом сегодня является переоборудование транспорта под метан и его регистрация. К сожалению, пока позиция ГИБДД в этом направлении движется в сторону ужесточения, а не готовности пойти навстречу участникам рынка. Эту проблему необходимо решать.

Поделиться