Версия для печати 625 Материалы по теме
На пленарной сессии «Экономические реформы в России: эволюция и сегодняшние приоритеты»
Московский финансовый форум: второй день

13 сентября Московский финансовый форум открыла пленарная сессия «Экономические реформы в России: эволюция и сегодняшние приоритеты». Представители власти и бизнеса обсудили основные этапы развития российской экономики и актуальные реформы для страны на сегодняшний день.

Так, президент ПАО «Сбербанк России» Г. О. Греф высказал свое мнение о проблеме отсутствия современных моделей управления. Он отметил, что проблема существует по сей день и остается самой актуальной и ключевой. В России нет понимания, как именно развивать экономику, нет соответствующей бизнес-модели, считает глава Сбербанка.

Федеральное казначейство — новые возможности

В ходе форума состоялась сессия «Федеральное казначейство — новые правила и новые возможности». Она прошла в формате «открытого диалога» с руководителем Казначейства России Р. Е. Артюхиным

«За последние годы в доходы федерального бюджета поступило 645 млрд рублей. В этом году законтрактовано 165 млн рублей, а это, между прочим, три хороших годовых бюджета среднего субъекта Федерации. Развиваются новые инструменты, которые дают показатели сразу же», — сказал Роман Артюхин. 

Руководитель федеральной службы рассказал, с какими вызовами приходится сталкиваться его сотрудникам, и ответил на вопросы о работе казначейства. По его словам, сегодня в казначействе обслуживаются 29 тысяч юридических лиц, которые не являются бюджетными учреждениями. Остатки по ним достигают 560 млн рублей, и это неплохой результат. Но надо продолжать «выталкивать деньги в экономику» и разрабатывать новые финансовые механизмы, «чтобы каждый бюджетный рубль работал на достижение поставленных целей». 

«У нас нет цели захватить большую часть казначейских ресурсов, наоборот, мы хотим, чтобы остатки на счетах равнялись нулю. Чтобы при казначейском сопровождении каждая копейка, транзитом проходя через казначейские счета, быстрее уходила в экономику», — сказал Роман Артюхин.

Международный опыт свидетельствует: разные государства организуют систему управления бюджетными расходами по-разному. Лучшие мировые практики и возможность переложить их на российскую действительность обсудили на соответствующей сессии 13 сентября.

Эффективность бюджетных расходов

Управление расходами стало темой для обсуждения другой профильной секции. «В России управление бюджетными расходами только начинается», — считает модератор сессии, генеральный директор консалтинговой компании «ЭККОНИС» Ольга Ястребова. И управление ими — один из наиболее актуальных вопросов финансовой политики.

Начальник отдела по управлению государственными финансами налогово-бюджетного департамента Международного валютного фонда Каролина Рентерия заметила: «Да, изменения— это всегда сложно, они вызывают противодействие, но так как бюджетный процесс идет ступенчато, есть возможность посмотреть назад и увидеть, насколько цели соответствуют тому, что мы делаем. Таким образом, мы можем понимать и корректировать расходы наших ресурсов».

Зарубежные спикеры огромную роль в управлении бюджетными расходами отводят госпрограммам. «Должна всегда быть программа. Всегда нужно искать новую инновационную политику. Обзор бюджетных расходов должен отвечать поставленным целям» — сообщил старший советник Отдела стратегического анализа Генеральной дирекции по бюджету Министерства финансов Нидерландов Меке ван ден Хевел – де Грот.

Сейчас госпрограммы в России — это скорее формализованные документы, чем управленческие инструменты, считает замминистра финансов РФ Владимир Колычев.

«Когда мы видим, что налоговые льготы в энергетике составляют 1,6 триллионов рублей, а прямые расходы 10 миллиардов рублей, то оценивать эффективность 10 миллиардов, не касаясь льгот, довольно нецелесообразно. Последние два года мы внедряем большой блок, связанный с налоговыми расходами, чтобы создать определённый контроль и вести учет» — сказал он.

Цифровые технологии действительно облегчают и улучшают жизнь, но как при этом защитить потребителей, чтобы вместо новых возможностей у них не появились новые проблемы? Об этом говорили на Московском финансовом форуме спикеры сессии «Финансовое просвещение потребителя в цифровую эру: риски и возможности».

Переход на цифровые технологии

По статистике Банка России, количество пострадавших от цифрового мошенничества продолжает увеличиваться. Одна из главных причин — потребители не разбираются в современных технологиях. «Мы видим, что в один клик можно потерять свои финансы и стать жертвой мошенников», — заявила Анна Зеленцова, член Наблюдательного совета Организации экономического сотрудничества и развития по финансовому образованию, стратегический координатор проекта Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

«Большинство пользователей цифровых услуг не чувствует риски. Многих слишком пьянит легкость, с которой совершается легкость транзакций. На самом деле, ситуация более серьезная, чем кажется», — согласился с модератором заместитель Министра финансов РФ Сергей Сторчак.

Генеральный директор Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований Гузелия Имаева отметила, что 22% финансовых организаций планируют сокращать число офисов, уходя в мобильный банкинг. «Финансовая доступность семимильными шагами движется в сторону цифровизации», — подтвердил советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Александр Коланьков, обратив внимание на рост популярности гаджетов и приложений и геймификацию как тренд в образовании.

Все спикеры отметили, что высокий уровень цифровой грамотности демонстрирует молодая аудитория. Но и здесь, несмотря на обилие возможностей, есть ряд проблем. «Кредитный сектор часто ругают, потому что малообеспеченные слои населения становятся незащищенными из-за потребности в денежных средствах и из-за низкого уровня информационной грамотности. Важна не грамотность, не количество банков, не диджитализация, а уровень доходов населения», — заявил Георгий Горшков, первый заместитель Президента – Председателя правления ПАО «Почта Банк».

«Надеемся, что наши учебные материалы дадут больше возможностей для обучения финансовой грамотности», — сказал Сергей Сторчак. По словам заместителя Министра финансов РФ, очередная Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, которая стартует 31 октября, будет посвящена рынку финансовых услуг.

Будущее нефтяной отрасли

На деловой сессии «Влияние налоговой политики в нефтяной отрасли на социально-экономическое развитие России» участники обсудили последние реформы налогообложения и меры, направленные на стимулирование добычи углеводородного сырья.

Одной из этих мер стало введение налога на дополнительный доход (НДД) и обратный акциз на нефтяное сырье при реализации качественных нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ А. В. Сазанов сообщил: «Мы ожидаем рост инвестиций в нефтепереработку до суммарно 1,3 триллиона рублей за 2020-2024 год, это более 200 миллиардов рублей ежегодно. Строительство углубляющих мощностей – практически 40 миллионов тонн, и мы ожидаем, что выход светлых нефтепродуктов увеличится до 78 % к 2025 году. Когда эта модернизация пройдет, добавочный продукт составит порядка 400 миллиардов рублей в год ежегодно».

Заместитель министра энергетики РФ П. Ю. Сорокин сказал: «Понимая, что через 20-25 лет может начаться определенная стагнация, может, даже падение спроса на нефть, наша задача — максимизировать стоимость тех запасов, которые у нас есть в земле, максимально ускорить и углубить эту монетизацию и поставить нас на максимально низкой точке на кривой предложения по всей цепочке производства (добыча, нефтепереработка, нефтехимия, транспорт), чтобы когда эта конкуренция начнется, условно под риском были дорогие производители».

Что касается представителей нефтегазового бизнеса, одним из тех, кто опробовал систему налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, стала компания «Лукойл». Первый вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ» озвучил первые результаты: «В пилотном режиме НДД у нас работает 29 участков. В первом полугодии из них было добыто 2,4 миллиона тонн нефти, при этом более половины добычи пришлось на 8 участков третьей группы, то есть это наши зрелые месторождения в Западной Сибири. По новой системе налогообложения добыча увеличилась на 8%, проходка в эксплуатационном бурении более чем на 20%. Благодаря переходу на режим НДД мы уже планируем увеличение инвестиций только на эти участки на 60 миллиардов рублей».

На сессии также отметили, что нефтеперерабатывающая промышленность в России  несет убытки из-за того, что все месторождения на территории страны со временем изнашиваются. Это ежегодно сокращает объемы добычи нефти в стране, несмотря на то, что крупнейшие игроки уже используют инновационные методы в своей работе.

О субфедеральном долге

В рамках деловой сессии «Рынок субфедерального долга: мы ждем перемен» прошел обмен мнениями между представителями регуляторов, регионов и финансовой индустрии в отношении перспектив рынка субфедеральных займов. Серьезные изменения были внесены в Бюджетный кодекс в 2019 году, и Минфину России, и региональным финансовым органам в скором времени предстоит перестроить свою работу. 

Открыл сессию директор Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов РФ Константин Вышковский докладом о новой системе администрирования: «Исходя из лучших мировых практик, мы усовершенствовали систему долговой устойчивости, пересмотрели ее пороговые значения. Будет проводиться классификация всех регионов по высокой, средней и низкой долговой устойчивости, что будет основой для предоставляемой в дальнейшем свободы субъекту со стороны центрального аппарата управления».

Он добавил, что взаимодействие с регионами в формате методологических рекомендаций себя не оправдало. Не удалось серьезно сподвигнуть регионы в сторону наработанных Минфином практик. В дальнейшем регуляторика станет жестче.

В ходе дискуссии спикеры обратили внимание на отсутствие в России развитого вторичного рынка регионального инвестиционного долга, так как размещение долга и выпуск облигаций происходит не в конкурентной среде. «Субфедеральный долг очень интересен для всех инвесторов, потому что выгода у него выше, а риски ниже. Процентная доля физических лиц на основном рынке составляет 13%, это очень много. Но на вторичном рынке ситуация обратная, хотя физлица здесь тоже активны» — прокомментировала ситуацию управляющий директор по фондовому рынку, член Правления ПАО «Московская Биржа» Анна Кузнецова.

Однако, в условиях сегодняшней макроэкономической ситуации спикеры видят возможность для внедрения инноваций. Это позволит избежать серьезных кризисных ситуаций в сфере регионального долга и начать работу с принципиально новыми игроками. «От того, кто покупает облигации зависит и конфигурация продукта. Исторически это институциональные организации, вроде банков. Но что же можно предложить абсолютно розничному клиенту, который никогда не работал с облигациями? Необходимо обеспечить квазидепозитные инструменты» — предложила советник первого заместителя Председателя Банка России Елена Чайковская.

Следующий год станет для рынка субфедерального долга переходным, так как все инновации вступят в силу к 2021 году. Все участники выразили надежду на появление новых эмитентов и призвали активизироваться старых. Первый заместитель Министра экономики и финансов Московской области Екатерина Зиновьева добавила, что в следующем бюджетном цикле они будут увеличивать объемы инвестиционных заимствований и активно использовать новые инструменты. 

Источник: сайт мероприятия

Поделиться